Реформы по определению – это масштабные изменения, приводящие к улучшениям в функционирования государства и в жизни общества. Но в последнее десятилетие в Украине горе-реформаторы под громкими лозунгами действовали с точностью до наоборот: разваливали основы государства и дискредитировали само понятие реформ. На очереди – "разреформирование" Службы безопасности Украины.
"Активисты" неизменно работают на разрушение
Анализ хода реформ, заявленных и разработанных так называемыми "активистами", которые получали и получают обильное финансирование от институций Европы и Запада, демонстрирует, что разрушение, "разреформирование" – это отнюдь не художественное преувеличение.
Профессиональные "реформаторы" не просто не довели до конца ни одной реформы, они фактически уничтожили все, что хоть как-то работало в Украине. Это произошло практически во всех ключевых сферах государственной деятельности, хотя намерения при этом высказывались самые благие. Лишний раз доказывая древнюю истину о том, чем выстелен путь в ад.
К примеру, было заявлено, что изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Украины 2012 года были вызваны "необходимостью гуманизации порядка досудебного расследования с целью обеспечения конституционных прав граждан Украины". А в результате были практически похоронены возможности посадить хоть кого-нибудь из богатых преступников. Чуть что – вносят залог и избегают "тюремных факторов".
Новый закон о прокуратуре должен был устранить дублирование и четко разграничить функции правоохранительных органов, наладить эффективный контроль за их деятельностью. На практике произошло уничтожение эффективного прокурорского надзора, фактическое обнуление полномочий прокуроров. В результате, указывает эксперт Алексей Зиневич, сформировалась система коллективной безответственности, когда органы местного самоуправления и местная правоохранительная система имеют много полномочий, но ни за что не отвечают. Зато вывеска руководящего органа поменялась – вместо ГПУ стало ОГП.
Созданное по лекалам "активистов" Национальное антикоррупционное бюро Украины во главе с Сытником за 5 лет так и не посадило ни одного крупного коррупционера. Зато сам Сытник официально занесен в реестр коррупционеров.
Неуклюжая судебная реформа привела к еще большей закрытости и коррумпированности судебной системы. А апофеозом этой "лже-реформы" стал нынешний конституционный кризис, рожденный "совместными усилиями" перешедшей в наступление на КС без оглядки на законодательство власти и "упершихся" судей КС, которые закон формально соблюдают, но уничтожают принцип неотвратимости наказания за коррупционные преступления.
В МВД грузинских женщин уже нет, а их реформа стала хронической. И вылилась в поводы попиариться для вечного и несменяемого никакими реформами Арсена Авакова.
Медицинская реформа показала себя во всей красе во время эпидемии коронавируса. Украинская медицина оказалась совершенно не готовой к испытаниям, и это стоило немало человеческих жизней.
Насчет реформы образования вспоминается диалог героев классической кинокомедии "С легким паром": "- Ошибки врачей дорого обходятся людям. - Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого". Правда, у нас речь идет об ошибках не так учителей, как "реформаторов", превративших сферу образования в Украине в экспериментальный полигон.
Это злой умысел – или слабоумие?
Возникает закономерный вопрос: "реформаторы" творят все это сознательно – или же "хотели как лучше, а получилось как всегда"?
Факты вполне свидетельствуют в пользу первого варианта. Как говорил герой Шекспира, "в этом безумии есть своя система". Ведь "лже-реформы" всякий раз проводятся по одному и тому же алгоритму. Создаются виртуальные проблемы путем постановки заведомо неадекватной и недосягаемой цели, чтобы любые конструктивные пути решения проблемы с ходу объявлялись "зрадой".
Экс-посол Канады в Украине Роман Ващук метко окрестил такой образ действий "реформ-большевизмом": если все не достигнуто на 105%, это обязательно "зрада".
Как представляется, эти действия "активистов" вполне продуманны и спланированы, в них нет хаотичности и присутствует вполне материальная и корыстная цель. Соблюдается принцип – чем хуже, тем лучше. Чем хуже Украине, тем лучше "грантоедам", тем больше финансирование со стороны западных правительств и институций.
Для них "реформаторы" яркими красками рисуют виртуальные картинки, фактически дезинформируя грантодателей насчет реального состояния вещей. При этом монополизируют доступ к уху западных покровителей, рисуя себе имидж "расследователей", "борцов" и "активистов-демократов", а оппонентов малюя "коррупционерами", "узурпаторами" и "зрадныками".
На что идут многомиллионные гранты
Их усилия окупаются сторицей: на кону десятки и сотни миллионов долларов. Значительную часть "активисты" просто разворовывают, один из примеров привел изданию FOXNEWS Адам Эрели, посол США и бывший зам пресс-секретаря Госдепартамента США: глава ГО "Центр противодействия коррупции", "реформатор НАБУ" Виталий Шабунин с откатов от помощи правительства США якобы построил дом за 83 тыс. долларов, а всю недвижимость записал на жену (после этой публикации "откатный" дом загадочным образом сгорел).
Но огромные средства "реформаторы", полученные с Запада, используют на всяческое углубление проблем, но отнюдь не на их разрешение. Это деморализует наше общество, дезориентирует и украинцев, и наших международных партнеров, часто вполне добросовестных и порядочных и не занимающихся никакими откатами. Также ослабляются внешнеполитические позиции Украины, создаются серьезные проблемы в отношениях с союзниками, которые приостанавливают помощь, оказывают сильное давление с требованиями "провести наконец полноценные реформы".
Еще бы – ведь "борцы" ежедневно рассказывают им, что засевшие во власти "зрадныкы" спят и видят, как бы эти самые реформы затормозить и похоронить.
Вы спросите, причем тут Россия…
Со времен Древнего Рима ключевой вопрос при анализе – "кому выгодно?" Ответ прост – происходящее очень выгодно путинской России, пророссийскому лобби в Европе и США. Российские спецслужбы имеют богатый опыт информационной войны с прицельной дискредитацией как страны-противника в целом, так и отдельных госорганов, и политических сил. При этом используются как прямые агенты, так и "полезные дураки".
Причем эту войну часто ведут в пределах правового поля, формируя и используя в своих целях искаженные общественные ожидания. Это доказывает, например, деятельность медведчуковских информационных телеканалов.
Поэтому правоохранительных органов "информационные воины" не боятся. В Украине есть лишь один орган, предназначенный для расследования и борьбы с "лже-активистами", адептами информационной и идеологической войны – Служба безопасности Украины. И способный им эффективно противодействовать.
Почему "кончают" именно СБУ
Не потому ли мы наблюдаем, как в украинских, так и в зарубежных СМИ ожесточенную атаку на СБУ под все той же маркой "необходимости коренных реформ"? Заметьте – в давлении на бизнес обвиняют не налоговиков, не таможню, не МВД, а именно СБУ. Хотя цифры статистики доказывают, что "кошмарение" бизнеса со стороны СБУ – скорее миф, придуманный "активистами". За 2019 год в Совет бизнес-омбудсмена на СБУ поступило 17 жалоб, а на ГФС – 1073, на полицию – 107.
Не стоит ли за этими атаками, во-первых, примитивное стремление "грантоедов" сохранить за собой возможности использования и отмывания многомиллионных грантовых средств (похоже, в этом стремлении они не останавливаются перед откровенно антиукраинской деятельностью). И, во-вторых, все те же пользующиеся ситуацией российские спецслужбы.
В результате был запущен уже привычный и проверенный на прокуратуре, судах, МВД и других сферах алгоритм "разреформирования" СБУ. То есть, разрушения под видом реформирования.
Анатомия "разреформирования" СБУ
Для начала в парламенте была создана рабочая группа под руководством "активистки", что парадоксально, депутата от "Слуги народа" Марьяны Безуглой. Ей 32 года, высшее образование она получила по специальности "Общая практика – семейная медицина". Никакого отношения к нацбезопасности никогда не имела и в проблематике реформирования СБУ не смыслит ничего.
Тем лучше для истинных авторов "лже-реформы": подпишет любые документы и прочитает по бумажке все, что "семейнице" напишут старшие товарищи.
Следующий шаг: "семейники" берут поданный в марте президентский законопроект и без участия представителей самой СБУ и Офиса президента перелицовывают его так, что имя Зеленского впоследствии убирают из списка авторов. И "активисты" вдобавок обливают изрядной порцией грязи и СБУ, и президента, и его проект.
Как раз уместно вспомнить экс-посла Канады Романа Ващука и его определение "реформ-большевизмом": если все не достигнуто на 105%, это обязательно "зрада".
К слову, "Апостроф" почти три недели тому назад отправил запрос в Верховную Раду относительно того, кто входит в состав рабочей группы, и по каким критериям выбирали людей, которые должны писать этот ключевой для государственной системы документ. Ответ до сих пор не пришел.
Закон "О национальной безопасности" предусматривает: именно Служба должна разработать изменения к закону "О СБУ". И подать его президенту, чтобы глава государства внес его на рассмотрение ВР. Но "активистам" закон не писан, они ведь "борцы", у них революционная целесообразность перекрывает все.
Многие эксперты указывали, что президентский проект был вполне конструктивен и позволял преодолеть наследие Порошенко, который использовал СБУ для политического и экономического преследования оппонентов.
Там предусматривалось и введение нескольких видов контроля над СБУ (от президентского и парламентского до финансового, судебного и общественного). И усиление информационно-аналитической работы, и перевод документооборота в электронный вид, и четкое разграничение компетенции СБУ с другими правоохранительными органами. Также законодательно решалась проблема привлечения СБУ к обыскам в уголовных производствах, расследуемых полицией или другими органами (в 2019 таких случаев было 7 тыс., отсюда устоявшееся мнение "СБУ расследует тотально все, от терроризма до хулиганства").
Да здравствует "реформ-большевизм"!
Но "активисты" и "семейники" нацелились на "105%". И написали такой законопроект, который в случае принятия и реализации просто угробит последнюю боеспособную украинскую спецслужбу. Чем это может кончиться в условиях необъявленной войны со стороны России, просчитать нетрудно. И на Лубянке, похоже, это уже сделали.
Первое – в перелицованном "групповом" проекте под предлогом "раздутости штатов" предлагается кадровое обескровливание СБУ: сокращение примерно на 2 тыс. сотрудников ежегодно: из нынешних 31 тыс. к 1 января 2027 должно остаться 15 тыс. (в "особенный период", который действует сейчас, граничное число сотрудников составит 20 тыс.). А общая численность только ФСБ РФ составляет около 200 тысяч человек без учета численности других российских спецслужб
К тому же сокращение личного состава не будет сопровождаться повышением зарплат, поскольку заключительными положениями законопроекта установлены понижающие коэффициенты. Скорее всего, руководство СБУ получит тысячи рапортов об отставке. Тем более, что для офицеров СБУ вводятся "ментовские" спецзвания вместо званий воинских: сержант полиции, майор полиции, подполковник полиции и т. д. Те, кто знаком с офицерами СБУ, хорошо представляет, каким оскорблением для них это станет.
А еще предполагается забрать у СБУ ведомственные лечебные учреждения. Блестящая идея! О каком режиме секретности тогда можно говорить?
Из других блестящих идей. СБУ лишается функции проведения оперативно-технических мероприятий, а также полномочий на досудебное расследование (до 2024 – уголовных расследований, до 2026 вообще всех). То есть, из рук СБУ фактически выбьют оружие борьбы с шпионажем, терроризмом и преступностью.
Непонятно кто будет расследовать с 1 января 2026 года дела о терроризме, шпионаже, государственной измене и др. В Украине просто не существует таких органов. Новые создавать? Или, может, полицейских обучать охотиться на вражескую агентуру?
И еще один ключевой аспект этой "лже-реформы" СБУ – тяжелейший удар по президенту Владимиру Зеленскому. Из рук главнокомандующего выбивается главный инструмент осуществления его полномочий в сфере нацбезопасности. Причем Службу не просто разваливают, но даже разваленную выводят из-под президента.
"Четко прослеживается желание ограничить конституционное право президента Украины выбирать кандидатуру на должность председателя СБУ и право Верховной Рады – утвердить эту кандидатуру по его представлению", - считает Иван Баканов.
"Конечная цель – выбить спецслужбу из подчинения Президента Украины. А уж кому подвести ее в подчинение? Смотрите пункт А, когда говорим о Национальном антикоррупционном бюро", - считает, в свою очередь, политолог Андрей Вигиринский. Намек на контроль над НАБУ со стороны дружного альянса грантоедов и грантодателей более чем прозрачен.
Мнение экспертов о том, что депутатский проект реформы СБУ – попытка еще больше ослабить государство, в свете вышеизложенного имеет все основания. И в этом контексте важно, чтобы власть наконец-то продемонстрировала способность влиять на деструктивные процессы и остановить "де(ре)формирование" ключевых институтов. Иначе Украина рискует оказаться у разбитого корыта – с полностью уничтоженной системой управления и отсутствием "иммунной системы", способной бороться с внешними и внутренними врагами.
Вероятность принятия данного законопроекта Верховной Радой, по мнению эксперта МЦПИ Игоря Петренко, невелика.
"Прежде чем заниматься изменениями законодательства, в том числе по ключевым вопросам – а закон "О Службе безопасности Украины" относится к таковым – авторам стоило бы подумать над тем, найдутся ли голоса под данный документ. В случае с законопроектом №3196-д, подготовленный рабочей группой в стенах Верховной Рады, который на прошлой неделе народные депутаты даже не смогли рассмотреть в зале заседаний, несмотря на то, что его вынесли на голосование, к нему имеется целый ряд серьезных претензий. Причем, как у "нацдемов", так и пророссийской "Оппозиционной платформы – За життя". Последним вряд ли понравится норма о запрете работы в СБУ тем, кто имеет родственников в России. Проукраинские силы тоже достаточно скептически относятся к идее обрезать полномочия Службы безопасности Украины. Напомню, проект предусматривает не только резкое сокращение кадрового состава, но и лишение СБУ функции проведения оперативно-технических мероприятий, а также полномочий на досудебное расследование (до 2024 – уголовных расследований, до 2026 вообще всех)", - отметил Петренко.
"Многие депутаты не понимают, кто будет расследовать с 1 января 2026 года дела о терроризме, шпионаже, государственной измене? НАБУ, САП, прокуратура? Все это делает результативное голосование за этот законопроект, ставший яблоком раздора для всех основных политических сил, фактически невозможным", - резюмировал он.