Уже неделю в Верховной Раде Украины продолжают собирать подписи для проведения внеочередного заседания, на котором намеревались рассмотреть законопроект об увольнении директора Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника. Однако сбор депутатских автографов внезапно приостановился. С чем связана эта пауза, и почему расслабляться Артему Сергеевичу не стоит, разбирался "Апостроф".
Несменяемый антикоррупционер
Попытки сместить Сытника с поста начались всего через пару лет после начала его работы: в декабре 2017 года депутаты от коалиции впервые разработали документ, который сильно упрощал увольнение директора НАБУ. Но после вала критики со стороны западных партнеров о законопроекте быстро забыли.
Повод вернуться к вопросу о его пребывании в должности в 2019 году дал сам Сытник. Дело в том, что полиция составила на главу НАБУ Сытника админпротокол о коррупционном правонарушении за незадекларированный отдых на охотничьей базе в Ровенской области. За этот проступок главного антикоррупционера оштрафовали и, после проигранной им апелляции, внесли в реестр коррупционеров, о чем постоянно напоминают его оппоненты.
Необычайно сильный удар ожидал Артема Сытника в 2020 году. В августе прошлого года Конституционный суд признал указ президента Порошенко о назначении главы НАБУ не соответствующим Основному закону и частично отменил нормы закона о НАБУ из-за отсутствия в Конституции полномочий президента назначать директора Антикоррупционного бюро. Мало того: Окружной административный суд Киева в октябре обязал Минюст изменить в реестрах данные о руководстве НАБУ, — правда, ведомство отказалось выполнять решение суда, а президент Владимир Зеленский пообещал послам G7, что решение ОАСК не отразится на Сытнике.
Двоевластие в НАБУ и торги с МВФ
Однако в феврале на Банковой всерьез взялись за главного антикоррупционера: 15 февраля Кабмин подготовил новый законопроект, который предусматривает автоматическое устранение Сытника от руководства НАБУ. Уже на следующий день документ оказался в стенах Верховной Рады. Источники "Апострофа" отмечали, что данная идея исходила из Офиса президента. Причина недовольства главы государства якобы касается очень щекотливой для власти темы, а именно – закупок вакцин против ковида, которые с таким трудом и перманентными скандалами проводит Минздрав.
Дело в том, что в начале февраля НАБУ открыло уголовное дело по факту возможных злоупотреблений руководства Минздрава при закупке у Китая вакцин от коронавируса. Министр здравоохранения Максим Степанов назвал обвинения безосновательными и заявил о попытке сорвать начало вакцинации в Украине. В результате, вакцины начали закупать в Индии. На Банковой явно не обрадовались активности Бюро относительно вакцинации, и решили вернуться к вопросу увольнения Сытника — правда, под формальным предлогом приведения закона о НАБУ в соответствие с Конституцией.
Индийская вакцина Covishield
"Решение об отставке Сытника лежит на столе. Законопроект об обновлении руководства НАБУ, созданный во исполнение решения КС о том, что руководитель Агентства не может быть назначен президентским указом, предполагает увольнение директора НАБУ и проведение конкурса на эту должность. Речь идет о том, что временно, до конкурса, возглавлять НАБУ будет нынешний первый заместитель директора Гизо Углава. Он работал вместе с Сытником, у него хорошая репутация, и как компромиссный и промежуточный вариант он устраивает наших партнеров, но окончательного решения пока нет. Идет согласование вопроса Сытника: где он будет после ухода, но вероятность отставки главы НАБУ достаточно велика", – сказал в комментарии "Апострофу" глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Показательно, что на этот раз в публичной плоскости никто из западных "адвокатов" НАБУ защищать Сытника не стал. Впрочем, в Верховной Раде есть те, кто активно критикует правительственную инициативу и выступает категорически против увольнения Сытника. К примеру, первый замглавы антикоррупционного комитета и член "Голоса" Ярослав Юрчишин считает, что принятие закона приведет к "двоевластию" в бюро.
"В проекте Кабмина в последний момент появилась норма о том, что обязанности директора НАБУ исполняет его действующий первый зам. Но этот законопроект не создает условий для увольнения, то есть Сытник может восстановиться на работе через любой суд, но при этом и первый зам будет иметь полномочия, то есть получаем двоевластие в НАБУ", — сказал Юрчишин в комментарии "Апострофу".
По его мнению, окружение Зеленского дискредитирует власть перед западными партнерами, а президент играет в самоубийственную игру "обменяй Сытника на транш МВФ".
"Сбор подписей за внеочередную сессию начался в день визита президента Европейского совета Шарля Мишеля, его целью было продемонстрировать неспособность президента Зеленского придерживаться данным им гарантий независимости НАБУ, которые он дал в ноябре 2020 года европейским партнерам. Как только о сборе подписей стало известно, его инициатор, "слуга" Артем Дмитрук, резко заболел. Неофициально Давид Арахамия говорил, что, когда подписи перестали собирать, их было около 120, но те, кто видел подписные листы, заявляют, что подписей было несколько десятков. В результате, от ОП поступило указание не содействовать сбору подписей, но и не мешать ему. На Западе это заметили и подняли тему во время разговора с Зеленским", — говорит Юрчишин, объясняя остановку сбора подписей за рассмотрение законопроекта.
Но есть и другая версия происходящего: в Офисе президента пустили историю с отставкой Сытника на самотек, поскольку главный раздражитель – уголовное дело по закупке вакцин – в НАБУ положили под сукно. "Сытник понял, что уголовные дела по вакцинации – это важный репутационный вопрос для президента, и поэтому сдал назад. Соответственно, и на Банковой решили не педалировать отставку Сытника", - рассказал "Апострофу" информированный источник в Офисе президента.
Владимир Зеленский
"Хромая утка" во главе антикоррупционеров
Далеко не все представители политикума и эксперты видят в досрочной отставке Сытника негатив. Так, директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала напоминает, что при создании Бюро в украинском обществе были довольно высокие ожидания относительно эффективности антикоррупционеров, которые не оправдались.
"Когда создавалось НАБУ, оно должно было стать "святее Папы Римского" и по соцопросам вначале имело высокое доверие. В любой другой стране после решения суда о признании его коррупционером Сытник бы уже давно был уволен. По сути, "танцы вокруг огня", то есть вокруг Сытника, демонстрируют, что политическая верхушка не понимает: если они продолжат эти танцы, то станут похожими на аборигенов. Тут Зеленскому нужно проявить политическую волю, и перевернуть эту страницу, которая вредит имиджу и репутации Украины, вызывая склоки и противостояния. Если Сытник сам не способен написать заявление, то нужно найти способ, как его уволить", – сказал "Апострофу" Бала.
Об эффективности нынешнего руководства НАБУ, видимо, задумались не только сами украинцы, но и наши западные партнеры. "Есть много критики в адрес Сытника и НАБУ относительно того, что результаты работы за прошедшие 5 лет недостаточно велики, и это вряд ли радует и наших западных партнеров, которые, возможно, пришли к выводу, что руководство НАБУ нужно обновить. Ведь если раньше любая критика НАБУ или решения относительно Агентства вызывали резкую публичную реакцию послов G7, то сейчас ее нет", - говорит Владимир Фесенко.
Как бы там ни было, пока правительственный проект не рассматривался в профильном комитете. Мало того — есть по крайней мере 11 альтернативных ему законопроектов. Другими словами, его ожидает долгое рассмотрение в комитете, а затем и в зале. Каждый законопроект будут рассматривать отдельно и будет огромное количество правок: оперативно рассмотреть кабминовскую инициативу без нарушения регламента невозможно. А учитывая тот факт, что на Банковой, разозлившись на Сытника, похоже, решили поставить вопрос на паузу – голосования, вероятнее всего, не будет.
Тем временем глава НАБУ в полулегальном статусе, созданном ему КС, будет ждать окончания срока полномочий – т.е. 16 апреля 2022 года. На фоне отсутствующего руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры, конкурс на должность которого не могут провести уже больше полугода, директору НАБУ также можно будет особо не напрягаться по поводу расследования новых резонансных дел. Заниматься ими, по большому счету, банально некому…