Бывшего министра инфраструктуры Владислава Криклия считают одним из самых неэффективных в правительстве. Несмотря на провалы в реформировании отрасли, он уже начинает искать себе новое место в бизнесе, а возможно и в какой-то из госструктур. В окружении уволенного во вторник чиновника утверждают, что готовиться к смене места работы Криклий начал примерно с марта, когда после публикации в соцсетях компрометирующих фото с "трэш-вечеринки" ему стали задавать все больше вопросов коллеги по правительству. Чем он запомнился на посту министра? И почему будущему работодателю стоит осторожнее подойти к такой кандидатуре?
Во вторник, 18 мая, Верховная рада отправила в отставку министра инфраструктуры Владислава Криклия. Накануне стало известно, что министр сам написал заявление об уходе с должности, а на его место уже готовы назначить главу "Укравтодора" Александра Кубракова.
В партии "Слуга народа" объяснили, что формальным основанием для отставки министра стала неудовлетворительная работа министерства и "Укрзализныци". По словам главы партии Александра Корниенко, "только ленивый за эти полгода не прошелся по тем или иным недостаткам в работе министерства, которые понятны и пассажирам, которые ездят поездами, так и сторонним наблюдателям, международным партнерам".
Министр "дерибана"?
Однако в неформальных разговорах упоминаются причины гораздо глубже - это системное выстраивание "схем" в ведомстве, которые при этом не "компенсировались" никакими видимыми реформами ни на одном из "вверенных" Мининфрастурктуры направлений. За исключением дорожного строительства, коммуникацию по которому полностью замкнул на себя Офис Президента и "Укравтодор", в других отраслях системных прорывов за последние несколько лет так и не было замечено. Ни в авиации и строительстве аэропортов, ни в речных перевозках, ни в системе габаритно-весового контроля, ни уж тем более в железнодорожных - как пассажирских, так и грузовых - перевозках, портовых грузоотправлениях Украина не стала ни региональным лидером, ни даже "динамично развивающимся" игроком международного рынка. Ни один адекватный инвестор не зашел в транспортные проекты, ряд концессионных инициатив были заблокированы в судах. А законопроекты, которые продвигало ведомство, постоянно подвергались критике со стороны бизнеса.
Стоит напомнить, что и до появления в министерстве за Криклием тянулся достаточно мутный шлейф. В частности, как не раз писали СМИ, до избрания депутатом от "Слуги народа", он руководил Главным сервисным центром МВД Украины, возглавлял рабочую группу по внедрению автоматической фото-видеофиксации ПДД в МВД. Стоит отметить, что Главный сервисный центр МВД занимался выдачей паспортов, водительских удостоверений, регистрацией и перерегистрацией транспортных средств. Владислав Криклий четыре года руководил одним из самых прибыльных направлений в системе МВД, которое одновременно считается одним из наиболее коррупционных.
Ему также приписывали участие в схемах с сертификацией газобалонного оборудования, а также причастность к незаконной регистрации в Украине скандальных автомобилей Volkswagen, отозванных мировым гигантом после известного "дизельгейта" (занижения корпорацией уровня выбросов вредных веществ автомобилями на дизельных двигателях, что стоило немцам более 31 млрд евро убытков). Интересно, что схему с ГБО Криклию вменяли и уже в министерском кресле. По этой схеме, как писали СМИ, против министра Криклия даже открыло уголовное производство Государственное бюро расследований. Именно эта схема стала причиной первого сбора подписей за отставку Криклия в парламенте еще в июне 2020 года. Однако тогда затея ряда депутатов от "Слуг народа" провалилась.
За два года работы в министерстве Криклий сумел попасть в огромное множество скандалов, но при этом каждый раз имел возможность выйти сухим из воды.
Некоторое время помощником Криклия трудился еще один известный фигурант различных скандалов - Андрей Батищев, бывший глава "Укравтодора", которого некоторые политики называли причастным к откатам с подрядчиков по строительству дорог еще в 2015-2016 годах.
При этом само назначение Криклия на министерство инфраструктуры связывали с интересами богатейшего человека Украины Рината Ахметова. Например, какписал "Фокус", "в начале ноября 2019 года Криклий уволил действующего директора порта "Южный" Анатолия Яблуновского и назначил на его место директора Мариупольского порта Александра Олейника - ставленника Александра Смирнова (директор ООО "Портинвест"), который является смотрящим от Рината Ахметова за портовой отраслью".
"За короткое время, отмечало издание, Олейник организовал работу "Южного" максимально выгодно для "Метинвеста" Ахметова. В декабре, когда перезаключали контракты на 2020 год, Олейник отказался от практики Take-or-Pay (так выгодно для порта), и перешел к обычным контрактам с оплатой по факту, что на руку "Метинвесту" Ахметова", - отмечается в материале.
Кроме того, в ключе интересов Ахметова вполне можно рассматривать еще одну громкую аферу - ввоз старых списанных вагонов из России вопреки запрету Кабмина, чтобы снизить среднюю ставку аренды по рынку и удешевить перевозки металлургических и горнорудных предприятий. А поскольку структуры Ахметова являются одними из ключевых держателей таких бывших в употреблении вагонов, которые впору давно сдать на металлолом, то от такой операции главный олигарх страны выигрывал дважды.
Владислав Криклий, отмечали СМИ, напрямую был причастен к разрешению "Укрзализныци" ввезти такие вагоны в обход прямого запрета правительства, чем, по словам участников рынка, поставил на грань выживания целую отрасль вагоностроения. Это не говоря о постоянной кадровой чехарде в "УЗ, которая давала возможность оттягивать до бесконечности любые реформаторские инициативы, оставляя statusquo заниженных тарифов, приоритетной подачи подвижного состава и многих других привилегий стоимостью в десятки миллиардов гривень для структур, в том числе, и Рината Ахметова.
Роковые вечеринки
Не менее занимательной для публики была и личная жизнь министра. Причем, в отличие от обычной светской хроники, "новости из спальни" Криклия, в целом, могли заинтересовать и антикоррупционные органы. В частности, расследователи отмечали, что министр "забыл" задекларировать гражданскую жену (и, соответственно, ее доходы и имущество), не исключено, чтобы не показывать дорогое имущество и жилье, объяснить происхождение которого не представляется возможным.
Впрочем, вполне возможно, что Владислав наперед знал: с гражданской женой отношения не сложатся. Ведь после расставания весной 2021 года она подложила тогда еще министру большую репутационную "мину", опубликовав пост с нелицеприятными высказываниями в отношении Криклия. Справедливости ради отметим, что позже появилось сообщение, что ее экаунт, мол, взломали. Затем в соцсетях появились снимки, где человек, похожий на Криклия развлекается на вечеринке человека, похожего на аграрного магната Юрия Косюка. Было опубликовано и фото, якобы, принадлежащей Криклию кредитки рядом с непонятным пакетиком, однако затем оно из поста исчезло, оставшись, впрочем, в публикациях некоторых СМИ.
Примечательно, что именно после этого скандала Криклий начал готовиться к отставке. При этом, чтобы оставить о себе хорошее впечатление, он развил недюжинную активность на всех направлениях: заявил о готовности системы габаритного-контроля ко вводу в эксплуатацию (почему этого не было сделано за 2 года работы?), совместных инфраструктурных проектах с США, заблокированном недавно строительстве аэропорта "Днепр" и т. д.
Кроме того, он даже заявил, что передаст Александру Кубракову "план-проспект" по работе с отраслью, в котором уже заложены некие "реформы". Впрочем, экс-министру впору не раскидываться планами и не рассылать резюме в международные корпорации на должность консультанта по Восточной Европе. А начать искать хорошую адвокатскую компанию, ведь последствия его двухлетней деятельности на посту чиновника не исключено что очень скоро могут обернуться для Криклия уголовными делами.