RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

"Безумная дипломатия" Офиса Зеленского: кого хотят сделать новым послом Польши

На Банковой руководителями ключевых посольств ставят людей, не имеющих дипломатического опыта

На Банковой руководителями ключевых посольств ставят людей, не имеющих дипломатического опыта Офис президента Фото: Апостроф / Александр Гончаров

На Банковой во время президентства Владимира Зеленского давно существует порочная практика, когда при наличии достаточного количества профессионалов, представителями Украины в ключевые для нас государства назначают людей, не имеющих ни отношения к дипломатии, ни понятия, что и как должны делать дипломаты. После критики странных назначений - бизнесмена Вадима Омельченко назначили послом в Францию, а экс-главу Минфина Оксану Маркарову – в США, казалось, что на Банковой будут более ответственно подходить к кадровой политике. Но даже эти назначения меркнут по сравнению с новой идеей президентской администрации. По информации "Апострофа", на кресло нового посла Украины в Польше в Офисе президента кулуарно продвигают народного депутата от "Слуги народа" Ирину Верещук. Почему власть устраивает подобные кадровые "фокусы" и как это может отобразиться на украино-польских отношениях в дальнейшем, читайте в материале "Апострофа".

В Офисе президента достаточно давно размышляют над заменой действующего посла Украины в Польше Андрея Дещицы, который уже почти 7 лет находится на этой должности. Учитывая, что ротация послов в Украине происходит в среднем через 4-5 лет работы, Дещица, который после Революции достоинства несколько месяцев пробыл и.о. министра иностранных дел, а потом отправился в Варшаву – явно "пересидел" свой срок. Тем более, что никаких особенных успехов в Польше он так и не продемонстрировал, а двусторонние украино-польские отношения серьезно ослабли и ничем уже не напоминают былое стратегическое партнерство.

Впрочем, несмотря на достаточно длинный список карьерных дипломатов, которые могли бы претендовать на эту вакансию, на Банковой выбор пал на крайне неоднозначную фигуру, которая вызовет не меньший шквал критики, чем несколько предыдущих скандальных кадровых решений. Источники "Апострофа" в Офисе президента сообщают, что новым послом Украины в Польше в ближайшем окружении Зеленского хотят назначить народного депутата Украины от партии "Слуга народа" Ирину Верещук.

"Апостроф" отправил официальный запрос в Офис президента, чтобы узнать, действительно ли Верещук значится кандидатурой на кресло посла в Польше, однако официального ответа на момент публикации материала не последовало. Также мы связались с госпожой Верещук – она не подтвердила, но и не опровергла информацию о возможном назначении, отказавшись от комментариев.

Как сообщил "Апострофу" политолог Вадим Карасев, если Офис Президента действительно назначит Ирину Верещук на должность посла Украины в Польше, то это вполне впишется в русло сегодняшних посольских назначений.

"Офис Президента практикует сегодня назначение на должность послов непрофессиональных дипломатов. Например, посол Украины во Франции Омельченко не имел к дипломатической службе никакого отношения, то же самое касается и Маркаровой, которая стала послом Украины в США", - отметил политолог. То есть, такое назначение лишь подтвердит, что в окружении украинского президента и дальше не понимают неадекватности таких решений и не считаются с волной критики со стороны экспертов и дипломатов по поводу назначений Омельченко или Маркаровой.

Почему ОП хочет отправить Верещук в Польшу?

По словам политического эксперта Виталия Балы, для отправки Верещук в Польшу может быть сразу несколько причин.

"Я не исключаю того, что если на эту должность будет назначена Ирина Верещук, то это может быть подарком ей за то, что она участвовала в выборах на должность мэра Киева, где проиграла Кличко. А возможно, ей самой надоело быть в ситуации, которая сейчас развивается в Украине, и она попросила об этом сама, чтобы не иметь отношения к внутриполитической среде", - отметил эксперт.

В то же время, политолог Вадим Карасев отмечает, что подобное назначение если состоится, то не столько по профессиональным соображениям, а скорее, из-за наличия определенного политического подтекста.

"Верещук – очень активный человек, ходили слухи что она даже претендовала на пост министра обороны. А может ее хотят отправить подальше – такой вариант тоже не исключается", - объяснил "Апострофу" эксперт.

Источник же в Офисе президента, сообщивший нам эту новость, считает, что Верещук "уже давно достала всех своим языком, разговорами, бесконечными сплетнями и интригами". Таким образом, назначение Верещук станет, скорее всего, просто элегантным способом от нее избавиться.

Ирина ВерещукФото: Апостроф / Дмитрий Олейник

"Когда она уедет, очень многие и на Банковой, и на Грушевского вздохнут с огромным облегчением. Если она, конечно, все-таки уедет, потому что это еще не гарантировано. Все зависит от настроения, в котором будет пребывать Ермак, а главное – настроения, в котором будет президент, когда ему принесут на утверждение соответствующие документы. В последнее время несколько кандидатов уже паковали чемоданы на посольские должности, но в последний момент все срывалось и отменялось. Президент, да и сам Ермак не доверяют, а иногда просто опасаются предложений Кулебы, бесконечно просматривают список своих возможных кандидатов, который очень короткий", - сказал наш источник

И швец, и жнец

Биография Ирины Верещук вызывает много вопросов. Так, после окончания военного института, Верещук стала офицером ВСУ, но прослужила стране всего 5 лет, после чего резко поменяла свой вектор в сторону юриспруденции.

После получения диплома юрфака в 2007 году Верещук стала юристом Рава-Русского городского совета, а уже через 3 года избралась мэром этого небольшого города, находящегося неподалеку от границы Украины с Польшей. Прославилась на мэрской должности прежде всего тем, когда во времена Майдана поставила на голосование решение о присоединении Рава-Русской к Евросоюзу в качестве отдельного города. Горсовет предложение поддержал, а вот в ЕС шутки не поняли и Раву-Русскую в свой состав не приняли. Местные жители, вспоминая Верещук, часто говорят о контрабанде, но никакой официальной информации или обвинений в ее адрес не было опубликовано.

На уровень всеукраинской политики Верещук попала только со второй попытки. На досрочных выборах в Верховную Раду в 2014 году депутатский мандат получить ей не удалось – на мажоритарном округе №122 во Львовской области она заняла 6 место. Не в последнюю очередь, как рассказывали "Апострофу" местные наблюдатели, это было связано с ее близкими отношениями с окружением Виктора Медведчука.

Тут стоит вспомнить, как в интервью ныне подсанкционному телеканалу "112 Украина" Верещук заявляла, что Украина должна отказаться от идеи вступления в НАТО, чтобы не было конфликта с Россией. Также она рассказывала, что давно и хорошо знакома с нардепом от ОПЗЖ Тарасом Козаком, который является владельцем телеканалов "112 Украина", NewsOne и ZIK, и "очень много сделал в районах Яворивского и Жовковского избирательного округа" во времена своего депутатства во Львовском облсовете.

В 2019 году Ирина Верещук неожиданно оказалась в рядах Слуги народа и попала под купол Рады, а главное ее достижение в политике – достаточно странное решение партии выдвинуть ее кандидатом на мэра Киева, где она показала низкие даже для непопулярной в Киеве партии результаты.

Что же касается дипломатии, то идея назначать подобных персонажей на дипломатическую службу вызывает серьезный скепсис у экспертов. По словам политолога Виталия Балы, в таких делах предпочтение следовало бы отдавать людям, которые имеют соответствующее образование, работают в этой профессии, а также имеют релевантный опыт.

"Я не поддерживаю вариант назначения Верещук послом Украины в Польше. Назначать непрофессиональных дипломатов, делать политические назначения на стратегически важные страны, не соответствует нашим интересам, и в определенной степени это действительно может нанести вред Украине. Вот, например, история с назначением Данилова, который до того момента никакого отношения к безопасности не имел, но его сделали секретарем СНБО. То есть можно было назначить человека из системы МИД, который условно, например, работал при НАТО. А когда на такую должность назначили человека, который до этого не имел отношения к вопросу безопасности – мы видим и результаты, когда СНБО превратился в орган, который занимается чем угодно, но только не вопросами безопасности и обороны", - считает эксперт.

В то же время, Бала отмечает, что выбор кандидатов на такие должности связан с единственным критерием — лояльностью к ОП.

"Здесь о профессионализме, порядочности или патриотизме речь вообще не идет. Если человек лояльный, за него кто-то попросил, то он может быть назначен. Насколько мне известно, таким образом происходило много назначений. По моему мнению, сегодняшняя кадровая политика за все время независимости самая слабая. Некоторые назначения, как говорят в народе, ни на какую голову не натянешь", - отметил Виталий Бала.

Ирина Верещук и Владимир ЗеленскийФото: УНИАН

В то же время эксперт МЦПИ Николай Капитоненко отмечает, что ранее Верещук занималась региональными проблемами и возглавляла Международный центр балтийско-черноморских исследований и консенсусных практик, куда входили президенты стран этого региона, которые в разные годы возглавляли эти государства, в том числе и Польшу.

"Верещук много занималась отношениями Украины с западными соседями, в том числе и с Польшей. Я так понимаю, что Дещица долго работает послом, и это логично если в порядке ротации его поменяют. Но то, что его меняют не на кадрового дипломата, я думаю, это в очередной раз вызовет разнообразную критику. Но, с другой стороны, она человек, который знаком с проблемами двухсторонних отношений с Польшей. То есть она разбирается в этой тематике", - считает эксперт.

Инертность Кулебы и чем должна заниматься Верещук?

После ряда подобных скандальных назначений на ключевые стратегические направления для внешней политики Украины, невольно возникает вопрос: неужели Зеленскому МИД нужен только для решения мелкой бумажной волокиты, а главные направления отдают случайным людям, единственный плюс которых это возможность попасть на прием к Ермаку?

Ставить непрофессионалов на важные должности становится реальной проблемой для страны и отсутствие серьёзных успехов на любом из внешнеполитических направлений тому подтверждение. Стоит вспомнить не только о послах Украины в США и Франции Оксане Маркаровой и Вадиме Омельченко, не обремененных дипломатическим опытом. Сюда же следует отнести ожидаемое назначение Натальи Галибаренко на роль главы украинской миссии при НАТО, которая была послом в Великобритании, но не показала там никаких существенных успехов, а ее карьерный рост приписывают близким связям с Константином Елисеевым – известным дипломатом и экс-замглавы Администрации президента Петра Порошенко.

Какая роль в таких решениях Дмитрия Кулебы, министра иностранных дел? Как объясняет политолог Вадим Карасев, у Кулебы практически нет веса, чтобы противодействовать таким назначениям.

"У Кулебы – мало аппаратного влияния. Не имея веса, зачем ему идти на скандал? Кроме того, я думаю, что сам ОП и Ермак способствовали тому, чтобы Кулеба был назначен министром иностранных дел. Понятно, что сейчас роль Офиса президента в выработке внешнеполитического курса и работе дипломатической службы важнее и сильнее чем позиции МИД", - отметил он.

При этом политолог Виталий Бала считает, что именно министр иностранных дел должен рекомендовать кандидатов на должности послов, которые потом уже утверждаются указом Президента.

"На самом деле, у нас есть достаточно серьезная кадровая "скамейка запасных". Речь идет и о бывших послах, которые имеют огромный опыт, но Зеленский же на пресс-конференции говорил, что не будет брать в свою команду людей, у которых есть опыт. Вот имеем то, что имеем. В дипломатии опыт это, кроме прочего, хорошие личные отношения с зарубежными визави. Достижение тех или иных договоренностей возможно именно из-за хороших личных отношений со своими зарубежными коллегами", - отмечает он.

В этом контексте главный редактор аналитического центра ADASTRA Ярослав Супрун считает, что вероятное назначение Верещук является не дипломатическим, а чисто политическим решением.

"Вообще, профессиональная расфокусированность Ирины Верещук как народного депутата не является правильной, и результаты мэрских выборов в Киеве показали это. С другой стороны, если госпожа Верещук действительно желает совершенствовать отношения Украины с Польшей, то она может реализовывать свои амбиции инструментарием народного депутата. В частности, она может развивать международное сотрудничество на своем уровне посредством группы по межпарламентским связям с Республикой Польша, членом которой она является. Все же лучше назначать на такие должности профессионалов с соответствующим образованием и уровнем экспертности, но риторика Офиса будет повторяться "в связи с кадровым голодом в стране", тем самым оправдывая непонятные кадровые решения", - считает эксперт.

Читайте также

Новини партнерів