Коррупционные скандалы вокруг гуманитарной помощи – один из самых больших вызовов для президентской вертикали в условиях войны. Но чиновники на это не обращают внимания. В частности, заместитель руководителя Офиса президента Кирилл Тимошенко регулярно ездит в разные регионы страны, выкладывая видео своих визитов, на которых журналисты заметили автомобиль, которым пользуется Тимошенко – новый внедорожник Chevrolet Tahoe. Служебное авто Украине передала компания General Motors для гуманитарных целей и вывоза людей из зоны боевых действий. Случился скандал, после чего заместитель Андрея Ермака согласился отдать внедорожник на "гуманитарку". Насколько эта история опасна для самого Тимошенко и власти в целом, и имеет ли лимит "тефлоновость" топ-чиновников ОП, читайте в материале "Апострофа".
После громкого скандала вокруг автомобиля, который американская компания General Motors передала Украине для гуманитарных целей, а Кирилл Тимошенко использует как служебный, в понедельник, 31 октября, заместитель главы Офиса президента поспешил заверить, что передаст машину на фронт. Об этом он написал в Telegram.
"О Chevrolet Tahoe. Обратился в ГУД (Государственное управление делами - "Апостроф") относительно передачи этого автомобиля в один из прифронтовых регионов, где он будет использоваться в гуманитарных целях. Проконтролирую, чтобы авто передали в ближайшие дни. Я делал, делаю и буду делать все для того, чтобы приближать нашу победу". На этой неделе передам еще три пикапа для нужд Вооруженных Сил и буду продолжать поддерживать наших защитников", - написал чиновник, признав, что автомобиль использовался как служебный автомобиль и пообещал в дальнейшем не пользоваться им.
Этот скандал – последний среди громких разоблачений, произошедших только за последний месяц. В частности, СМИ сообщали, что тот же Тимошенко платит из госбюджета своей компании за собственный пиар на государственном телеканале "Рада", и продолжает руководить миллиардами "Большого строительства" в связке с руководством Днепропетровской области (Специализированная антикоррупционная прокуратура открыла уголовное производство председателю Днепропетровской ОВА Валентину Резниченко, близкому к Кириллу Тимошенко), "эффективно" тратя средства бюджета во время войны. Насколько велик кредит доверия к власти во время войны, и когда он может закончиться?
Читайте: У России нет шансов: Запад готовит передачу Украине танков, самолетов и многое другое
По мнению политтехнолога Алексея Голобуцкого, украинцы хорошо знают качество своей власти – мы не в Британии или Швеции, и толерантность к коррупционным кейсам намного выше.
"Я не думаю, что "джиповый скандал" кого-то очень сильно поразил или поразит. Офис будто бы более-менее "отпетлял" от этой проблемы, передал тот джип. Да и происходит это на фоне того, что люди сидят без света, интернета, без воды. Кстати, мои воюющие знакомые рассказывают, что подобные вещи случаются на гораздо более низком уровне, когда волонтерские машины оказываются где-то в гараже завскладом", - говорит эксперт "Апострофу".
Голобуцкий обращает внимание не только на реакцию общества. По его словам, для западных украиноскептиков, полезных идиотов и агентов России этот скандал – настоящая находка, еще один аргумент против нас и схлопывание помощи Украине в целом.
В свою очередь политический эксперт Виктор Небоженко считает, что пока у нас нет честных менеджеров и политиков, западным партнерам приходится работать с теми, кто есть, и до конца войны вряд ли возможны изменения.
"С чиновниками Офиса считаются как с представителями власти, а не как с теми, кто спасет Украину. А такие как Тимошенко теперь сделают документы и сядут на те же джипы, которые будут формально подаренными, и скажут, что "вынуждены, потому что это - подарок". Чувствуете разницу между украденной во фронте машиной и подаренной?", – задает риторический вопрос Небоженко.
С ним соглашается Алексей Голобуцкий, который после неоднократных разговоров с американцами констатирует, что их мало что удивит.
"Американцы в целом являются реалистами по осознанию того, какой мы являемся страной. Им есть с чем сравнивать – коррумпированный режим Южного Вьетнама был в десятки раз коррумпированнее Украины, да и Афганистан не образец добродетели. То есть США прекрасно понимают, с какой страной они имеют дело. Там трамписты говорят о стране, которая символизирует коррупцию, но если бы таких взглядов придерживался весь истеблишмент – то нам бы никто не помогал. А скандал с гумдопомощью – это не глобальный уровень, и он не может испортить все взаимодействие между нами и прекратить помощь ", – говорит эксперт.
То есть, каких-либо серьезных проблем в отношениях с партнерами из-за скандалов с представителями ОП пока не прогнозируют. Усидимость топов Офиса президента связана со многими причинами – это, конечно, короткая скамья запасных в команде Зеленского и принцип "лошадей на переправе не меняют". У президента сейчас есть "тефлоновый шарм", и он благодаря этому "бронежилету" может держать сейчас десяток таких, как Ермак и Тимошенко, говорят эксперты.
"С одной стороны, есть люди, которые сейчас называют себя политиками, депутатами, заместителями и руководителями президентского Офиса - все они никогда не занимались политикой, а делали мелкий бизнес. И это большая проблема. Они не понимают напряжение между обществом и властью, недовольство властью во время войны. То, что Тимошенко согласился отдать внедорожник на гуманитарные нужды, не означает, что он осознал свое моральное и политическое преступление. Его заставили и это очень плохо", - говорит Виктор Небоженко.
По его словам, есть и другая серьезная проблема: политики в Украине очень далеки от населения, независимо от того, кто пришел к власти в 2019 году, а на беспредел чиновников Офиса обратит внимание не общество в тылу (потому что многие СМИ находятся под влиянием того же Тимошенко), а военные, которые находятся на фронте.
"Военные будут недовольны не потому, что им не передали авто, а потому, что этот случай – откровенная эксплуатация военного положения людьми, которые никогда не попадут на фронт. То есть власти показывают, что им безразлично общественное мнение и в тылу, и на фронте. Таким как Тимошенко кажется, что на фронте нет никакого общественного мнения, там действуют только приказы и смотрят только на врага. Нет. Военные дискутируют, обсуждают и внимательно следят за происходящим в тылу. Вот от этой среды, которая потом может образовать политсилу, у чиновников ОП могут быть большие неприятности – но не сейчас, позже", - заключает Небоженко.