RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

В режиме цейтнота: можно ли обойтись без законопроекта о мобилизации

Вопрос дополнительного набора в ВСУ стоит ребром безотносительно к законодательным игрищам в Верховной Раде

Вопрос дополнительного набора в ВСУ стоит ребром безотносительно к законодательным игрищам в Верховной Раде Фото:

В четверг, 11 января, народные депутаты планируют рассмотреть в первом чтении законопроект о мобилизации, несмотря на то, что от правящей "Слуги народа" и от оппозиции публично прозвучало много замечаний к этому документу. Также в Раде зарегистрировано четыре альтернативных законопроекта. А еще народные депутаты отвлекаются на блокирование трибуны и конфликты из-за исключения из комитета по вопросам безопасности скандально известной Марьяны Безуглой. И это все на фоне ожесточенных споров по поводу почти каждого положения законопроекта. Так что существуют риски, что принятие затянется. Что Украину может ждать в таком случае, анализировал "Апостроф".

"Мы согласовали те нормы, которые устраивают и подавляющее большинство нардепов, и министерство обороны. Осталось несколько положений, которые Комитет считает, что они не должны попасть в текст закона, а Министерство обороны считает, что должны попасть", - сообщил член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, член фракции "Слуга народа" Федор Вениславский.

В то же время слишком много норм законопроекта – как для одного документа – нуждаются либо в корректировке, либо вообще в изъятии.

"Мы настаиваем на необходимости снятия всех норм, которые являются антиконституционными, и их там многовато, как для одного законодательного акта. Именно поэтому в контексте того, что же будет принято – если будет принято решение представителями монобольшинства за основу брать тот текст, который был внесен Кабмином, то он будет содержать все эти риски и все эти антиконституционные нормы под эгидой, что это будет доработано ко второму чтению", - отмечает его коллега по комитету, представитель фракции "Европейская солидарность" Ирина Фриз.

Читайте также: Есть над чем работать: нардепы рассказали, как будут менять правила мобилизации

Сюда следует также добавить четыре альтернативных законопроекта, которые вряд ли имеют шансы быть принятыми, но их также должен рассматривать профильный парламентский комитет, что займет немало времени. Впрочем, это, по мнению политолога Игоря Рейтеровича, дает шанс на то, чтобы попытаться исправить численные недостатки. По его мнению, по оптимистическому сценарию за январь он может пройти два чтения, после чего будет направлен на подпись Президенту и через месяц после этого стать действующим законом.

"Пессимистический сценарий – когда будет много законодательного спама и его не смогут остановить, плюс возможна блокировка трибуны, по крайней мере, некоторые политические силы на это могут решиться. Это может затянуть рассмотрение минимум на несколько недель. Я думаю, что будет средний вариант – правки будут, но значительную часть из них отсеют еще до вынесения в сессионный зал", – отмечает в комментарии "Апострофу" Игорь Рейтерович.

Проблема в том, что усиление мобилизации в Украине нужно уже "на вчера".

"Сейчас россияне проводят стратегическую наступательную операцию по всему фронту не только на Востоке, но и на Юге. Продвижение имеет место, хоть и тактическое. Понятно, что многое зависит от наших союзников. Но есть наши внутренние вопросы – укомплектование бригад, которые сейчас воюют, а также создание новых", - подчеркивает в разговоре с "Апострофом" генерал-лейтенант, заместитель начальника генерального штаба ВС Украины (2006-2010), учредитель Благотворительного фонда "Закроем небо Украины" Игорь Романенко.

"Если законопроект будут рассматривать месяц-два, то это саботаж. Я сейчас не могу судить, понимают ли наши народные избранники то, что очевидно мне – контуженному АТОвцу. У нас действительно выбор из двух опций: или мобилизация, или оккупация. А вот доходит ли это тем, кто под куполом – не знаю. По некоторым цитатам, боюсь что еще нет", - убежден бывший боец "Айдара", публицист и ученый Евгений Дикий.

По его словам, усиление мобилизации потребовалось еще год назад, когда Россия, потерпев поражение на Харьковщине и Херсонщине, объявила собственную мобилизацию.

"Мы потеряли больше года, и поэтому теперь догоняем уже ушедший поезд. В этой ситуации внесение альтернативных законопроектов мне кажется ошибочной практикой. Законопроект, который внес Кабмин, очень несовершенен, но он вполне пригоден к первому чтению. А дальше есть механизм внесения президентских правок к первому чтению", - говорит Дикий.

По словам Евгения Дикого, наиболее дискуссионные нормы хоть и непопулярны в обществе, но без них не обойтись. Если убрать норму об ужесточении ответственности уклонистов, весь законопроект станет мертворожденным.

А пока по мнению политолога Александра Кочеткова, просматривается переложение ответственности за его разработку между разными ветвями власти друг на друга.

"У меня есть такой жизненный политтехнологический опыт – если власть хочет провести что-то тяжелое в общественном отношении, как этот законопроект, то в него вносятся такие пункты, которые никак не могут быть приняты и не нужны, но вызывают раздражение. Дальше что-то там рассматривают и обычно самый высокий руководитель – например, президент – вносит предложения, чтобы вычеркнуть наиболее одиозные пункты, после чего все выдыхают с удовольствием и облегчением, и приходят к тому, что было нужно. У меня такое впечатление, что в этот закон действительно внесли такие пункты, чтобы потом их убрать. Такое впечатление, что это происходит контролируемо из Офиса Президента", - говорит политолог "Апострофу".

Еще одна опция – наводить порядок с тем, что есть, не дожидаясь законопроекта. 11 января также ожидается принятие законопроекта о реестре военнообязанных, резервистов и призывников "Оберег", что значительно упростит учет военнообязанных. Также остаются проблемы с эффективностью военкомов. После того, как в августе прошлого года произошло увольнение всех глав областных ТЦК, новых "боевых" не повсюду назначили до сих пор. А те, кто уже пришли на должности, часто банально боятся допустить ошибку. Но самая большая проблема с теми месседжами, которые получает общество.

"С коммуникацией проблема не решена. И скорее всего ее попытаются решить после того, как будет известна финальная версия. К примеру, относительно добровольцев. Если там будет нормально прописан вопрос рекрутинга, - а он должен быть - и предоставлены соответствующие гарантии, то возможно проблем и не будет. По крайней мере, и сегодня есть бригады, у которых очереди стоят из добровольцев, но именно в эти бригады, - отмечает Игорь Рейтерович, - Если же депутаты вынесут в сессионный зал контраверсионные положения, они будут проголосованы и обществу не будет дано объяснение почему так произошло, причем, от лиц, которые за это отвечают – Президент, профильный министр, секретарь СНБО, а потом уже военные – мы будем иметь проблемы с реализацией того, что там выписано".

В противном случае, нехватка людей на фронте может перерасти в утрату территорий.

"В самом худшем сценарии россияне будут дальше давить, а мы в трудных условиях будем отступать", - резюмирует Игорь Романенко.

Читайте: Забытая музыка "Вагнера": нужно ли Украине отправлять зеков на фронт

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин

Новини партнерів