В ближайшее время в Верховной Раде планируют финализировать запрет одной из ключевых сфер российского влияния в нашем государстве – так называемой Украинской православной церкви Московского патриархата и связанных с ней структур. Законопроект готов, однако содержит подводные камни. Детальнее об этом читайте в материале "Апострофа".
12 апреля СБУ провела обыск у заместителя главы Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерея Николая Данилевича. Он после полномасштабного вторжения оправдывал войну России против Украины, разжигал религиозную ненависть и курировал разветвленную сеть епархий УПЦ (МП) за границей. Как сообщает СБУ, эти учреждения под прикрытием якобы духовной опеки над украинскими переселенцами распространяют пропагандистские нарративы РФ. Таким образом, фигурант пытался повлиять на сознание украинцев за рубежом и дискредитировать нашу страну на международной арене.
Месяцем ранее в Киеве разоблачили сеть ФСБ, которая также действовала под прикрытием УПЦ (МП). По данным следствия, координатором сети в Украине был задержанный СБУ представитель клира. Он отвечал за распространение материалов, в которых подстрекали к межконфессиональной розни и оправдывали агрессивную войну против Украины.
Несмотря на российскую агрессию, в Украине продолжает существовать более 8 тысяч приходов так называемой Украинской православной церкви, формально отдельной, но тесно связанной с Русской православной церковью.
Читайте: Верховный суд принял важное решение о переходе из Московского патриархата в ПЦУ
Российские агенты в рясах уже получили 23 судебных приговора: от госизмены до разжигания межрелигиозной розни. В общей сложности объявлено 37 подозрений и открыто более 80 уголовных производств - таковы данные СБУ по состоянию на конец марта. Однако системное решение – полный запрет УПЦ Московского патриархата – до сих пор не принято.
Перезрелое решение
Законопроект №8371, который должен запретить УПЦ Московского патриархата в Украине, разрабатывался долго. И сейчас он готов ко второму чтению. Ожидается, что его примут в ближайшее время.
"По состоянию на конец 2022 года было зарегистрировано и прошли через комитет 4 или 5 различных законопроектов, регулирующих разные аспекты ограничения УПЦ. И к сожалению, в зал попал только один из них – правительственный. Он был принят в первом чтении, но по нашему мнению, он был один из слабейших. Поэтому мы поставили перед собой амбициозную цель – инкорпорировать в этот законопроект положения других, которые не рассматривались. Это заняло немного времени", - объясняет "Апострофу" причины задержки народный депутат от "Евросолидарности", член профильного комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Владимир Вятрович.
Как все должно работать
Украинская православная церковь Московского патриархата как единственное юридическое лицо отсутствует. Формально более 8 тысяч приходов в Украине – это отдельные религиозные общины, связанные с центром только упоминаниями в уставе.
"В новой версии закона ко второму чтению у нас предусмотрено два важных пункта. Первый – запрет русской православной церкви. Второй, это прекращение деятельности в Украине тех церковных структур, которые аффилированы с государством-агрессором. И для этого нужно будет заключение Государственной службы по этнополитике и свободы совести (ГЭСС) Наш законопроект не предполагает, что нужно запрещать каждое отдельное юридическое лицо, бегать за каждым приходом в суд, как это было в первой редакции правительственного законопроекта. Мы считаем, что такой подход гораздо более действенен. И в конце концов будет побуждать либо разорвать действительно связи с Москвой, либо прекратить деятельность этих религиозных организаций", - говорит Владимир Вятрович.
Также представителям УПЦ МП планируется запретить пользоваться государственным и коммунальным имуществом и служить капелланами. Кроме того, облегчается переход к украинским церковным организациям.
Пока окончательного текста законопроекта на сайте Верховной Рады нет. Но ранее глава профильного парламентского комитета Никита Потураев так объяснял алгоритм:
Государственная служба Украины по вопросам этнополитики и свободы совести (ГЭСС) сможет проводить исследования по связям религиозной организации со страной-агрессором.
Далее, по результатам экспертизы, эта служба будет составлять предписание, на основе которого потребует от религиозных организаций разорвать связи с государством-агрессором.
В случае, если нарушение установлено, но требования предписания не были выполнены в течение 30 дней, ГЭСС должна обратиться в суд.
Религиозная организация, в свою очередь, имеет право обжаловать решение Службы во внесудебном порядке.
"ГЭСС может отменить свое решение, если религиозная организация приведет убедительные аргументы, представит документы и докажет, что не аффилирована, не имеет связей в РФ", - заявил Никита Потураев.
В то же время к тексту было много замечаний, говорят собеседники "Апострофа", знакомые с окончательным вариантом законопроекта. В первую очередь, к перспективам судебного обжалования.
"По моему мнению, эффективность закона очень сомнительна, ведь главная идея прекратить юридическое существование всех общин в составе УПЦ и механизмы ее реализации прописаны очень субъективно, сумбурно и конъюнктурно. Похоже, что парламентарии решили подыграть разогретым настроениям части общества, не просчитав ни действенность документа, ни последствия его реализации. Запрет в судебном порядке – это барахтание до китайской пасхи", - говорит в комментарии "Апострофу" эксперт по религиозным вопросам Татьяна Деркач.
"Запрет РПЦ законом будет иметь сугубо декларативное значение и не будет иметь никаких юридических последствий в виде какого-либо конкретного механизма его реализации", - добавляет религиовед, доктор исторических наук Андрей Смирнов, в комментарии редакции.
Даже после решений судов у общин будет несколько опций:
- Присоединиться к Православной Церкви Украины. Это происходит и так, но медленно.
- Самораспуститься;
- Убрать упоминание УПЦ из своих уставов и формально превратиться в автономные общины;
- Перейти на нелегальное положение. То есть продолжать деятельность без создания юридического лица.
Имущество – кому?
Еще один интересный аспект – имущественный.
Юридические лица, чьим владельцем, участником или акционером являются связанные с РПЦ религиозные организации, должны прекратить свою деятельность.
Это не только разного рода благотворительные фонды, но и кафе, книжные магазины, мастерские, лавочки при храмах, небольшие свечные производства, строительные фирмы и прочее.
"Трудно представить, как на практике будут прекращать деятельность связанных с УПЦ тысяч субъектов хозяйствования или принуждение их контрагентов разрывать уже заключенные соглашения аренды. Это абсолютный беспредел и создание серой предпринимательской зоны с большими рисками передела собственности, крышевания, шантажа, вымогательства", – говорит Татьяна Деркач.
В то же время Владимир Вятрович здесь не видит проблемы. По его словам, если такие предприятия разорвут юридические связи с УПЦ МП, то смогут и дальше спокойно работать.
Вопрос лишь в том, чтобы связи были разорваны в реальности, а не только на бумаге.
По информации "Апострофа", в Раде достаточно голосов для принятия законопроекта. Голоса готовы отдать большинство фракций, разве что за исключением бывших депутатов от ОПЗЖ. Вопрос только в качестве того, за что будут голосовать.
В теории запрет УПЦ Московского патриархата должен оторвать украинские храмы и верующих от влияния России. Однако из-за юридических лазеек вместо явных российских агентов у всех на виду, могут появиться нелегальные. А это еще больше усложнит работу СБУ. Так что на этот раз качество текста документа будет особенно важным.