Виктор Микита назначен заместителем руководителя Офиса президента Украины 8 сентября этого года. До этого он был председателем Закарпатской облгосадминистрации и позже военной администрации. В офисе президента Виктор Микита занимается региональной политикой, вопросами поддержки бизнеса и возобновления энергетики. «Апостроф» пообщался с Виктором Микитой о реализации новых принципов бронирования на местах, развертывании энергетической автономии в регионах и роли громад в распространении украинской повестки дня в мире.
- Виктор, мои коллеги в регионах говорят, что местные политики готовятся к выборам в 2025 году. Вам об этом что-нибудь известно?
- Нет этого в повестке дня. Сегодня мы об этом даже не думаем. Сегодня задача – ветеранская политика, поддержка ВСУ, формирование местных бюджетов и учет в них поддержки ВСУ, другой социальной составляющей. По энергетике есть ряд задач, по защите объектов энергетики. Всегда готовимся, к сожалению, но готовимся к массовым обстрелам и задачам глав администраций – работать, чтобы быстро возвращать людям энерго-, теплообеспечение и т.д.
– Области Украины подписывают меморандумы с американскими штатами, в сентябре таких соглашений было четыре. Продолжается ли работа и что это нам даст на практике?
- Была задача главы Офиса президента Ермака, чтобы провести работу главам администраций по поддержке межрегиональной коммуникации как с Соединенными Штатами, так и с Великобританией, Францией, Германией. Каждый глава областной областной военной администрации получил эту задачу и до конца года подписали десятки меморандумов о поддержке. Это о реальной поддержке. Вскоре отчитаемся, какую поддержку получим в медицинской сфере, а также в социальной, строительной, бизнес-сфере. Это финансовая поддержка, плюс это донесение повестки дня об Украине в регионы, страны-партнеры, которые занимаются своими будничными делами, и когда глава администрации приезжает и выступает в местном парламенте, четко ставит этот вопрос на повестку дня, вспоминают о том, что сегодня Украина борется за независимость всей Европы.
– Выборы в США повлияли на подписание меморандумов?
– Никаким образом не повлияли. В странах работает децентрализация, как и в Украине, каждый регион сам автономно определяет, как ему сотрудничать с Украиной. Напротив, могу сказать, что именно эта политика позволяет сплотить регионы в тех странах, где, например, парламенты колеблются, поддерживать ли Украину. Именно с низов люди поддерживают украинцев. Соответственно, об этом обращении наших органов местного самоуправления областных, местных советов, к местным и областным советам стран-партнеров, которые в дальнейшем обратились в парламенты или правительства с просьбой поддержать план победы президента и т.д.
- Из слайда, который презентовали во время пресс-конференции о состоянии выполнения жилищных программ, видно, что наибольшее количество ветеранов на Днепропетровщине. Свидетельствует ли это о разном уровне мобилизации по регионам?
- Днепропетровская или Харьковская область, Киевская – они велики по населению. Соответственно, больше ветеранов. Кроме этого, это же не конечная цифра, а по состоянию на данный момент. Так сложилось, что, возможно, где-то больше, где-то меньше. Это никак не влияет на мобилизацию. Каких-либо планов вообще нет. Работа ведется соответствующими ТЦК в зависимости от ситуации на фронте, но там они смотрят заранее на полгода и определяют необходимое количество гражданских, кто должен вступить в ряды ВСУ.
- Какой опыт председательства в Закарпатье, возможно, что-то по энергетике планируете распространить на всю страну?
– Что касается энергетики, мы в Закарпатье за счет местных бюджетов финансировали тех бытовых пользователей электроэнергии, которые, например, ставили себе солнечные панели, аккумуляторы и соответственно в солнечный день давали в сеть бесплатно около 60% электроэнергии, то есть 7 месяцев в году. Соответственно, эта программа уже будет запускаться и функционировать в каждом регионе страны. Мы проводим сейчас своеобразную паспортизацию регионов по энергетике. Потому что у нас есть Днепропетровская область, которая использует 700 МВт электроэнергии сугубо в своей производственной деятельности, и есть Черновицкая, которая в целом использует только 200 МВт. Соответственно важно определить стратегию по каждому региону. Если мы говорим о горных регионах – Франковщине, Львовщине, Закарпатье, Буковине, там можно еще ставить мини-ГЭС. Эта политика сегодня воплощается в жизнь на местах. Важное участие общин в этом вопросе, коммуникация и донесение до них реального положения дел в энергетике, чтобы они понимали, что мы в войне, объекты, генерирующие электроэнергию, уничтожаются, соответственно, надо думать, как себя усилить, потому что это и экономика в в том числе. Кроме того, у нас внедряется программа поддержки бизнеса. Это диалог с бизнесом, осуществляемый с помощью Zoom, где не нужно бизнесу ехать в ОВА, можно дистанционно подключиться и задать все вопросы, которые сегодня беспокоят, например, бронирование – это в первую очередь волнует бизнес.
– Кстати, экономическое бронирование поставили на паузу. Как к этому относится бизнес?
- Все путают, потому что четко не определено, что такое экономическое бронирование. Бронирование поддержки критически важного бизнеса – не критически важное предприятие, обеспечивающее водой или теплом, или обеспечивающее военную часть продуктами. У нас есть предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность громады. Это предприятия, создавшие большое количество рабочих мест, платящие налоги, за которые в том числе покупаются дроны и т.д., важно этот бизнес также поддержать. Соответственно постановление КМУ №76, которое сегодня усовершенствовалось, подняло среднюю зарплату по предприятию до 20 тыс. грн – это именно об этом, чтобы поддержать все виды хозяйственной, предпринимательской деятельности в Украине, которые важны как для армии, так и для громад.
Администрации работают комиссионно, определяют предприятия, которые критически важны для функционирования общины, воинской части, объектов критической инфраструктуры – этот процесс уже продолжается, согласовываются только критерии для каждого региона: Черновцы – это одни критерии, а Харьков – другие. В рамках упомянутого постановления есть общие критерии по стране, и есть дополнительные, которые определяются комиссиями ОВА по месту для функционирующего там бизнеса. В Харькове или Днепре важно, чтобы этот бизнес функционировал, поддерживал Вооруженные силы на месте, а в Черновцах, Львове или Закарпатье важно, чтобы они наполняли бюджет, за счет которых содержатся ВПЛ и ветераны в том числе.