Уже тогда, когда в 2015 году партия УДАР нынешнего киевского градоначальника Виталия Кличко слилась с политической силой Петра Порошенко "Солидарность", можно было предрекать, что безоблачной жизни у двух амбициозных команд не будет, несмотря на все публичные заверения. Кличко политсилу УДАР так и не ликвидировал, и ситуативные союзники президента в любой момент могут превратиться в его оппонентов. Увольнения столичных чиновников, близких к президенту, после обвала Шулявского моста – яркое тому подтверждение. "Апостроф" разбирался, что происходит между киевским мэром и президентом, а также сохранились ли у УДАРА шансы на самостоятельное плавание.
"Ударные" недоразумения в БПП
В последнее время партию Блок Петра Порошенко несколько штормит, что в общем и не удивительно, учитывая разносторонние интересы и группы влияния, которые туда вошли. Конфликты вокруг отсутствия парламентской коалиции, выхода депутатов, кроме того, проблемы доставляет и так называемая антикоррупционная платформа в БПП — группа депутатов во главе с Мустафой Найемом, Сергеем Лещенко и Светланой Залищук, которые практически все время действуют не в унисон с остальными членами партии, критикуя основных ее функционеров и ближайших соратников президента — Александра Грановского, Игоря Кононенко и Сергея Березенко.
Не менее сложная ситуация складывается и из-за ухода нардепа Игоря Грынива с поста главы президентской фракции. Слухи о его уходе в политикуме циркулировали уже давно, однако только на прошлой неделе во время заседания фракции Грынив окончательно заявил о своих намерениях. Поговаривают, что парламентарий просто устал от фракционной работы. Грынив, который все это время являлся политтехнологом Порошенко, сосредоточится на грядущей избирательной кампании. Замену ему во фракции пока не нашли, никто из называемых кандидатов (Ирины Луценко, Ирины Геращенко, Артура Герасимова и Анатолия Матвиенко) не подтвердил намерений занять пост председателя. В секретариате фракции говорят, что это должен быть человек с крепкой рукой, который бы занялся нелегкой организационной работой.
Неоднозначная ситуация в БПП сохраняется и по линии взаимодействия с ударовцами, с которыми партия объединилась в 2015 году перед президентскими выборами. В УДАРе изначально не все были рады объединению, несмотря на то, что журналистам публично говорили совсем другое. Тогда ряд региональных ячеек выступили против объединения – кто-то, как в Днепре, в открытую, остальные – кулуарно.
Перед этими событиями в Вене состоялась встреча Петра Порошенко, Виталия Кличко и бизнесмена Дмитрия Фирташа, факт которой так или иначе признали все ее участники. На встрече якобы обсуждалось объединение и будущие выборы.
"Главное, что мы получили от встречи то, что хотели: Порошенко – президент, Кличко стал мэром", - рассказывал позже Фирташ, выступая в суде. Во многом именно это и сыграло ключевую роль в дальнейшем сотрудничестве БПП и УДАРа. Тем не менее Кличко свою политическую силу не ликвидировал, а просто заморозил. По факту многие ударовцы (а их во фракции сейчас немало — более 30 человек) сейчас коммуницируют с бывшим функционером УДАРа, а ныне соратником президента и по совместительству первым заместителем главы Администрации президента Виталием Ковальчуком. Но голосуют они не всегда в соответствии с генеральной линией партии президента, тем самым показывая свою относительную самостоятельность.
Нерешенным остается и вопрос председательства Кличко в партии БПП. Еще весной прошлого года киевский мэр сообщил о сложении полномочий лидера партии. Однако съезд политсилы по этому вопросу так и не состоялся, поэтому формально Кличко – до сих пор глава партии. В последнее время руководство БПП вновь подняло этот вопрос, ближайшие соратники президента заговорили о кандидатуре Владимира Гройсмана как наиболее вероятного претендента на эту должность. Об в этом в одном из своих интервью заявил замглавы фракции Сергей Березенко. Похожие месседжи озвучил и еще один член фракции Алексей Гончаренко: "Кличко как госслужащий не может возглавлять партию, а Гройсман и члены Кабмина могут. Одна из потенциальных кандидатур – Гройсман, но я так понимаю, он не принял еще для себя решение. Все решит съезд партии".
Вполне вероятно, что активизация разговоров о смене руководителя партии связана не с тем, что номинальный глава кому-то мешает, а с возможным конфликтом между Порошенко и Кличко после увольнения близких к президенту (вернее к его ближайшему соратнику Игорю Кононенко) чиновников - заместителя мэра Ильи Сагайдака и главы Соломенской РГА Максима Шкуро, которых обвинили в обвале Шулявского путепровода. Почти сразу после этого силовики устроили обыск в Киевавтодорое, который возглавляет уже близкий к Кличко Александр Густелев. Ответ не заставил себя долго ждать: мэр обратился к президенту с просьбой уладить ситуацию с метрополитеном, угрожая, что тот попросту может остановить свою работу из-за миллиардных долгов. Реакции президента еще не было, но все это, по аналогии с историей со львовским мэром Андреем Садовым, могут использовать как рычаг давления на Кличко и его окружение.
По стопам Садового
По мнению политолога Алексея Якубина, такое похолодание в отношениях между командами президента и киевского мэра во многом связано с ситуацией вокруг олигарха Дмитрия Фирташа.
"Разделение президент – мэр было выработано в Вене при участии господина Фирташа, и это разделение включало в себя договоренности: с одной стороны – по должностям, с другой стороны – по совместной партийной работе. Сейчас ситуация с Фирташем меняется, и я связываю это похолодание в отношениях в том числе и с этим", - сказал он.
Кроме того, играют свою роль и амбиции Виталия Кличко, которые не являются секретом для окружения президента.
"Пока Кличко – мэр, но мэр, который, образно говоря, думает о том, чтобы стать генералом. В его команде думают, что это временная пятилетка, а потом стоит подумать об общегосударственной карьере, карьере президентской. И в команде у президента это понимают, они рассматривают друг друга как временных союзников. Если вспомнить события полугодичной давности, то Кличко пытался помогать Садовому с мусором, хотя Банковая уже тогда рассматривала эту мусорную эпопею как важный аспект, связанный с тем, чтобы убрать будущие амбиции Садового на президентство, а Кличко, получается, подыграл Садовому. Плюс, были трения вокруг бюджета Киева. В политической части тоже не все однозначно, формально партия УДАР заморожена, но по действующему принятому закону (о госслужбе, - "Апостроф") Кличко как мэр не может быть главой какой-то политической силы, этим он мотивирует свое желание уйти с должности главы БПП, но тут есть и другая причина: он не хочет ассоциироваться с ними", - рассказал "Апострофу" эксперт.
По мнению Якубина, партия УДАР оказалась в ситуации анабиоза, но сознательно не была уничтожена. "Ситуация в Раде на прошлой неделе, когда отдельные депутаты из БПП, которые относятся к группе УДАР, пришли со значками УДАР, - это был такой символический акт показать, что у них есть отдельное плавание и самостоятельность. И я думаю, что ситуация с мостом тоже это показывает. Кстати, в окружении Кличко восприняли это болезненно, они поняли, что при дальнейшей раскрутке это может быть схожая ситуация с Садовым. Я думаю, что в будущем мы увидим попытку публичного обособления Кличко от президента", - прокомментировал политолог.
В партии БПП отметают все слова о конфликтах между двумя командами. "Могут быть несогласованные действия в ВРУ, во фракции, а во фракции 141 человек, это очень много, существуют группы, у которых какие-то свои интересы, и не всегда они совпадают с общей канвой. Ничего критического пока я не вижу", - так прокомментировал "Апострофу" глава секретариата партии Максим Саврасов.
Нардеп также не исключает, что Кличко и дальше может возглавлять партию, если будут приняты изменения в закон о госслужбе. "Во всем мире и мэры городов, и руководители государств могут быть партийными, а у нас эту норму пропустили, когда голосовали. Есть уже предложения о том, чтобы внести эти поправки, но пока залом они не рассматривались", - рассказал Саврасов. При этом он не опроверг, что кандидатура Гройсмана на эту должность обсуждается во фракции. Но все решится на съезде. Правда, когда он состоится, депутат не уточнил.
В то же время политолог Андрей Золотарев прогнозирует, что отношения между Кличко и Порошенко будут приобретать более конфликтный характер. "Политкорректно говоря — они будут непростыми, в краткосрочной перспективе. Но президент не может себе позволить фронт в столице, поэтому так или иначе состоится выяснение отношений. Очень часто можно было быть свидетелем, как мэры крупных городов вступали в клинч с центральной властью. Для Садового это плохо закончилось, к примеру. Я думаю, Кличко не пойдет по его стопам", - считает эксперт.
Политик из окружения Виталия Кличко, пожелавший остаться неназванным, заявил "Апострофу", что УДАР как партия больше не существует. "Партия — это в первую очередь региональные ячейки, это не Кличко. То, что УДАР в 2012 году набрал около 12%, было результатом мощных региональных ячеек, это были достаточно мощные месседжи, которые мы давали людям: борьба против Януковича, европейская интеграция, люстрация. А сейчас уже месседжи устарели: нет Януковича, люстрация проведена, с интеграцией все понятно. Что касается региональных организаций, они или слились с БПП, или ушли к другим политическим структурам, вроде движения Наливайченко и других", - рассказал источник.
В тоже время официально в политической силе Кличко все разговоры о поглощении УДАРа БПП называют безосновательными. В комментарии "Апострофу" народный депутат Украины Оксана Продан заявила, что вопрос сейчас находится в другой плоскости. "Со мной такие разговоры не ведут, поскольку нет поглощения. Такие разговоры были во время парламентских выборов из-за того, что УДАР пошел на выборы вместе с БПП. Сейчас идут дискуссии вокруг существования во фракции БПП группы УДАР с собственным лицом, представителями и позицией. У группы есть специалисты в различных сферах и представители в разных областях. Если же о нас говорят, то мы чего-то стоим", — заявляет Продан. Политик отмечает, что группа УДАРа в парламенте сосредоточена на работе и достаточно консолидирована. "В группе нормальная рабочая ситуация. Люди, которые прошли многое вместе планируют и дальше работать. Группа сильная, самая большая во фракции", — резюмировала она.
Мнение Продан поддерживает и народный депутат, входящий в группу УДАР в парламенте Дмитрий Белоцерковец. "Группа есть, ее составляют бывшие депутаты фракции УДАР предыдущего созыва парламента и входят новые депутаты УДАРа, которые раньше были членами партии. Сейчас эта группа является самой многочисленно. Она не является олицетворением партии, а лишь олицетворением группы лидерства Виталия Кличко, как лидера структуры УДАР в целом в прошлом. А партии УДАР на сегодняшний день фактически нет, она слилась с партией БПП, юридически она продолжила свое существование потому что наше законодательство не подразумевает возможность в любом случае ликвидации партии, поэтому партия фактически зарегистрирована, но не ведет никакой политической деятельности",- рассказал нардеп "Апострофу". Также парламентарий рассказал, что в последнее время депутаты парламентской группы стали носить значки УДАР с целью консолидации парламентариев между собой, внутри фракции, и это не связано, по его словам, ни с какими конфликтами.
Несмотря на публичные заверения политиков, говорить о том, что в пропрезидентской фракции и партии все спокойно - было бы опрометчиво, поэтому сумеет ли Порошенко консолидировать вокруг себя такую неоднородную массу депутатов БПП и пытающихся показывать свою самостоятельность ударовцев — покажет время. Время и грядущая избирательная кампания.