Мэр Черкасс Анатолий Бондаренко стал первым, кто вступил в конфронтацию с центральной властью, выступив против жестких карантинных мер. Его действия повлекли за собой и другие акции протеста, например, митинг предпринимателей у Кабмина в Киеве, 6 мая. В интервью "Апострофу" АНАТОЛИЙ БОНДАРЕНКО рассказал, собирается ли он делать следующие шаги, например, организовывать массовые акции протеста.
- После ваших заявлений и появления их в медиа-пространстве - общаются ли с вами представители центральной власти?
- Нет, со мной никто не общается, и вообще складывается впечатление, что они не понимают, что должен быть нормальный диалог, а не угрозы, уголовные дела и все остальное. Я знаю только, что приехало множество правоохранителей в Черкассы, чтобы расследовать деятельность мэра и городского совета. Они сейчас поднимают все документы Черкасского городского совета за 2016-2018 годы и активно работают с ними.
- Как сейчас живут Черкассы?
- Ситуация полностью под контролем. Мы ослабили некоторые карантинные мероприятия. Люди придерживаются санитарных норм, носят маски, перчатки. В открывшихся магазинах больше одного-двух покупателей просто нет.
- Как вы оцениваете резкие заявления власти в ваш адрес?
- Это не по-государственному - передавать приветы с экранов телевидения городскому голове, вместо того, чтобы пригласить его в Офис президента и спросить, почему возникла такая ситуация. Не нужно угрожать. Давно такие времена прошли. Те, кто нам угрожал, закончили в Ростове и других местах.
- Вы сказали, что вам позвонил мэр Киева Виталий Кличко. В каких вы с ним отношениях?
- Я со всеми мэрами в нормальных отношениях. Многие меня поддержали, некоторые просто промолчали. Но 99% мэров думают так же, как и я.
Читайте также: Мэрский бунт: чем закончится досрочный выход городов из карантина
- Вас в соцсетях назвали "крутым чуваком", который поднял бучу среди мэров. Считаете ли вы себя таковым?
- Мне такой вопрос не ясен. Я патриот Украины и все, что я говорил - от чистого сердца. Я сказал то, что думают люди на кухне, в маркете, на работе, и то, что думают мэры городов.
- А согласны ли вы возглавить какую-то организацию или политическую партию мэров, если возникнет такой вопрос?
- Ко мне не поступало никаких предложений.
- А если бы поступили?
- Каждое предложение требует времени на то, чтобы его рассмотрели.
- Есть ли другие причины протестовать, кроме карантина?
- Прежде всего это отсутствие нормального диалога. Можно сказать иначе - диалог есть, результатов нет. Никто не слышит. Мэры - это люди, которые знают проблемы общества на местах, которые ежедневно работают с людьми. Они являются практиками.
- Какие шаги, предпринятые властью во время карантина, были наиболее жесткими?
- Запрет посещать парки и скверы. И самым неудачным было избирательное применение законов Украины и Конституции в отношении отдельных ресторанов, супермаркетов и всего остального. И отсутствие диалога, отсутствие компенсации органам самоуправления тех средств, которые они потеряли на время карантина.
- Перед тем, как сделать свои заявления, вы общались с крупными промышленниками из Черкасс и области?
- Общался. И они поддерживают меня.
- О чем вы с ними говорили?
- На сегодняшний день я вижу, что мы "положим" экономику Украины полностью. Мы уже фактически "положили" плановую специализированную медицинскую помощь. В Черкасской области от COVID-19 умерли 9 человек, а от других болезней с начала года - 3500 человек. И получается, что тысячи людей вовремя не получили медицинскую помощь, в которой нуждались.
- А как вы будете действовать, если после снятия ограничений наступит вспышка заболеваемости?
- Мы контролируем ситуацию. Мы одними из первых ввели жесткие карантинные мероприятия. Намного более жесткие, чем постановление Кабмина - и это нам дало возможность контролировать уровень заболеваемости. Если начнется его рост, будем дальше придерживаться жестких мер.
- Но вы понимаете, что скачок заболеваемости ударит по вашей репутации?
- Ничто не может стоять выше, чем жизнь человека. Меня моя репутация не интересует, как пиар и все остальное. Я мэр, который выполняет свои прямые обязанности.
- Вы сказали "Черкассы будут сопротивляться". Какое сопротивление вы имели в виду?
- Мы не планируем организовывать никакого сопротивления. Но мы будем выступать против коррупции, против двойных стандартов и против, простите меня, дилетантов во власти.
- Я имею в виду, планируете ли вы массовые протесты?
- Нет. Мы законопослушные граждане и патриоты Украины. Ни о каких массовых протестах и речи быть не может...