В пятницу, 21 января, как гром средь ясного неба прозвучала новость о том, что Россия может атаковать Харьков. Соответствующее заявление прозвучало из уст президента Владимира Зеленского. Хотя еще два дня назад он призывал украинцев не паниковать из-за российской военной техники возле украинских границ. Какие настроения в Харькове и готов ли город противостоять российскому вторжению - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал политолог и блогер из Харькова Никита Трачук.
- В интервью The Washington Post Зеленский сказал, что Харьков в опасности, какие сейчас настроения в городе?
- Обычные настроения, все как всегда. Жизнь идет своим чередом. Паники после этого заявления нет.
- Россия приходит, когда есть какие-то проблемы на соседних территориях. Сейчас есть какие-то предпосылки для беспорядков в Харькове?
- Практически любые массовые акции - это почти всегда технология, которую можно применить почти везде. И везде, даже в более-менее стабильном обществе, можно найти за что зацепиться и раскачать ситуацию.
Однако по состоянию на данный момент я не сказал бы, что есть какие-то в городе протестные движения и какое-то супер большое недовольство. Наоборот, город у нас всегда славился своим спокойствием, можно сказать, региональным менталитетом довольно спокойным, не склонным к каким-то массовым акциям, митингам и так далее.
У нас завершился транзит власти после смерти бывшего мэра Геннадия Кернеса. Новый мэр вступил в должность и все тихо-спокойно.
Я отвечу более глобально на ваш вопрос - может ли Россия в принципе напасть где-нибудь на Харьков или будет ли эскалация на Донбассе, или по другому маршруту? Я думаю, что, конечно, это возможно. Но я не вижу сейчас какого-то сasus belli, какого-то механизма, причины и повода, чтобы это сделать. Он может появится завтра или через неделю - не исключаю. На данный момент этого повода для войны, конкретно здесь в Харькове, я не наблюдаю. Но не исключаю, что все может поменяться.
- Есть ли в Харькове силы среди обычных граждан, которые смогут противостоять пророссийски настроенным людям? То есть люди, которые не хотят войны в своем городе.
- Безусловно такие люди есть, если мы имеем в виду каких-то активистов, способных на акции прямого действия. Однако я бы не сказал, что в Харькове их так уж много, и так уж сильны позиции подобных сил, если вы говорите про какие-то радикальные элементы, готовые на силовые акции, скажем так.
- Нет, я не говорю о радикалах. Просто есть люди понимающие, что в их городе может быть как в Донецке, если позволить кому-то стоять на площади и кричать: "Россия, мы тебя ждём".
- Мне кажется, что в принципе люди у нас все спокойные, все обойдутся без столкновений и каких-то конфликтов - и будем дальше жить себе спокойно. Поэтому президенту не стоит так уж сильно нагнетать и сеять панику. Смотрите, в среду он говорит в обращении, что никакой войны, все нормально, не паникуйте, а в пятницу уже говорит, что готовы напасть на Харьков. Это взаимоисключающие вещи. Я думаю его спичрайтерам стоит лучше работать над публичной подачей тех или иных месседжей в общество, чтобы у нас не было повода даже обсуждать подобные моменты.
Мне кажется, что это зависит от аудитории. Одно дело обращение для собственных граждан, другое - интервью на английском языке в США. Это всегда так, на внутреннего и внешнего потребителя разные месседжи и акценты. Однако оно всплыло. И здесь все взаимоисключающее с разницей в один день, что действительно позволяет задуматься над тем, что вообще происходит и почему со стороны главы государства столь хаотичная, взаимоисключающая, непоследовательная подача информации. Мне кажется - это очередной прокол каких-то информационных служб, работающих в ОП. Естественно, так делать нельзя.
- Почему речь идет именно о Харькове?
- Наверное потому, что город территориально, исторически и культурно довольно близкий к России. У нас граница в 40 километрах. Поэтому естественно, что еще с 2014 года многие аналитики говорят, что после Крыма, Донецка и Луганска - Харьков мог бы быть следующей целью, а за ним Одесса, Днепр и так далее.
Но опять же, я не знаю, почему в голове президента именно Харьков возник. Возможно он обладает какой-то оперативной информацией спецслужб, что есть такие угрозы. Я пока со своей стороны этого сasus belli не вижу.
Нельзя так просто взять и напасть, всегда должна быть какая-то причина. Я пока такой причины не вижу. И не вижу какой-то супер огромной группировки войск, которая способна на полноценную оккупацию всего и вся, со стороны РФ.
Однако я ничего не исключаю. Мы видим, как проходят переговоры между США и Россией, поэтому все может поменяться. Сейчас поводов для войны я не наблюдаю.