RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Крым для россиян превратится в остров - Рефат Чубаров

Что сейчас происходит на оккупированном россиянами полуострове

Что сейчас происходит на оккупированном россиянами полуострове Рефат Чубаров Фото: QHA

На днях президент Украины Владимир Зеленский заявил о возможности возвращения оккупированного Крыма дипломатическим путем. Он отметил, что такой вариант поддержало бы большинство украинцев. Еще один вариант предлагает западный эксперт Брайан Кларк. По его мнению, в Крыму можно реализовать сценарий Змеиного острова, "выкурив" оттуда оккупантов.

Как будут освобождать Крым, какие настроения царят на полуострове, и начнут ли мобилизовать местное население - в эфире Апостроф TV рассказал глава Меджлиса крымскотатарского народа РЕФАТ ЧУБАРОВ.

– Соглашаетесь ли вы с президентом Зеленским, относительно дипломатической деоккупации Крыма?

– Я абсолютно согласен с президентом, но я хотел бы обратить внимание, что он сказал "не исключено". То есть есть вероятная возможность. Поэтому мы должны здесь работать над всеми возможными формами, которые придется задействовать для того, чтобы освободить Крым. Понятно, что в первую очередь это военные действия, но не исключено...

Это означает, что благодаря многим факторам, в том числе тем, которые будут определять ситуацию внутри самой россии, может произойти так, что освобождение Крыма будет предметом переговоров на завершающем этапе украинско-российской войны. Еще раз повторяю: здесь можно выстраивать множество вариантов. Но все будет зависеть от многих факторов, главный из которых – это победы Вооруженных сил Украины.

– Международные эксперты отмечают, что украинские войска способны изолировать Крым от территории россии, а затем заставить российские войска отказаться от Крыма, как это было с островом Змеиный, чтобы укрепить свои позиции на других направлениях. Как вы считаете, возможно ли повторение этого сценария в Крыму?

– Для этого нужно осуществить необходимое, а именно – уничтожить мост через Керченский пролив. Именно эта коммуникация, этот мост, сейчас является единственной, но главной цепью или механизмом, благодаря которому в Крым перемещаются военная техника и военнослужащие. Следовательно, если взрывать мост, то с точки зрения военных возможностей Крым превращается в остров. Здесь с материковой части Украины подпирают Вооруженные силы Украины, а там пролив и все. Крым становится очень уязвимым, и может быть именно тот вариант, о котором говорил американский эксперт.

- Есть ли информация о перекрытии Крымского моста и трассы "Таврида"? Неделю назад сообщалось об этом. Сохраняется ли эта тенденция?

– Да, было много информации о том, что российские оккупационные власти планировали контролировать выезд мужчин с полуострова. Поэтому если перекроют свободное перемещение мужчин из Крыма, это означает, что они готовятся забирать их в армию. А это можно сделать только через объявление всеобщей мобилизации.

– Гауляйтер временно оккупированного Крыма Сергей Аксенов говорит, что этих так называемых добровольцев, отправляемых из Крыма воевать в Украину, будут экипировать за счет внебюджетных средств. Что это за внебюджетные деньги? Почему не покрываются Москвой расходы на экипировку этих батальонов?

– Внебюджетные средства – это очень условный термин, потому что вообще бюджета как такового в Крыму нет, поскольку там нет процесса, хотя бы условно позволявшего называть это экономикой. Все, что осуществляется в Крыму, финансируется из бюджета страны-агрессора. В то же время не исключено, что эти так называемые добровольческие батальоны будет финансировать местный бизнес, хотя он и так страдает от невозможности развития. Но в такой ситуации дополнительную нагрузку на людей и бизнес оккупационные власти смогут реализовать.

Мы очень сомневаемся в том, что эти два батальона будут созданы именно благодаря тому, что есть добровольцы. Таких людей в Крыму нет. Мы исходим из того, что они будут туда сгонять людей теми же методами, которые уже начали на территории самой россии. Скажем, в Тамбовской области глава ЧВК "Вагнер" Пригожин проводил набор в тюрьмах. Возможно, что-то подобное будет происходить в Крыму.

– Вы ранее сообщали, что уже ведутся разговоры между россиянами и коллаборантами, что нужно ввести уголовную ответственность за паникерство. Не могли бы вы рассказать об этом чуть больше?

– Такие нередкие предложения были в разных крымских пабликах. Они появились после победы ВСУ на Харьковском направлении. Тогда было очень много комментариев на тему, что российская армия очень слаба, что она бросает технику и очень много оставила исправной техники Вооруженным силам Украины. Спрашивали, что же будет, когда ВСУ придут в Крым и так далее. Люди стали демонстрировать сомнения. Другая часть это восприняла как истерию и панику. Сразу посыпались предложения, что следует внести изменения в законы и предусмотреть наказание тем, кто публично выражает сомнения в возможностях вооруженных сил россии. Что-то вроде компрометации вс рф. Такую норму они ввели в мае этого года, и эта схема работает, особенно в Крыму. Я не знаю, как на территории самой россии, но в оккупированном Крыму уже осуждено более 100 человек за действия, которые якобы компрометируют российскую армию.

– Мы видели, что в Коктебеле сожгли авто пропагандиста Киселева. Насколько распространены такие случаи? Как чувствуют себя предатели и российские пропагандисты, имеющие определенные материальные ценности на территории полуострова?

– По моему мнению, сожжение этих двух машин одного из главных пропагандистов россии было в Крыму не менее резонансным событием, как и удары по военному аэродрому в Новофедоровке или нападение беспилотника на штаб Черноморского флота россии в Севастополе. Понятно, что повреждение 10 российских истребителей, самолетов – это колоссальные потери для россии. Но то, что сожгли два автомобиля Киселева в Крыму, на даче, на украденной украинской территории, дорого стоит. Те, кто это сделал, оказали большую поддержку, подняли дух людей, живущих в Крыму. Мы еще раз поняли, что можно и таким образом противодействовать российской оккупации. Но самое главное – российские коллаборанты еще раз получили осознание того, что их ждет. Поэтому здесь можно выразить огромную благодарность тем, кто это осуществил.

– Вы говорили, что оккупанты собирают среди жителей теплые вещи для армии. Как это происходит – они просто приходят в дома людей и просят какую-нибудь одежду?

- Мы обратили внимание на то, что снова в крымских пабликах, которые осуществляют кампании "помощи" вс рф, прежде всего подразделениям, которые находятся в Херсонской и Запорожской областях, в какой-то момент появилась информация, что военнослужащие российской армии нуждаются в теплых вещах. Из этого мы заключили, что система в российской армии вследствие коррупции или других факторов не обеспечивает военнослужащих, если есть такая не просто потребность, но и просьба.

В Крыму, знаете, когда что-то объявляется, это не делается исключительно добровольным способом. Есть такие, кто и добровольно участвует в этом. Но, как правило, через оккупационную власть оказывается давление на предпринимателей. Об этом они нам сами говорят. И через них пытаются дополнительно снабжать какими-то вещами российскую армию. Кажется, и в этот раз будет именно так.

Новини партнерів