Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов описал 12 шагов по деоккупации Крыма. Среди них: уничтожение Крымского моста, соединяющего полуостров с материковой россией, программа "Детоксикация", создание документальной базы фактов российских преступлений против украинцев, сопротивлявшихся оккупации и тому подобное. Об этих пунктах, других важных моментах, которые необходимо учесть при подготовке к реинтеграции Донбасса и Крыма, а также о том, почему вдруг вспомнили о позорных "харьковских соглашениях" - в эфире Апостроф TV рассказал заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины в 2016-2019 годах ГЕОРГИЙ ТУКА.
– Что можете сказать об этих 12 шагах, и насколько мы уже к ним приблизились?
- Честно говоря, я не думаю, что путем установки памятника "Русский корабль" можно каким-то образом способствовать деоккупации Крыма. Это, с моей точки зрения, скорее пропагандистские заявления.
Читайте: Возвращение Крыма Украине: как не прошляпить важный вопрос
Что касается реальных шагов к освобождению украинской территории, в том числе и автономной Республики Крым, то до сих пор не решен довольно непростой вопрос, который является основополагающим. И без его решения мы можем столкнуться с огромным количеством проблем. Речь идет о судьбе населения – не тех этнических россиян и граждан рф, которые въехали на оккупированную территорию полуострова за последние 8-9 лет. Речь идет о тех бывших гражданах Украины, которые поддержали аннексию Крыма, являются поклонниками русского мира, поддерживают войну против Украины, но вместе с тем эти люди сами непосредственно в руки оружия еще не брали.
И вот какова судьба этих людей после возвращения контроля центральной власти над территорией АР Крым? Что с ними делать? Интегрировать ли их в украинское общество? Как это возможно, сколько на это понадобится времени или усилий? А может лучше побуждать их к выезду на территорию этнической родины, подразумевается непосредственно россия? И вот без решения таких важных вопросов, с моей точки зрения, подчеркиваю, это мое личное мнение, мы будем иметь огромную кучу проблем не просто перед освобождением, во время освобождения, а еще и после освобождения этой территории.
- Очень много говорят о том, что нужно соблюдать информационную тишину по многим вопросам. И я так понимаю, что многое еще мы не можем говорить о наших планах по деоккупации Крыма.
– Я предполагаю, что в первую очередь, пожалуй, речь идет все же о военных способах освобождения оккупированных территорий. Я тоже поддерживаю такой тезис и вообще позицию, которую не так давно высказал Сергей Кривонос, что просто недопустимо открытым являются разговоры руководителей не только нашей страны, но и наших союзников по оказанию военной помощи Украине. Обнародование детальной информации об объемах, сроках и маршрутах оказания такой помощи абсолютно лишнее.
Неужели мы с вами не понимаем, что за всеми этими сообщениями достаточно пристально следит враг и пытается любым способом замедлить получение военной помощи - либо разрушая объекты инфраструктуры, по которым следует помощь, либо оказывая влияние через свою мягкую силу в странах Европы, устраивая разного рода, например, митинги местных пророссийских активистов, к которым присоединяется какая-то часть европейского общества. Они выходят на эти митинги под лозунгами "путин наш герой". Они выражают лозунги, мол, "мы за мир, прочь войну", а для того, чтобы остановилась война, нужно прекратить предоставлять вооружение Украине. И такие митинги уже проходили в нескольких странах Европы. Вряд ли стоит нам дальше так подробно рассказывать всем вокруг о наших совместных планах.
- Это вообще их большая мечта – чтобы наши партнеры и союзники перестали оказывать Украине военную помощь. Можно ли говорить о том, что им удастся достичь тем или иным способом?
- Отмечаю, что никаких объективных предпосылок для таких настроений я на сегодняшний день не вижу. Политическая поддержка коллективным Западом нашей страны остается непреклонной. Количество и финансовой поддержки, и непосредственно в качестве вооружения или патронов только растет. Поэтому какие-то пессимистические настроения, мол, Европа или Соединенные Штаты уже устали от Украины – это абсолютно не соответствует действительности.
На днях на одном из телеканалов я слышал свежие результаты опросов, проведенных одной из американских компаний. Уровень поддержки Украины среди американцев только растет.
- Поговорим еще об одной важной теме. Если речь в целом о Крыме, то сейчас в Украине готовятся отменить соглашения о размещении чф рф в оккупированном Крыму. Речь идет о так называемых "харьковских соглашениях". Нардепы обратились в Конституционный суд с просьбой проверить конституционность этих соглашений, которые в 2010 году позорным образом были проголосованы в Верховной раде. Депутаты утверждают, что "харьковские соглашения" противоречат части 7 статьи 17 Конституции Украины: на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз. Почему сейчас появляется это представление нардепов в Конституционный суд? Не является ли это определенной подготовкой к деоккупации полуострова?
- Не вижу никакой связи между этим представлением конституционным и вопросом освобождения полуострова. Это вопросы совершенно разного плана. Для меня довольно странным является вообще сам факт дискуссии по поводу существования этих позорных "харьковских соглашений". Между прочим, в зале Верховной рады тогда мерзавец, тогдашний председатель ВРУ, скрывался под зонтиками.
- Кстати, неконституционным способом и с нарушением регламента это все принималось.
- Да да. Я этого подонка уже давно не видел нигде в СМИ, судьба его мне совершенно неизвестна и непонятна. Мне очень интересно, и у меня остается огромный вопрос: почему этот человек до сих пор не ответил согласно действующему законодательству за свои действия во время этого позорного так называемого голосования?
- Здесь тоже вопрос, почему в 2014 году после Майдана не поднимался этот вопрос, почему сейчас, во время масштабного вторжения, мы до этого дошли. И то – только спустя год.
- Совершенно согласен с вами. У меня есть еще некоторые оговорки относительно этого представления в Конституционный суд. Я не юрист, не профессиональный юрист, тем более не конституционалист – это отдельная среда юристов, специалистов по конституционному праву. Я бы предпочел посмотреть перечень подписантов этого представления в Конституционный суд.
Действительно, в Конституции у нас записаны и нейтральный статус, и невозможность размещения военных баз других государств на территории нашей страны. Но понятно, что сейчас, в нынешних условиях вся страна живет в состоянии войны. Если сейчас более 80% украинцев поддерживают вступление в Североатлантический Альянс, то я не думаю, что количество людей, которые поддержат создание военных баз Альянса или отдельных стран-членов Альянса на территории нашего государства, будет значительно меньше, чем уровень поддержки вступления Украины в Альянс.
Но у нас остается эта норма в нашей Конституции. Может такое представление в Конституционный суд, с моей точки зрения, в вопросе, который вообще не стоит выеденного яйца, является попыткой актуализации именно той статьи в Конституции, на которую ссылаются эти подписанты? Я бы, например, не был бы очень удивлен, если бы среди подписавшихся увидел Шуфрича, Бойко и прочие недобитки из "Партии регионов". Они прекрасно отдают себе отчет, что при любых обстоятельствах на нынешнем этапе развития Украина никогда не согласится на ратификацию существования базы черноморского флота рф на нашей территории.
Но вместе с тем, актуализация этого вопроса… Я не исключаю, что эти силы пытаются привлечь внимание или сделать шаг на опережение для того, чтобы в дальнейшем апеллировать при принятии решений о создании военных баз наших союзников на территории нашего государства.
– Действительно, здесь много вопросов, будем за этим следить. Если говорить опять же о вопросах Крыма, деоккупации полуострова, наших дальнейших действий, правительство сейчас готовит концепцию переходного режима не только для Крыма, но и для Донбасса. Об этом сказала вице-премьер-министр – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук. По ее словам, сейчас обсуждается проект закона о правовом режиме деоккупированных территорий. Речь идет не только о восстановлении органов государственной власти и местного самоуправления, но и об установлении справедливости. Также правительство рассмотрит вопрос об имущественных правах. Насколько важно сейчас подготовить такую базу, потому что мы понимаем, что деоккупация территорий, так долго находившихся под влиянием страны-агрессора – это тоже непростые моменты. Очевидно, будет какой-нибудь переходный период. Как должна проходить эта подготовка, какие моменты здесь нужно учитывать?
- Совершенно согласен с таким тезисом, что необходимо подготовить соответствующие изменения в действующее законодательство, предложить Верховной раде их рассмотреть. Вместе с тем, хотел бы отметить, что здесь огромную роль будут играть не общие положения и общие лозунги. Обычно дьявол кроется в деталях. Поэтому нужно будет просто очень внимательно и пристально смотреть те предложения, которые будут прописаны непосредственно в тексте этого законопроекта, о котором идет речь. Ибо есть огромное количество вопросов и о праве собственности, и о судьбе тех людей, которые "отметились" во время оккупации в коллаборационных действиях, и судьбе тех людей, которые, скажем так, согласно нормам Уголовного кодекса не подпадают под ответственность за свои собственные действия, но вместе с тем они сотрудничали с оккупационной администрацией и оккупационными властями.
Скажите мне, пожалуйста, может ли дальше работать учителем, например, тот человек, который украинских детей во времена оккупации обучал даже не русскому языку, а русскому мировоззрению?! Человек рассказывал про "великую мать россию", об "исторической родине", втолковывая в головы наших детей весь этот бред. За такие действия уголовная ответственность не предусмотрена. Но можем ли мы позволить себе позволить неслыханную роскошь – оставлять этих людей на их должностях, которые они занимают сейчас? К примеру, учителям? И таких примеров вообще очень-очень много. Поэтому к подготовке такого законопроекта нужно подходить очень тщательно, проанализировав наш украинский опыт – уже, к сожалению, девятилетний.