Сегодня Верховная рада внесла изменения в закон «О защите общественной морали», убрав из него все упоминания о Национальной экспертной комиссии (НЭК) по вопросам защиты общественной морали. Таким образом исчезала законодательная необходимость существования НЭК. Для окончательной ликвидации комиссии нужен отдельный указ Кабинета министров, который общественность ожидает в ближайшее время. Часть функций комиссии по контролю над общественной моралью предложено передать творческим союзам журналистов, писателей, людей искусства.
Сегодня парламент поддержал законопроект о внесении изменений в закон «О защите общественной морали», по сути начав процесс ликвидации Национальнойэкспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали. «Речь не идет о прекращении государственного контроля над общественной моралью. Наоборот, он только усиливается»,– заявила после голосования автор документа, народный депутат Ольга Червакова («Блок Петра Порошенко»).
Координатор группы экспертов «Реанимационного пакета реформ» Вадим Миский уточнил, что парламент изъял из закона упоминание о Нацкомиссии, тем самым убрав законодательную обязательность существования этого органа. «По факту Нацкомиссия по морали не будет ликвидирована до тех пор, пока Кабмин не издаст соответствующее распоряжение. Но, надеюсь, что мы в скором времени продавим с общественностью это решение правительства»,– сообщил господин Миский.
Он отметил, что церкви лоббируют продолжение работы комиссии, поэтому придется проводить работу и с ними. «Необходимо сейчас донести церквям, что Нацкомиссия только портит отношения со СМИ и издателями. Это только ограничивает возможность влияния на общественную мораль, поскольку Нацкомиссия переругалась со всеми, с кем только можно»,– отметил Вадим Миский. Получить комментарий главы НЭК Василия Костицкого не удалось – он не отвечал на звонки корреспондента А'.
НЭК была создана согласно закону «О защите общественной морали» от 20 ноября 2003 года и начала работу в конце 2004-го. Она занималась проверками работы СМИ и организаторов зрелищных мероприятий на предмет наличия сексуального или эротического контента, элементов насилия и жестокости. Продавать литературу или демонстрировать фильмы с элементами эротики можно было только после положительного отзыва Нацкомиссии. На финансирование комиссии ежегодно тратилось от 4 до 9 млн бюджетных средств. В своей работе НЭК приняла несколько громких решений – например запретила показ мультсериала «Симпсоны», программы Comedy Club, ограничил показ мультсериала South Park и рекомендовал запретить компьютерные игры Mortal Kombat, God of War III и Manhunt II. Параллельно с Нацкомиссией охраной общественной морали занимались и другие органы, например, МВД, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомтелерадио и Госкино. Это приводило к дублированию соответствующих функций.
9 декабря 2010 года президент Виктор Янукович своим указом поручил Кабинету министров ликвидировать Нацкомиссию по морали, но она продолжала работать. Ее ликвидация стала одним из пунктов коалиционного соглашения. В конце 2014 года Ольга Червакова зарегистрировала законопроект №1647, принятие которого лишало бы Нацкомиссию всех ее функций.
Один из членов НЭК, директор Института философии Мирослав Попович не согласен с тем, что комиссия дублировала работу других органов. Он подчеркивает, что в ее состав входили именно эксперты из разных сфер, а не чиновники: «Никаких решений, которые ограничивали бы свободу, комиссия не принимала. Это была экспертная комиссия, которая имело дело с продуктами или произведениями, в которых могла присутствовать порнография или сексуальные извращения. Комиссия просто фиксировала наличие опасного контента. По отношению к такой продукции могла быть использована одна из форм контроля – например, продажа в определенное время и в определенных местах. Эту экспертизу все равно должен кто-то делать, а кто теперь будет этим заниматься – не знаю».
Однако Ольга Червакова предложила установить общественный контроль за соблюдением требований законов в сфере защиты морали. Такой контроль будут проводить творческие союзы из сфер культуры, искусства, журналистики, которым для этого государство будет предоставлять финансовую помощь. По мнению социального психолога Олега Покальчука, такое предложение немного похоже на «смену шила на мыло». «Но, по крайней мере, эти организации не так прожорливы с точки зрения бюджета, и в них хотя бы существует плюрализм мнений. Хотя общество как к комиссии, так и к творческим союзам прислушиваться особо не будет – оно живет по собственным законам. По большому счету, именно общество, а не государство создает законы. Думать, что можно создать орган, который будет говорить людям, что такое мораль – это невежество»,– заявил господин Покальчук.