RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Минздрав не пустят за госзакупками

Эти функции могут быть переданы международным организациям

Эти функции могут быть переданы международным организациям Функции по закупкам лекарств могут перейти к международным организациям Фото: UNICEF/Richard Grehan

В парламенте зарегистрированы законопроекты, в которых предлагается передать функции госзакупок лекарственных средств от Министерства здравоохранения к ВОЗ и UNICEF. В документах говорится, что процедура закупок будет проводиться согласно уставу этих международных организаций и с учетом правил, разработанных Кабинетом министров. Ввоз и поставку лекарственных средств, закупленных международными организациями, предлагается освободить от уплаты НДС, что должно снизить стоимость медпрепаратов. Эксперты, впрочем, отмечают, что ВОЗ и UNICEF до сих пор обеспечивали лишь очень ограниченную номенклатуру препаратов и только в рамках международной помощи.

Вчера в Верховной раде были зарегистрированы законопроекты №2150 и 2151, касающиеся госзакупок и отмены налога на импорт лекарств. В списке авторов обоих документов указана глава профильного комитета парламента Ольга Богомолец (Блок Петра Порошенко) и еще шесть народных депутатов, представляющих все фракции коалиции. Согласно пояснительной записке, законопроект №2150 был разработан в рамках коалиционного соглашения, которое предусматривает изменение принципа госзакупок лекарственных средств и медпрепаратов через передачу этих функций от Минздрава к международным организациям.

Речь идет о специализированных организациях ООН, в частности о Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также о Детском фонде ООН (United Nations Children's Fund; UNICEF). Они будут закупать только часть лекарств, перечень которых должен быть разработан Кабинетом министров в течение месяца после вступления документа в силу. Конкретный механизм закупки препаратов в законопроекте не указан. Однако отмечается, что он будет учитывать правила и процедуры, установленные международными организациями. Также предлагается предусмотреть возможность предоплаты по договорам закупки лекарств и вакцин.

Авторы законопроекта предлагают ввести упрощенную процедуру регистрации лекарств, которые закупаются с привлечением ВОЗ и UNICEF. В частности, проверка регистрационного досье таких препаратов не проводится, потому что организации априори «закупают высококачественные медикаменты благодаря жестким требованиям, которые выставляются к лекарствам». Срок принятия решения о регистрации не должен превышать семи дней. Сейчас эта процедура, по данным участников рынка, занимает около года.

В пояснительной записке также говорится, что привлечение международных организаций к закупке лекарств ‒ временная мера, которая вводится на период реформирования сферы госзакупок. Авторы законопроекта доказывают успешность привлечения международных организаций на примере стран с переходной экономикой, в частности, Молдовы, Азербайджана, Армении и Грузии, а также ряда стран Африки, Азии, Южной Америки. За счет такого механизма там удалось добиться до 30% экономии бюджетных средств, предусмотренных на закупку лекарств.

Вторым законопроектом №2151 предлагается освободить от НДС операции на ввоз и поставку лекарственных средств, закупленных международными организациями. Это позволит снизить цену на препараты и сделать их более доступными для населения.

Отметим, что привлечение международных организаций к процедурам госзакупок препаратов анонсировал министр здравоохранения Александр Квиташвили. Отечественные производители фармацевтического рынка отмечают, что привлечение международных организаций действительно позволит снизить стоимость препаратов. «Они напрямую работают с производителями. Это существенное преимущество»,‒ говорит коммерческий директор Борщаговского химико-фармацевтического завода Евгений Сова. Однако директор по развитию компании «Фармак» Олег Сяркевич считает, что только комплексный подход решит вопрос доступности лекарств для населения Украины. К примеру, по его словам, следует работать над созданием среды для привлечения международных компаний для локализации инноваций в партнерстве с украинскими производителями. «Также нельзя допускать преференций по налогообложению для лекарств, закупленных в рамках программы, поскольку все должны работать в равных условиях»,‒ говорит господин Сяркевич.

Отметим, что до сих пор ВОЗ и UNICEF закупали только определенную номенклатуру лекарств против некоторых инфекционных болезней и только в рамках международной помощи. «Если страна не может закупить лекарства против инфекционных болезней ‒ таких как ВИЧ/СПИД или туберкулез, то эти организации помогают им за счет средств государств-доноров. Я не помню случаев, чтобы они брали на себя функции по госзакупке лекарств»,‒ говорит заместитель гендиректора компании-производителя медпрепаратов STADA CIS Иван Глушков.

По его словам, необходимо также понимать перечень лекарств, которые ВОЗ и UNICEF будут закупать вместо Минздрава. «Есть определенный перечень лекарств, с которыми они работают. К тому же, они работают только с аккредитованными поставщиками. Чтобы пройти эту аккредитацию, необходимо два-три года. Скорее всего, большинство украинских поставщиков не проходили ее»,‒ добавляет эксперт.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства