Мэр Харькова Геннадий Кернес подозревается в незаконном лишении свободы или похищении человека, пытках и угрозе убийства. Кроме того, прокуратура считает господина Кернеса организатором и одним из исполнителей этих преступлений. Сам харьковский мэр называет данное дело личной местью Арсена Авакова. Интерес к судебному процессу усиливается тем, что прокуратура также пытается связать личность Геннадия Кернеса с возможными растратами на коммунальных предприятиях и злоупотреблениях в городской милиции.
База обвинения
Генпрокуратура подозревает Геннадия Кернеса в совершении ряда насильственных преступлений. Ему инкриминируется незаконное лишение свободы или похищение человека (ч. 2 ст. 146 УК), пытки (ч. 2 ст. 127 УК), угроза убийства (ч. 1 ст. 129 УК). Кроме того, прокуратура считает Кернеса организатором и одним из исполнителей преступлений (ч.ч. 2, 3 ст. 27 УК).
История, вылившаяся в уголовное производство против Кернеса, произошла 25 января прошлого года, в разгар политического противостояния в Харькове. Депутат Харьковского областного совета и заместитель председателя харьковской областной организации партии «Всеукраинское объединение “Батькивщина”» Иван Варченко сообщил на своей странице в Facebook, что около 21.45 охранники Кернеса задержали около принадлежащего Кернесу отеля «Националь» в центре Харькова активистов Евромайдана Александра Кутянина и Алексея Ряполова, заметив, что активисты снимали на мобильные телефоны номера автомобилей так называемых «друзей Кернеса». Позднее сами активисты заявили, что их похитили, избили и пытали охранники мэра и лично Кернес. «Затащили в фургон и насильно пытались получить от меня информацию о том, кто я такой, зачем я проводил видеосъемку. Где-то около часа меня допрашивали, били, угрожали оружием, чтобы узнать у меня всю информацию»,‒ заявил Кутянин. Позже к допросу подключился сам Кернес. Мэр якобы требовал рассказать о планах активистов Евромайдана, которые на тот момент находились на первом этаже здания областной администрации, а также о целях проведения видеосъемки. Когда Ряполов заявил, что в съемке не было ничего противозаконного, Кернес, по его словам, ударил его по лицу и разбил ему нос.
После допроса активистов отправили в городское управление милиции. По их словам, сотрудники милиции требовали от них написать признание в хулиганских действиях и в намерении нанести повреждения припаркованным возле гостиницы автомобилям. После того, как их отпустили, активисты, опасаясь за свою жизнь, решили скрыться.
Пресс-служба управления МВД в Харьковской области опровергла информацию о захвате активистов охранниками мэра Кернеса. «На самом деле “похищенные” сами обратились в милицию за помощью, заявив, что их заставляют совершать хулиганские действия»,‒ отмечалось в сообщении. Милиция утверждала, что один из заявителей сообщил, что двое его знакомых заставляли его фотографировать номерные знаки автомобилей, припаркованных возле «Националя», для идентификации владельцев этих авто, чтобы в дальнейшем путем повреждения этих машин можно было бы мстить представителям действующей власти.
Однако в Генпрокуратуре было другое мнение на этот счет, и 25 февраля она начала расследование инцидента. Олег Махницкий (на тот момент ‒ Генпрокурор) заявил журналистам, что у следствия есть доказательства того, что похищением людей руководил лично господин Кернес. Мэр же заявил, что считает уголовное производство против него сфабрикованным, неким сведением с ним личных счетов министра внутренних дел, в прошлом председателя Харьковской областной госадминистрации. «Здесь Арсен Борисович Аваков перегнул палку»,‒ сказал Геннадий Кернес.
Защищаться любыми средствами
13 марта прошлого года, когда в столице суд избирал для Геннадия Кернеса меру пресечения, его сторонники собрали большой митинг на площади Свободы в Харькове в поддержку мэра. Журналисты оценивали его численность в 10 тысяч человек, мэрия заявляла о 50 тысячах, но так или иначе ‒ акция была внушительной и организованной с размахом. Использование админресурса в этот раз не скрывалось ‒ часть участников акции пришли на нее в спецодежде различных коммунальных предприятий. Вряд ли организаторы акции и сам мэр надеялись на магическое действие «народного одобрения», но митинг был четкой демонстрацией административных возможностей Кернеса.
Печерский райсуд тем временем отправил Геннадия Кернеса под домашний арест, изъяв у него загранпаспорт и запретив ему покидать пределы своей квартиры в Харькове в период с 21.00 до 7.00. 28 апреля 2014 года ‒ в то время, когда господин Кернес совершал утреннюю пробежку, неизвестный тяжело ранил его из огнестрельного оружия. После того, как мэра прооперировали в Харькове и его состояние стабилизировалось, защита попросила суд дать Геннадию Кернесу возможность выехать на лечение в Израиль. Суд изменил меру пресечения с домашнего ареста на личное поручительство, и Геннадия Кернеса отправили на самолете для дальнейшего лечения в клинике для состоятельных людей «Элиша» (Хайфа, Израиль). Расследование было приостановлено. Мэр вернулся в Харьков только 17 июня ‒ в инвалидном кресле. Расследование было возобновлено, и вот в начале марта текущего года Генпрокуратура заявила о его завершении. Потерпевшие и сам Геннадий Кернес уже ознакомились с материалами уголовного производства.
Реагируя на сообщение о подозрении, мэр сделал несколько заявлений в интервью контролируемой им телекомпании «7 канал». Их тональность несколько изменилась ‒ если раньше подозреваемый заявлял о том, что докажет в суде свою невиновность, то теперь он не верит, что суд будет справедливым: «Уже год меня преследуют, изображают следствие, а на самом деле стараются дискредитировать перед харьковчанами. Конкретный пример ‒ попытка изменить подсудность: несмотря на то, что якобы местом преступления Генпрокуратура определила Харьков, судить меня хотят в Киеве». Геннадий Кернес считает этот факт очевидной попыткой устроить ангажированный процесс и иметь возможность давления на суд: «Исходя из этого, я не жду справедливости от тех, кто меня обвиняет, не верю, что суд будет справедливым, но готов бороться». Мэр Харькова отметил, что не признает себя виновным, никаких новых доказательств его вины у следствия нет, и в суде будут предъявлены все аргументы его непричастности и политической мотивированности этого дела.
Вступились за харьковского градоначальника и его бывшие однопартийцы из «Оппозиционного блока». «Обвинения, прозвучавшие в адрес уважаемого горожанами мэра Харькова Геннадия Кернеса, выходят не только за рамки закона, но и здравого смысла. Власть избрала Кернеса своей очередной целью для продолжения показательного “правосудия” над оппозиционными политиками»,‒ сказано в заявлении блока.
Проверки по всем фронтам
Впрочем, выдвинутыми обвинениями интерес правоохранительных органов к Геннадию Кернесу и его окружению не исчерпывается ‒ судя по количеству открытых уголовных производств можно сказать, что все только начинается. В начале февраля министр внутренних дел Арсен Аваков заявил: «Огромное количество эпизодов касательно экономической деятельности команды Кернеса находится в производстве. Суммы претензий по ним ‒ миллионые. Я не собираюсь дальше комментировать до окончания следствия, но это ‒ факт. И он тоже будет доказан».
Прокуратура с октября прошлого года открыла несколько уголовных производств по фактам хищений в коммунальных предприятиях города ‒ там фигурируют те самые миллионы, о которых говорил господин Аваков. В частности, начато расследование завышения на 2,3 млн грн стоимости стройматериалов при ремонте Харьковского метрополитена. Затем были начаты производства по подозрению в разворовывании средств должностными лицами коммунальных предприятий «Жилкомсервис» (только по предварительным расчетам речь идет о 25 млн гривен), «Харьковводоканал» (по данным прокуратуры, речь идет о сотнях тысяч гривен), «Комплекс по вывозу бытовых отходов» (86 млн гривен), «Харьковские тепловые сети» (22,5 млн гривен), «Дорремстрой» (12 млн гривен), «Харьковгорлифт» (6 млн гривен), «Горэлектротранссервис» (6,3 млн гривен), «Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького» (8,5 млн гривен). Практически во всех этих делах речь идет о перечислении по договорам бюджетных средств предприятиям с признаками фиктивности, причем некоторые из них фигурируют в нескольких делах. Практически во всех производствах суды Харькова отказываются давать санкции на проведение следственных действий.
«Нет ни одного коммунального предприятия или департамента горсовета, которые бы не получили по нескольку запросов от разных прокуроров. Вопросы одни и те же, а прокуроры разные. Проверяют все, чтобы дискредитировать работу предприятий. Складывается впечатление, что горсовет и я работаем, чтобы формировать будущие уголовные преследования. Ибо все те успехи и новации, которые реализуют коммунальные предприятия, прокуратуру не интересуют. Зато они цепляются за каждую мелочь»,‒ заявил Геннадий Кернес в интервью «7 каналу».
По его мнению, эти проверки связаны с тем, что он «не принимает определенных имиджевых решений»: «Я имею в виду то, что Харьковский горсовет не признал Россию агрессором. Кстати, и Харьковский областной совет поступил так же. Я думаю, что дискредитировать ‒ это неправильно, сегодня необходимо объединять людей. Я не хочу выглядеть трусом и буду оставаться до конца на своем рабочем месте, а там ‒ как Бог даст»,‒ отметил Геннадий Кернес. В этом построении бросается в глаза несоответствие временных параметров: уголовные производства по коммунальным предприятиям начали расследоваться еще осенью, а горсовет отказался рассмотреть вопрос о признании России страной-агрессором 25 февраля.
В январе прокуратура области начала расследовать факт продажи в 2013 году находящейся на тот момент в коммунальной собственности гостиницы «Киевская» по существенно заниженной цене. Здание в центре Харькова площадью более 5 тыс. кв. метров было продано частной фирме за 4,1 млн гривен, при этом его оценочная стоимость на момент продажи составляла 26,7 млн гривен. Прокурор Харьковской области Юрий Данильченко заявил, что Харьковский горсовет незаконно выделил без оплаты земельные участки площадью около 1 тыс. га обслуживающим кооперативам. По закону, местные власти могут выделять землю бесплатно исключительно жилищно-строительным кооперативам и только под строительство жилья. А здесь использовалась схема, по которой участки выдавались бесплатно не ЖСК, а обслуживающим кооперативам, в названии которых имелось словосочетание «жилищно-строительный». «Подобная схема, по нашим подсчетам, использовалась в двух сотнях случаев. Таким образом, кооперативы получали землю бесплатно, а потом продавали ее. Речь может идти о почти тысяче гектаров»,‒ отметил Данильченко.
В фокус внимания правоохранительных органов попали и руководители городской милиции, которых местные активисты считают людьми Кернеса. Прокуратура области 17 января передала в суд производство по обвинению одного из бывших представителей командного состава Главного управления МВД в области в разгоне участников Евромайдана возле Академии внутренних войск 19 февраля в Харькове. По словам источника, близкого к прокуратуре, речь идет о бывшем начальнике городского управления милиции полковнике Александре Гапуре. Согласно материалам следствия, разгон митингующих начался по указанию этого офицера. Милиционеры применили силу к мирным невооруженным демонстрантам. Несколько граждан получили телесные повреждения. В охраняемый периметр, созданный милиционерами, беспрепятственно зашло около 100 так называемых «титушек», которые избили митингующих, в том числе журналистов, а также разбили камеры операторам нескольких телеканалов. Под непосредственным руководством подозреваемого с места проведения митинга 12 митингующих были доставлены в райотдел милиции.
5 марта прокуратура области совместно с Управлением внутренней безопасности Главного управления МВД в области задержала одного из руководителей Харьковского городского управления милиции в момент получения им 7 тыс. гривен взятки от предпринимателя за невмешательство в торговлю подакцизными товарами. По словам источника, близкого к правоохранительным органам, на взятке «погорел» заместитель начальника горуправления милиции, начальник милиции общественной безопасности Олег Матрос.
23 февраля в Харьковской области начала работу созданная по распоряжению президента Петра Порошенко межведомственная комиссия, которая проверяет работу всех органов власти за пять лет. Возглавляет ее заместитель начальника Главного контрольного департамента Администрации президента Андрей Девко. Проверкой будут охвачены все органы управления Харьковской области, в том числе Харьковский горсовет, облгосадминистрация и местные советы.
Удастся ли Геннадию Кернесу доказать свою невиновность ‒ покажет время. Прояснится и то, насколько следствию удастся связать с ним персонально возможные растраты в коммунальных предприятиях и злоупотребления в городской милиции. Но в любом случае ‒ судебные дела по всем этим производствам вызовут немалый резонанс не только в регионе, но и в стране в целом. Геннадий Кернес ‒ пожалуй, наиболее одиозная политическая фигура среди действующих сегодня мэров востока Украины. До сих пор его позиции не смогли всерьез поколебать ни многочисленные обвинения в коррупции и воровстве, ни столь же дружные обвинения в сепаратизме и управлении «титушками».