Согласно данным мониторинга скрытой рекламы, который провел Институт массовой информации, в первом квартале 2015 года в украинских СМИ значительно увеличилось количество новостей, не соответствующих стандартам объективной журналистики. Почти половина материалов из лент новостей не имели экспертного мнения и бэкграунда. Журналисты не проверяют информацию, транслируя фейковую информацию из российских СМИ, а также используя соцсети в качестве источников.
Мониторинг скрытой рекламы в СМИ, проведенный Институтом массовой информации (ИМИ) был опубликован 16 апреля. «С января по март этого года национальные интернет-издания чаще нарушали стандарт полноты информации: в 44% материалов из лент новостей не хватало экспертного мнения и бэкграунда», - сообщает эксперт ИМИ, экс-редактор украинской службы ВВС Ольга Бурда.
Зафиксированы также случаи копирования фейковых материалов из российских СМИ и попадания под влияние манипулятивной информации, когда заголовки не имеют ничего общего с телом новости, - отмечает эксперт ИМИ Елена Голубь.
Голубь также обращает внимание на необходимость проверки информации, которую журналисты берут из социальных сетей: «СМИ продолжают использовать социальные сети как источник информации, не проверяя данные на других источниках. Во время информационной войны это недопустимо, поскольку именно через соцсети легче делать так называемые информационный вброс».
Приведенные цифры исследования напоминают ситуацию, которая сложилась во время предвыборной гонки в сентябре - октябре прошлого года. Тогда по данным мониторинга региональных СМИ Института демократии имени Пилипа Орлика, количество рекламных материалов в печатных изданиях Львовской, Сумской, Харьковской области выросло втрое по сравнению с июлем и достигло показателя 32,3% (10,8 в июле). В Житомирской и Черновицкой областях заказным был признан каждый второй материал, а в Днепропетровской области «спонсорские» материалы составляли 40%.
В целом, накануне прошлых парламентских выборов эксперты Института демократии фиксировали до 90% "джинсы" в печатных изданиях. Например, в черновицких газетах «Свобода слова» и «Время» этот показатель составил 91,7% и 89,1% соответственно. В житомирской газете «Ваши интересы» - 68,8%. В днепропетровском издании «Заря» - 52,6%, а в «Днепре вечернем» - 55,8%.
При этом в интернет-изданиях объем немаркированной политрекламы в среднем составил 34%. Лидерами были названы «Рупор Житомира» (78,6%), «Житомир онлайн» (71,4%), житомирский «Первый информационный портал» (54,8%), черновицкий BukNews (61,4%), и днепропетровский «Мост Днепр» (58,3%).
Наиболее активными заказчиками скрытой рекламы были названы партии «Батькивщина», «Сильная Украина» и «Заступ». Именно «Заступ» с 31% материалов оговоренного заранее содержания стал лидером сомнительного рейтинга. Партия Юлии Тимошенко «Батькивщина» инициировала размещение 29% подобных материалов. На счету же партии Сергея Тигипко - 26% всей скрытой рекламы в медиа.
Часто появление немаркированной политической рекламы в СМИ может быть напрямую связано с позицией собственников медиа. Их влияние особо ощутимо в региональных масштабах, где внимание населения к местным СМИ традиционно выше, чем к национальным.
К примеру, в Кировограде (где в день парламентских выборов четверть всех материалов была проплаченной антирекламой политических конкурентов) популярный городской сайт «Гречка» связывают со скандальным депутатом ВР VII созыва Андреем Табаловым.
Напомним, что в декабре 2012 года Александр и Андрей Табаловы (отец и сын), пройдя в парламент от «Батькивщины», отказались писать заявление о вхождении в состав парламентской фракции объединенной оппозиции. Разгорелся скандал и Табаловых назвали первыми «тушками» нового созыва.
Депутаты от ВО«Свобода» в первый рабочий день показательно выталкивали Табаловых из сессионного зала и обвиняли их в намерениях вступить в Партию регионов.
Андрей Табалов за несколько дней до скандала указывал у себя на странице в сети Facebook, что читает сайт «Гречка», который до сих пор лояльно освещает деятельность экс-нардепа. А во время парламентских выборов 2014 г. «Гречка» активно поддерживала «мажоритарщика» Андрея Лавруся – бывшего помощника Табалова.
В первом квартале 2015 года крупнейшими "джинсовиками" оказались УПЦ Московского патриархата, Гуманитарный Штаб фонда Рината Ахметова и чиновники экс-президента Виктора Януковича.
Помимо политических заказов, в настоящий момент медиа-эксперты обсуждают еще один вопрос, связанный с пропагандой – работу в Украине СМИ, подозревающихся в поддержке сепаратизма на востоке страны. Деятельность таких СМИ является также объектом интереса правоохранительных органов.
Так, 13 апреля глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что рассчитывает на справедливое решение суда в отношении отмены регистрации газеты «Вести».
По данным СБУ, печатное издание продолжает публиковать материалы, которые поддерживают сепаратизм, а также имеет нелегальные источники финансирования. Напомним, окружной админсуд Киева в конце марта 2015 года возобновил производство по делу, в котором прокуратура столицы требует закрыть газету «Вести» и журнал «Вести.Репортер». Как сказано в исковом заявлении, такое требование вызвано публикацией целого ряда статей, «направленных на нарушение территориальной целостности государства Украина».