RU  UA  EN

четверг, 28 марта
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Мнение

В Украине растет продолжи­­те­ль­­ность жизни. Инфографика

В основе этого лежат экономические причины, а не деятельность Минздрава

В основе этого лежат экономические причины, а не деятельность Минздрава Движущей силой роста продолжительности жизни в Украине в советское время были антиалкогольные и антитабачные кампании Фото: Владислав Содель

В апреле президент Петр Порошенко заявил, что реформирование отрасли здравоохранения является одним из главных приоритетов для страны. Глава государства определил, что конечным индикатором реформы должна стать средняя продолжительность жизни, как это и определено в программе "Стратегия-2020". "Увеличивается продолжительность жизни — медицина работает хорошо. Уменьшается продолжительность жизни, и какие бы сладкие песни нам не пели, — медицина работает неэффективно", — подчеркнул президент. Он также сказал, что "национальная система здравоохранения превратилась в национальную катастрофу". Однако определенный им конечный индикатор опровергает заявление о "катастрофе". По данным Государственной службы статистики Украины, в 2008-2013 годах в Украине продолжительность жизни увеличилась более чем на три года — с 68,27 до 71,37.

Более того, в последние годы продолжительность жизни была самой высокой за всю историю независимой Украины и продолжала расти. Наибольшие темпы были в 2008-2011 годах: на 2,75 за три года. Даже в странах ЕС рост был меньшим. Но почему-то все эти годы руководители медицинской отрасли молчали о своих успехах. Наверное, они хорошо понимали, что продолжительность жизни в Украине выросла не благодаря медицине.

Причины увеличения продолжительности жизни в Украине в 2009-2011 годах находятся в силах, лежащих в основе факторов риска. В 2008-2010 годах среди людей трудоспособного возраста смертность уменьшилась на 25%, тогда как среди людей старше 70 лет — на 1%. Больше всего уменьшилась смертность от причин, которые прямо связаны с алкоголем и с другими факторами риска — употреблением табака и структурой питания. В частности, среди причин смерти, по данным Госстата, есть восемь причин, в названии которых есть слово алкоголь. В 2008 году от этого умерли 27088 человек, а в 2011 году — только 12947. Но спасла людей от алкогольной смерти не медицина, а экономические силы.

В совместном документе, подготовленном в 2011 году Всемирным экономическим форумом и Всемирной организацией здравоохранения, определены основные стратегии, способные уменьшить вред, который наносит потребление алкоголя и табака. Наиболее эффективным из этих стратегий является ограничение экономической доступности алкоголя и табака путем повышения налогов и цен. В 2009-2011 годах алкогольные акцизы в Украине были увеличены вдвое, табачные — в 6 раз. С другой стороны, экономическая доступность алкоголя и табака уменьшилась из-за сокращения доходов населения во время экономического кризиса.

Вопреки ожиданиям, экономические спады в течение XX века связаны с уменьшением уровня смертности в промышленно развитых странах. Это происходит из-за уменьшения потребления людьми алкоголя и табака, уменьшения загрязнения окружающей среды из-за спада промышленного производства и меньшего количества ДТП из-за сокращения дорожного движения.

Следует напомнить, что стремительный рост продолжительности жизни в Украине за последние 30 лет наблюдается уже третий раз: предыдущие прыжки наблюдались в 1984-1986 и 1995-1998 годах. Во всех трех случаях структура роста продолжительности жизни была подобной: больше сокращалась смертность среди мужчин трудоспособного возраста и от связанных с алкоголем причин. Главной движущей силой первого роста была "горбачевская" антиалкогольная кампания. Во втором случае государство прекратило анархию на алкогольном рынке, одним из последствий чего стал рост реальных цен на алкоголь.

Исходя из названного президентом индикатора, можно предположить, что лучший уровень система здравоохранения Украины имела в советское время. В 1986 году продолжительность жизни была выше, чем в 2011-м. Но это утверждение справедливо только для 1970 года, когда продолжительность жизни в Украине была выше, чем в Финляндии и Польше. Но благодаря реформам здравоохранения в Финляндии продолжительность жизни с 1970 года почти ежегодно возрастала, и сейчас она на 10 лет выше, чем в Украине. Польша в 1991 году порвала с "социализмом", и продолжительность жизни после многих лет застоя начала ежегодно расти.

В этих странах сделали упор не на лечении болезней, а на содействии здоровью. Соответствующий подход был формализован в 1986 году в Оттавской хартии содействия здоровью. Документ провозглашает, что здоровье создается в местах повседневной жизни, там, где люди учатся, работают, играют и любят. Содействие здоровью — это ответственность не только медицины. Оно требует привлечения всех других структур государственной и местной власти, общественных организаций, промышленности и СМИ.

Постепенно развиваясь, в последние десятилетия в Европейском союзе такой подход получил название "health in all policies" (HIAP). Поскольку здоровье в значительной степени определяется факторами, которые находятся за пределами сферы медицинской помощи, эффективная политика здравоохранения должна включать в себя все соответствующие сферы политики, в частности: социальную и региональную политику; налогообложения; охрану окружающей среды; образование; исследования. Все политические меры в ЕС должны следовать этому подходу. Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС, содержащее ст. 427, которая определяет, что Украина также должна руководствоваться подходом "здравоохранение во всех политиках государства".

Координировать и направлять реализацию подхода "здравоохранение во всех политиках государства" должно Министерство здравоохранения. Для этого существуют разные пути. Например, в Великобритании в Департаменте здравоохранения в 2012 году было создано Агентство общественного здоровья, которое в октябре 2014 года опубликовало отчет "От доказательств к действиям: возможности защитить и улучшить здоровье нации". "Мы сталкиваемся с эпидемией долгосрочных заболеваний, которые в значительной степени можно предотвратить. Было бы не эффективно и не целесообразно пытаться решить эти проблемы путем увеличения расходов на больницы, врачей и медицинские услуги. Правда заключается в том, что медицинская помощь имеет относительно ограниченное влияние на наше здоровье. Международные исследования показывают, что медицина способствует предотвращению лишь около 10% преждевременной смертности. Нашей отправной точкой для приоритетов в этом документе является то, что мы не можем сохранить статус-кво. Система здравоохранения должна быть такой, что помогает людям оставаться здоровыми, а не такой, что только лечит болезни", — сказано в отчете. Но в Англии новый подход не только декларируется, но и реально внедряется, примером чего является успешная стратегия уменьшения потребления соли.

Если действительно пытаться увеличить продолжительность жизни в Украине, нам также нужно не только декларировать подход "здравоохранение во всех политиках государства", а реально практиковать его, обеспечив реализацию соответствующими полномочиями и ресурсами. Весь имеющийся опыт как Украины, так и других государств убеждает в эффективности только такого подхода.

Есть грустная шутка о том, что в Украине работает не Минздрав, а МОХ — "міністерство охорони хвороб". Сейчас, наконец, появился шанс, что здоровые ростки вырвутся из поросшей мхом системы, и люди в Украине будут иметь долгую и здоровую жизнь. Но пока это только шанс.

Читайте также

Украинцы, берите оружие уже, когда Россия придет в ваш дом, будет поздно - командир батальона "Ахиллес"

Командир батальона Ахиллес рассказал о ситуации под Бахмутом и сделал важное обращение к украинцам

"СВО" закончилась: какую "полноценную" войну задумал Путин против Украины

В Кремле надеются набрать еще 300 тысяч человек для нового наступления

Из-за недостатка финансиро-вания у нас проблемы с ранеными - военный хирург

Как обеспечивается медицина в ВСУ, чего хватает, а в чем нуждаются наши воины - в интервью военного хирурга