Новая пропускная система в зоне АТО, которая фактически ужесточила блокаду оккупированных ДНР и ЛНР территорий, работает с 16 июня. Отмена бумажных пропусков, а также ограничение передвижения грузового и пассажирского транспорта были направлены на усиление контроля и должны были помочь борьбе с коррупцией. "Апостроф" разбирался, какая реальная ситуация сейчас сложилась на Донбассе.
Жительница оккупированного Донецка Светлана не смогла с семьей выехать из зоны проведения боевых действий, их автомобиль развернули на блокпосту. "Мы пытались выехать через Артемовск. Простояли в очереди четыре часа, но при прохождении контроля нам сказали, что после введения новых правил грузовые автомобили не пропускают", — рассказала женщина. Всё бы ничего, если бы автомобиль, на котором выезжала семья, не был пикапом...
Новые правила пересечения линии разграничения с неподконтрольными украинским властям территориями, оккупированными так называемыми ДНР и ЛНР, начали действовать с 16 июня. С того дня въехать и выехать из зоны проведения АТО можно только на легковых автомобилях. Тогда как любые перемещения общественного транспорта, за редкими исключениями, запрещены, а грузовые перевозки осуществляются только по железной дороге. Также был усилен контроль пересечения линии соприкосновения путем введения двух блокпостов.
Координатор общественной организации "Донбасс SOS" Александр Горбатко рассказал "Апострофу", что после начала действия нового временного положения, касающегося передвижения с и на оккупированный Донбасс, люди столкнулись с проблемой вывоза личных вещей и сложностями с перемещением на крупногабаритном транспорте. "Если у человека есть грузовой автомобиль, почему он не может на нем выехать? А если вещи личные вывезти? К сожалению, нигде нам не дали ответов на эти вопросы", — сетует активист. При этом он уточнил, что есть возможность вывезти вещи железнодорожным транспортом. "На Донецкой железной дороге мне ответили, что груз отправляется из Харцызска в Киев на станцию "Дарница". Стоимость перевозки в контейнере на 20 тонн обойдется в 1,5 тыс. грн. Однако на самой ж/д станции в Харцызске мне назвали уже другую сумму — 15 тыс. грн, и платить наличными по прибытию", — добавил волонтер.
Усложнилась и работа предприятий на Донбассе. "Железнодорожная инфраструктура в зоне АТО сильно повреждена, а пропускная способность действующих железнодорожных переходов существенно ниже фактической потребности. Это затрудняет поставки как угля, так и товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения работы предприятий", — заявили в пресс-службе компании ДТЭК. Отметим, что в целом бизнес неохотно комментирует ситуацию с ужесточением правил игры. Особенно это касается компаний, которые работают в сегменте FMCG. Дело в том, что до июня ни одно предприятие, выпускающее продукты питания и напитки, так и не смогло получить пропуск для пересечения линии разграничения. Сейчас существует список товаров, которые попали под запрет, среди которых продукты и медпрепараты (кроме гуманитарной помощи).
Если говорить о ситуации с получением разрешения на пересечение линии соприкосновения боевиков и украинских силовиков, то она улучшилась. "Решения по внесению или невнесению в реестр данных физических лиц принимаются в течение 3-4 дней, тогда как ранее это могло растянуться и на недели. В основном из-за того, что накапливали заявки и за один раз привозили целые самосвалы документов", — рассказал "Апострофу" сотрудник одной из координационных групп. По его словам, что касается бумажных пропусков, выданных ранее, то данные тех, кому они были выданы, автоматически занесены в реестр. "Но это не касается тех пропусков, которые были куплены, а не получены напрямую. Ведь много было подделок, и данные многих не вносились в базы", — отметил собеседник издания.
Но есть и отрицательные моменты. На некоторых блокпостах поступают вразрез с новыми правилами. "К примеру, человек получил разрешение на въезд или выезд в сектор А. Но если он (пункт пропуска, - "Апостроф") закрыт, то можно выехать через другой сектор. Но были случаи, когда на блокпостах сектора Б не пропускали, и люди платили деньги, чтобы выехать", — говорит Александр Горбатко.
Также серьезная проблема теперь — километровые очереди из автомобилей и людей на блокпостах. "Моя мама пересекала границу через Артемовск не два часа, как ранее, а двенадцать. При этом ее некому было подвезти, и она стояла в живой очереди среди поля, где нет ни туалета, ни специальных площадок для отдыха", — рассказала Ирина, проживающая в Киеве. В "Донбасс SOS" напоминают, что в СБУ обещали к 20 июля увеличить количество проверяющих, а также выдать им планшеты, чтобы быстрее сверять данные по реестру. Но пока этого нет.
"Апостроф" продолжает следить за ситуацией с пересечением линии соприкосновения с оккупированными ЛНР и ДНР территориями Украины.