В Верховной раде зарегистрированы два законопроекта, посвященные борьбе с табакокурением. Так, 3 апреля в парламенте был зарегистрирован законопроект № 2430-1 относительно приведения законодательства в соответствие к требованиям Директивы 2001/37/ЕС. По словам авторов этого документа, его принятие необходимо в рамках Соглашения об ассоциации (СА) между Украиной и Евросоюзом, чтобы повысить уровень защиты здоровья украинцев путем дальнейшего ограничения табакокурения в стране. Кроме того, в Раде есть еще один документ, № 2820, призванный имплементировать положения Директивы 2014/40/ЕС, которая предъявляет более строгие требования к производителям табачных изделий и еще не вступила в силу в Евросоюзе. Эксперты утверждают, что принятие документа № 2820, который уже утвержден профильным комитетом, нецелесообразно, поскольку никто не изучал последствия его внедрения на экономику Украины.
Законопроект № 2820 был зарегистрирован 13 мая шестью народными депутатами из различных парламентских фракций. Он предусматривает полное изменение формы сигаретной пачки. Например, она должна иметь острые углы вместо закругленных, как сейчас, а размеры пачек должны быть унифицированными. Кроме того, законопроект запрещает использование сигарет с вкусовыми добавками и предполагает увеличение размеров медицинского предупреждения о вреде курения с 50% от размера пачки до 65%. Данный документ призван имплементировать требования директивы 2014/40/ЕС, которая нарабатывалась странами Евросоюза более 13 лет. Как пояснил исполнительный директор Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Сергей Кищенко, все это время в каждой из стран ЕС происходил анализ регуляторного влияния этой директивы и подготовка производителей к ее внедрению. "Из 28 стран-членов ЕС Директиву имплементировали только два государства, почти половина стран даже не начала этот процесс, а Польша вообще подала в Европарламент и Совет Евросоюза иск относительно правомерности Директивы 2014/40/ЕС. Есть вероятность, что некоторые ее положения вообще отменят", — пояснил Сергей Кищенко.
Законопроект № 2820 сразу же получил негативную оценку от Главного научно-экспертного управления, антикоррупционного комитета Верховной рады, Кабинета министров Украины, а также большинства профильных министерств. Главной претензией являлось то, что он был зарегистрирован с нарушениями регламента. Дело в том, что еще 3 апреля был зарегистрирован законопроект № 2430-1 относительно защиты от табакокурения, поэтому документ № 2820 следовало регистрировать как альтернативный. Законопроект № 2430-1 имплементирует положения европейской директивы 2001/37/ЕС, которая хорошо изучена в странах Евросоюза и фигурирует в списке обязательств, которые взяла на себя Украина в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.
Кроме того, по словам Сергея Кищенко, документ № 2820 не учел ряда положений Директивы 2014/40/ЕС. Например, европейский документ предусматривал контроль над выполнением положения о неиспользовании вкусовых добавок, а из текста законопроекта этот механизм был изъят. Кроме того, законопроект не учел вопрос размещения защитных элементов. Ведь увеличение размера медицинского предупреждения о вреде курения предполагает смену расположения защитных элементов на пачке. Если следовать требованиям законопроекта № 2820, то для печати таких элементов следовало покупать новое оборудование, что предполагает огромные финансовые затраты. Кроме того, Директива разрешает использование различных форм упаковки. Пачка может быть, например, цилиндрической или в виде пакета для отдельных сортов табака. В законопроекте № 2820 не учтены и эти требования. "Не включены также положения, согласно которым должна быть создана система недопущения нелегальной торговли табачными изделиями и борьбы с ней. Не отображен комплекс мер по уменьшению вреда от курения", — пояснил господин Кищенко, исследующий в МЦПИ проблемы евроинтеграции.
В среду, 7 октября состоялось заседание комитета Рады по вопросам здравоохранения, на котором рассматривался законопроект № 2820. Примечательно, что главой комитета, является один из авторов этого законопроекта Ольга Богомолец ("Блок Петра Порошенко"). Вместо просторного зала, где обычно проходят заседания этого комитета, слушания прошли в небольшом помещении, в котором не могли поместиться все желающие, в том числе и сторонники законопроекта № 2430-1.
По словам Сергея Кищенко, "даже очень благородное намерение может быть просто дискредитировано небрежным исполнением продиктованным желанием закончить до мая следующего года донорский проект". "Мы можем оказаться в смешной ситуации перед ЕС. Мы пока еще не выполнили действующую ныне антитабачную Директиву ЕС 2001/37, но уже хотим взять планку еще выше", — отметил Сергей Кищенко.
Не прислушались в комитете также к доводам коллег. Народный депутат от "Народного фронта" Геннадий Кривошея (один из авторов законопроекта № 2430-1) пояснил, что вокруг альтернативного документа происходит масса манипуляций и нарушений регламента. "При повторной регистрации законопроекта № 2820 его авторами был изменен профильный комитет — с налогового на комитет по вопросам здравоохранения, главой которого является госпожа Богомолец, которая является первым подписантом проекта № 2820. Такие нарушения нивелируют роль комитетов в законотворчестве и являются неприемлемыми", — отметил господин Кривошея. Депутат также указал на несоответствие европейской практике при подготовке данного законопроекта и игнорирование альтернативной точки зрения: "Для исполнения Директивы ЕС 2001/37 группой депутатов был разработан и подан на рассмотрение Верховной радой законопроект № 2430-1. Его принятие приведет украинское законодательство к соответствию с европейским".
Один из украинских производителей табачных изделий, после заседания заявил о том, что принятие законопроекта № 2820 приведет к тяжелейшим экономическим потерям как раз потому, что он не учитывает всех важных положений Директивы ЕС 2014/40. "Убытки могут составить как минимум 1,4 млрд грн. Ряд компаний рискуют приостановить свое производство, а рынок в целом может упасть не менее чем на 15%. Вырастет уровень контрабанды табачных изделий. Эта инициатива игнорирует официальный бизнес, который платит огромные налоги, и по существу сыграет на руку только контрабандистам и подпольным кооперативам", — заявил участник рынка. Как говорят представители отрасли, отечественным фабрикам в случае реализации этого законопроекта придется закрыть экспорт за рубеж, который в прошлом году составил $358,7 млн. В результате производство будет перемещено на территорию других государств.