RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Отчет по Boeing: Украина увидела проблему, а РФ опозорилась с одной из версий

Что значит отчет Нидерландов по катастрофе МН17

Что значит отчет Нидерландов по катастрофе МН17 Совет безопасности Нидерландов представил окончательный отчет о причинах крушения Boeing 777 рейса MH17, сбитого в прошлом году над Донбассом Фото: OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine

Во вторник, 13 октября, Совет безопасности Нидерландов представил окончательный отчет о причинах крушения Boeing 777 рейса MH17, сбитого в прошлом году в небе над Донбассом. Согласно выводам голландских специалистов, самолет сбили из ЗРК "Бук" из района площадью в 320 кв км. Свою версию отчетов представили также в России и Украине. По мнению собеседников "Апострофа", сейчас Москва пытается отмежеваться от причастности к трагедии, в то время как Киев старается убедить международное сообщество в виновности РФ и подконтрольных ей боевиков ДНР.

Представленный 13 октября отчет Совета безопасности Нидерландов относительно причин крушения Boeing 777 малайзийских авиалиний стал результатом работы, которая продолжалась практически 15 месяцев. В документе говорится, что самолет был сбит ракетой 9М38 из зенитно-ракетного комплекса "Бук" с боевой частью 9Н314М. В отчете не указывается конкретное место, откуда был произведен запуск ракеты, но отмечается, что это могло произойти из района на востоке Украины площадью 320 кв. км. "Снаряд взорвался слева от кабины пилотов. Переднюю часть самолета поразили сотни частиц, в результате чего три члена экипажа, находящиеся в кабине пилотов, сразу погибли, а Boeing распался в воздухе. Его обломки упали в радиусе 50 кв. км. Для установления точного места запуска ракеты необходимо провести дополнительные расследования, что не входит в мандат Совета безопасности Нидерландов", — говорится в документе. Кроме того, в окончательном отчете указано, что Украине следовало бы закрыть свое воздушное пространство над восточной частью страны из-за боевых действий, чего сделано не было.

Следует отметить, что участие в изучении причин крушения принимали семь стран: Австралия, Великобритания, Малайзия, Нидерланды, Украина, США и Россия. Предварительная версия итогового доклада была направлена им 1 июня, после чего эти государства могли внести свои предложения по правкам. Расследование Совета безопасности не занималось вопросами установления или поиска виновных, а также точным выяснением места запуска ракеты поскольку с этой целью Генеральная прокуратура Нидерландов ведет параллельный процесс. Его итоги будут представлены в 2016 году.

Напомним, пассажирский самолет Boeing 777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит 17 июля 2014 года над Донецкой областью. В результате этого погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа граждане 10 государств. Среди причин катастрофы выдвигались версии о попадании в самолет ракеты класса "земля-воздух" или "воздух-воздух".

Большинство версий выдвигались "экспертами" из РФ. За несколько часов до публикации отчета Совбеза Нидерландов российский концерн "Алмаз-Антей", который производит комплексы "Бук", представил очередную версию крушения Boeing. В России заявили, что в результате проведенного ими эксперимента было установлено, что самолет был сбит из комплекса "Бук-М1" ракетой 9М38, которая якобы давно не используется ее вооруженными силами. По их словам, ракета была запущена в 3,5 км к югу от населенного пункта Зарощенское Донецкой области. Следовательно, это противоречит предварительной версии голландских специалистов, которые предполагают, что снаряд был запущен из района города Снежное. Ряд российских СМИ уже сообщили, что в Зарощенском на момент катастрофы находились украинские силовики, но на самом дел сил АТО 17 июля там не было. Об этом свидетельствуют карта антитеррористической операции, а также слова источника "Апострофа" в Генштабе ВСУ.

"Дело в том, что в день, когда сбили Boeing, и Снежное, и Зарощенское находились под контролем пророссийски настроенных боевиков. РФ, конечно, может оспаривать этот факт, но по этому поводу уже были представлены доказательства в виде снимков со спутника", заявил собеседник издания на условиях анонимности. По его словам, сейчас Россия хочет не столько возложить вину за трагедию на Украину, столько отмежеваться от нее самой. "Судя по сегодняшней конференции, основной задачей для представителей "Алмаз-Антея" является отбеливание репутации России. Многие исследования показывают, что комплекс "Бук", из которого сбили самолет, был привезен из РФ. Поэтому сейчас Москва хочет доказать — независимо от того, кто стоит за этим преступлением, Россия не имеет к этому никакого отношения", отметил он.

Кроме того, результаты расследования крушения малайзийского Boeing, которые обнародовал Совет безопасности Нидерландов, опровергают российскую версию катастрофы, согласно которой самолет был сбит из села Зарощенского. Отвечая на вопрос, откуда была запущена ракета, сбившая самолет, глава Совета по безопасности на транспорте Нидерландов Тийбе Юстра очертил территорию площадью 320 кв. км. В эту зону не попало находящееся южнее Шахтерска Зарощенское, из окрестностей которого, по версии "Алмаз-Антея", был сбит самолет.

Тем временем Украина также представила собственную версию отчета о крушении Boeing. Как заявил председатель правительственной комиссии по координации вопросов по расследованию этой авиакатастрофы Геннадий Зубко, экспертам удалось установить, что малайзийский самолет МН17 был сбит ракетой российского производства, запущенной из установки "Бук-1" с неподконтрольных Киеву территорий. "Это территория, подконтрольная пророссийским боевикам. Установлено техническим отчетом, что это российская ракета "Бук-1". Также четко видно, что ракета была запущена из района города Снежное", подчеркнул он, представляя результаты расследования.

Вместе с тем, выводы украинских и российских экспертов не будут иметь достаточной юридической силы, пока их предположения не подтвердит международная следственная комиссия. Как заявила заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль, международное уголовное расследование по трагедии Boeing может затянуться вплоть до осени 2016 года. “Но никто не собирается останавливаться, так как очень важно привлечь к ответственности виновных в данной трагедии. Для нас как для страны, на территории которой произошел этот инцидент, очень важно создать такой механизм (привлечения виновных к ответственности, "Апостроф"), показать свое ответственное отношение”, сказала она. По словам украинских официальных лиц, Киев полностью уверен в том, что за трагедией стоят российские наемники, которых впоследствии удастся наказать.

Тем временем источник "Апострофа" в отечественном МИДе сообщил, что заявление Совбеза Нидерландов о том, что Киеву следовало закрыть свое воздушное пространство в зоне проведения боевых действий, стало пощечиной Украине. "Это неприятный сигнал для украинских властей ввиду того, что настаивала на этом тезисе именно Россия, которая постоянно вносила бредовые версии касательно трагедии и постоянно пыталась возложить вину за нее на официальный Киев. Наличие соответствующего пункта в официальном отчете, безусловно, является неприятной пощечиной Украине", — сказал собеседник издания. Правда, он добавил, что в целом представленные в отчете данные совпадают с украинским видением событий. "Просто ввиду ограниченности компетенции технического отчета международные эксперты побоялись сделать громкие выводы. Надеюсь, они будут представлены в уголовном отчете прокуратуры Нидерландов", сказал источник.

Как заявил "Апострофу" независимый авиаэксперт из РФ, кандидат технических наук Вадим Лукашевич, Нидерланды подготовили хороший и объективный отчет, основным тезисом которого является утверждение версии с "Буком". "При этом тот факт, что в Совбезе не локализовали место пуска ракеты, говорит о том, что они очень ответственно подходят к своим оценкам. В отчете присутствует только то, что неопровержимо. В отличие от того же доклада "Алмаз-Антея", где четко указано село Зарощенское. В Украине также точно определили место, но это я еще могу понять. У вас по этому поводу идет уголовное дело, и вы локализуете место пуска, используя данные с этой территории, то есть — данные радиоперехвата и тому подобное. Но "Алмаз-Антей" свою версию по месту пуска построил вокруг анализа обломков. Это вызывает не то что сомнения, а улыбку", сказал он.

"Я не думаю, что данные, представленные в отчете Совбеза Нидерландов, стали для кого-то неожиданностью. Это объективный, подкрепленный доводами и доказательствами материал, в котором нет предубежденности", заявил "Апострофу" дипломат, председатель правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко. По словам эксперта, сейчас Украине следует сконцентрироваться на том, чтобы доказать свое видение причин трагедии и нивелировать давление на следствие, оказываемое со стороны Москвы. "А то, что мнение России действительно учитывается следствием, сегодня подтвердил сам представитель Совбеза Нидерландов Тийбе Юстра, — отметил немецкий политолог Александр Рар. Поэтому не исключено, что представители РФ будут и впредь выдвигать какие-то новые версии, которые будут звучать более правдоподобно, но все равно будут отводить в сторону от возможного вывода о том, что Москва каким-то образом причастна к случившемуся".

При этом новые версии со стороны Российской Федерации, скорее всего, будет исходить от концерна "Алмаз-Антей", прогнозирует Вадим Лукашевич. "Наш Следственный комитет из ситуации выключен, потому что у него преобладающая версия капитан Волошин и Су- 25 (давно опровергнутая версия о том, что авиалайнер якобы сбил украинский самолет, которую долго продвигала российская пропаганда, "Апостроф"), что сейчас вообще несерьезно. Поэтому он опозорился и получил по мордам. Так что последний бастион защиты России вес "Алмаз-Антея". Дальше будет только горячее", считает он.

Читайте также