Жители страдающей от обстрелов Красногоровки под Донецком уже полтора года отапливают свои жилища буржуйками. На растопку идет все, что может гореть, именно поэтому в городе вырублены уже почти все деревья. Представители местной военно-гражданской администрации, а также группа украинских военнослужащих из подразделения CIMIC решили помочь жителям Красногоровки и провести газопровод. Чтобы уберечь магистраль от обстрелов, она будет заложена под землей. Кроме того, власти намерены построить дополнительную линию электропередачи, чтобы обеспечить город электроэнергией. Все эти улучшения обещают уже к новому году, но жители Красногоровки все равно не намерены расставаться с буржуйками и всерьез обсуждают, как с их помощью обогреть многоэтажные дома.
Все сгорело
Шестилетний Валера предпочитает греться на улице, бегая по двору возле своего подъезда. Чтобы Валера не мерз в своей квартире, его родителям, возможно, придется пустить на дрова переживший обстрелы тополь, за которым смущенно прячется мальчишка, едва увидев камеру. В Красногоровке обогреть жилье теперь можно разве что с помощью печек. Все, кто мог позволить себе купить буржуйку, запаслись ими еще в прошлом году, демонтировав за ненадобностью газовые плиты.
Валера с удовольствием рассказывает о своей прифронтовой жизни: говорит, что, хотя он еще не научился колоть дрова, у него есть свой "запасной топор", и родители уже доверяют ему поддерживать огонь в печке после того, как дрова разгорятся.
Между делом он хвалится, что уже умеет читать по слогам. Но вот в музыкальную школу не ходит, хотя до войны любил петь в местном хоре. На просьбу спеть любимую песню он сначала смущается, но потом речитативом декламирует стихотворение о Красногоровке.
Тут же, рядом со скамейкой, на которой сидит Валера, под баннером с надписью The UN Refugee Agency (Агентство ООН по вопросам беженцев), спрятаны запасы дров. У входа в подъезд также высится аккуратно сложенная поленница. В печь тут идет все, что горит — и собранные вокруг домов щепки, и ветки, и разобранные на доски ящики. По словам Светланы, матери Валеры, с каждым днем делать запасы все труднее: в многоэтажных домах в округе и в частном секторе Красногоровки многие жители уже больше года отапливают свои дома буржуйками. Стоит такая печка порядка полутора тысяч гривен. Еще в 950 грн обойдется небольшой газовый баллон, плюс 100 грн надо тратить на его заправку каждые полтора месяца, чтобы обеспечить нужды семьи из трех человек.
Полноценно обогреть квартиру с помощью буржуйки непросто. Вокруг нее, конечно, тепло, но вот в комнатах температура не поднимается выше 16-17 градусов. Если на улице выше нуля — в квартире бывает до 20-23° С.
Светлана подсчитала, что отопительный сезон в среднем стоит больше тысячи гривен в месяц. Покупать дрова и уголь могут только те, кто получает социальные выплаты, или редкие счастливчики, имеющие работу. Кроме того, глава Красногоровской военно-гражданской администрации Олег Леванчук, которого тут называют комендантом, разрешил жителям пускать на распил сухие деревья. Но потребности в дровах так велики, что весь городской запас разрешенных к вырубке деревьев давно в прямом смысле слова вылетел в трубу — буржуек в городе очень много. К тому же далеко не все деревья подходят для обогрева: тополь, к примеру, слишком быстро прогорает, а вот акация дает больше тепла, делится новыми житейскими премудростями Светлана. Можно привезти уголь, но это доступно лишь жителям с постоянным доходом; тонна угля обойдется в 1700 грн, одного мешка хватает примерно на пару дней. Дрова стоят 400 грн за кубический метр.
Вынужденный новострой
Военнослужащие подразделения CIMIC (группа гражданско-военного сотрудничества ВСУ) решили помочь местным жителям и проложить в поселок газопровод вместо старого, который был поврежден обстрелами. "Восстановительные работы не имеют смысла без изменения самой конструкции газопровода. Единственно верное решение — заложить трубу под землю. Будет проложена новая ветка из пластиковых труб, которые предоставила международная организация Красный Крест. Ее протяженность составит более трех километров", — пояснил суть проекта руководитель ГВС, подполковник Александр Гвоздков.
После тщательной проверки местности на предмет наличия мин и неразорвавшихся снарядов эти трубы будут доставлены и разложены вдоль дороги туда, где сейчас тянется на бетонных опорах посеченная осколками старая газовая труба. Новую ветку спаяют и заложат на глубину в метр-полтора, чтобы минимизировать риск повреждения во время обстрелов.
Старший мастер аварийной диспетчерской службы Сергей Пономаренко и подполковник Гвоздков полагают, что на монтаж уйдет от двух недель до двух месяцев, конечно, если повезет с погодой и не помешают обстрелы. Зато повредить снарядами новую конструкцию будет уже весьма проблематично. По словам Пономаренко, сейчас без газа остаются около 8 тыс. абонентов в Марьинке и Красногоровке.
Также, по словам Олега Леванчука, администрация на днях получила добро председателя Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского на строительство дополнительной ветки ЛЭП. Сейчас напряжение в сети такое слабое, что от нее можно разве что зарядить телефон да включить телевизор. На электрообогреватели его уже не хватает. Бюджет проекта — от 3 до 5 млн грн. "Город тоже участвует в проекте — администрация нашла для ЛЭП столбы на всю протяженность линии — это 2,7 км", — говорит Леванчук. По его словам, чтобы облегчить финансовую нагрузку на местных, администрация города попросила увеличить лимиты на потребление электроэнергии. Ее стоимость осталась прежней — 46 коп. за киловатт, а лимит вырос до 3,5 тыс. кВт. "Этого достаточно, чтобы свободно отапливаться", — уверен комендант Красногоровки. Восстановление подачи электроэнергии позволит запустить местный завод, вернуть людям работу и возобновить производство протезов для военнослужащих, которые среди прочего выпускает это предприятие.
Если обстрелы не будут мешать строительству (а в воскресенье в районе этого города велась стрельба из танков), то свет можно будет дать в город уже к Новому году, уверены и в ГВС, и в администрации Красногоровки. Однако, по словам жительницы городка Ирины, вряд ли наученные жизнью местные станут выбрасывать спасавшие их от холодов буржуйки. Она вспоминает, как в прошлом году из-за морозов в городе насмерть замерзли несколько пожилых людей — они не смогли обогреть свои жилища. А в некоторых районах города газа не было никогда. Например, обитатели общежития в районе Капитанский в присутствии корреспондента "Апострофа" всерьез обсуждали, как им установить буржуйки для обогрева многоэтажного здания. Эти люди ожидают не газа, а полноценной подачи электричества.