Новый год в Донецке прошел почти без ощущения праздника. Жители города были неприятно удивлены высокими ценами на продукты к новогоднему столу. В квартирах же возникли проблемы с отоплением: при двенадцатиградусном морозе батареи были холодными, вынуждая хозяев ходить по комнатам в теплой одежде. Главарь незаконной ДНР Александр Захарченко в своем телевизионном обращении грезил "освобождением" Славянска, Краматорска и Мариуполя. Однако многие люди не желали его слушать: несмотря на запрет, новогодние салюты были запущены на улицах через час после выступления Захарченко. То есть — не по московскому, а по украинскому времени.
Этот Новый год в Донецке прошел в той тишине, которую можно назвать тягостной или безрадостной. За несколько дней до праздника дончане уже жаловались друг другу, что "настроения нет, не особо хочется что-то праздновать, перспективы туманны, будущее призрачно".
Грустно было везде. На рынках при виде ценников покупатели менялись в лице, но по инерции закупали яйца, горошек, малосольные огурцы и картошку для оливье. Самые большие очереди были за колбасой, а вот свежие огурцы, преодолев психологический ценовой барьер в 300 рублей (150 грн) за килограмм, из некоторых крупных точек продажи просто исчезли.
Цены были повышены примерно на четверть. Однако пришедшая на банковские карточки январская пенсия (правительство Украины приняло решение выплатить ее до Нового года, — "Апостроф") заставила предпринимателей учесть этот факт и еще немножко подрисовать ценники. Яйца дешевле 60 рублей (30 грн) практически не находились, литровая бутылка украинского пива стоила больше 100 рублей (50 грн), а упаковка "рафаэлло" — под 350 (175 грн).
"При этом в супермаркетах было настолько мало народу, что я обалдел. Вспомнил, как обычно 30-31 декабря там было столпотворение. Можно было час стоять в очереди в кассу. Поностальгировал даже слегка. Впрочем, ассортимент очень скудный — вроде как витрины забиты, а брать нечего. Поэтому все ринулись на рынки. Я тоже там закупался, и пока стоял в очередях увидел, как народ меньше чем на 600-700 рублей (300-350 грн) не покупает. Брали сыры, колбасу, рыбу. Мясные ряды скучали, ну так они давно скучают с непомерными ценами", — прокомментировал увиденное местный житель Ярослав Костянец.
31 декабря улицы Донецка опустели до того, как стемнело. По пустым дорогам ездили троллейбусы и автобусы, перевозя от силы десяток пассажиров. Носились по улицам и такси, нарушая скоростной режим езды в черте города. Зато на новогодних представлениях в театре оперы и балета был аншлаг — зрители пришли на традиционный "Щелкунчик".
Во многих домах светилась едва ли четверть окон. Впрочем, иллюминация вдоль дорог в центре города работала исправно. Чего не скажешь о теплосетях — многие дончане жаловались на холод в квартирах и ледяные радиаторы. Температура воздуха за окном, между тем, опустилась до -12 градусов.
"Наша котельная дымит, но слабо, батареи холодные. Причем не только у нас. В соцсетях читаю, что проблемы во всех районах Донецка. Чуток теплее вроде стало ближе к полуночи 31 декабря, но утром 1 января в квартирах снова была стужа. Ходим тепло одетые, на кухне постоянно работает газовая плита, хоть какой-то источник тепла", — рассказала жительница Карина Деянова.
За несколько минут до полуночи по московскому времени, которое установлено в Донецке и других оккупированных боевиками городах, с телеэкранов выступил так называемый главарь так называемой ДНР Александр Захарченко. Он сообщил о начале "новой эры созидания". При этом за ним сменяли друг друга фотографии вначале городов, подконтрольных ДНР, а затем украинских — Мариуполя, Славянска и Краматорска. В полночь с экранов заиграл "гимн ДНР".
"Мы ждали, что за окном начнут пускать салюты и петарды. Уже приготовились к шуму, но было тихо. Зато ближе к часу ночи начались "бабахи". Мы пришли к выводу, что народ празднует Новый год по украинскому времени (московское время отличается от киевского на час, — "Апостроф"). Хотя было странно: в Донецке запретили применять и салюты, и петарды, а тут такое — и полицию никто не вызвал. Мне кажется, что это было своего рода прикрытие того, что кто-то из боевиков решил пострелять из оружия в сторону позиций украинской армии. И что вы думаете: днем 1 января я прочитал в интернете, что какому-то мужчине в Куйбышевском районе снаряд из зенитной установки в дом прилетел. Причем со стороны центра города. Тогда стало более или менее понятно, кто и зачем шумел", — говорит дончанин Иван Поляков.
Интересно, что жители других оккупированных городов сообщили о том, что салюты и фейерверки, несмотря на запрет, звучали также ближе к часу ночи. В частности, такая информация пришла из занятого боевиками Новоазовска. Адепты ДНР очень расстроились, расценив это как подтверждение того факта, что Донбасс — это Украина.
Утро 1 января прошло в Донецке так, как и должно было пройти — на улицах было мало народу, в центре возле главной городской елки — почти никого (в новогоднюю ночь здесь были люди, правда, развлекательная программа в виде дискотеки на морозе оказалась довольно слабой). А по телеканалам исправно крутили сагу об улетевшем в Ленинград Жене Лукашине...