13 января в Минске должна состояться очередная встреча Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на Донбассе. По имеющейся информации, ключевые вопросы повестки дня остаются без изменений — заслушивание отчетов, верификация режима прекращения огня, освобождение и обмен военнопленными, а также проблемы разминирования. И если в гуманитарной сфере наблюдается хотя бы минимальное продвижение, то политическая часть Минского протокола почти не выполняется. Между тем, дальнейшая односторонняя реализация Украиной условий "Минска-2" может привести к тому, что оккупированная часть Донбасса будет интегрирована в состав нашего государства на выгодных для Кремля условиях. При этом мы получим отдельные районы Донецкой и Луганской областей с правом на особые экономические связи с Россией, а также собственную региональную и гуманитарную политику.
Жизнеспособность "Минска-2" зависит от того, смогут ли стороны конфликта выработать модальность проведения выборов на территории оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Именно поэтому Украине и России при посредничестве Запада нужно активизировать политический диалог относительно выборов в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, которые могут состояться там в феврале и марте.
В данном случае Кремль может согласиться на компромисс в виде переноса даты выборов. Санкции со стороны ЕС все равно продлены как минимум до лета, поэтому российское руководство будет всячески идти на компромисс, попутно создавая из себя в глазах западных партнеров имидж надежного переговорщика. Этим также и объясняется подключение к работе в Контактной группе бывшего спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова, который не отличается способностью вести острые и жесткие дискуссии.
Вместе с тем, для полной реализации Минских соглашений, несмотря на их пролонгацию, украинским властям все равно предстоит принять ряд сложных и непопулярных политических решений. Во-первых, Петр Порошенко должен подписать закон об амнистии для участников незаконных вооруженных формирований, который парламент принял еще 16 сентября 2014 года. Во-вторых, Верховная рада обязана до февраля принять новый, согласованный с сепаратистами, закон о проведении местных выборов. И в-третьих, народные депутаты должны утвердить во втором чтении изменения в Конституцию в части децентрализации власти.
Все это может послужить драйвером для внутриполитической нестабильности и даже возможных досрочных парламентских выборов, но самая главная проблема состоит в том, что у Петра Порошенко остается все меньше времени и пространства для маневров в плане трактовок Минского протокола, который в Москве называют "дорожной картой" по федерализации Украины.
Поэтому если документ будет и дальше выполняться Украиной в одностороннем порядке и в той последовательности, которая в нем прописана, то существует риск интеграции Донбасса в состав Украины на выгодных для России условиях. Напомним, что, по мнению экспертов, в 2016 году боевики под руководством российской стороны могут заняться государственным строительством на оккупированных территориях. Первые ростки этих процессов уже присутствуют в виде "национальных банков" и различных "министерств" в самопровозглашенных "республиках". В скорейшем прекращении и замораживании конфликта заинтересован и Запад.
Таким образом, Украина может получить отдельные районы Донецкой и Луганской областей с правом на особые экономические связи с Россией, на собственную региональную и гуманитарную политику; с правом иметь свои органы правопорядка, включая народную милицию, а также участвовать в назначении прокуроров и судей.