В Украине завершилась XVI Международная неделя НАТО. Лекторы учебных заведений Североатлантического альянса делились опытом со своими украинскими коллегами. В эксклюзивном интервью "Апострофу" декан школы НАТО в Обераммергау (Германия) полковник ТИМОТИ ДРЕЙФКЕ рассказал, кто на сегодняшний день является главной угрозой для Альянса, чему учат зарубежные специалисты украинских военных и возможен ли переход Украины на НАТОвские стандарты к 2020 году.
- Можете рассказать, какова специфика школы НАТО в Обераммергау и чем вы планируете заниматься в Киеве в ходе Международной недели Альянса?
- Мы отвечаем за боевую подготовку. Причем это индивидуальная подготовка не только на тактическом, но и стратегическом уровнях. В основном наши курсы проходят в течение недели. Лишь немногие длятся две недели, а некоторые даже 8. Школа в Обераммергау отвечает за подготовку военнослужащих из стран НАТО и государств-партнеров Альянса. За год у нас проходят обучение представители почти 80 стран. То есть, каждую неделю мы готовим приблизительно по 250 новых студентов, которые представляют от 30 до 35 стран.
- Значит, ваша школа сконцентрирована на повышении уровня профессионализма военных? Ваши студенты не новички?
- Совершенно верно. Каждый студент, который поступает к нам на обучение, имеет основные навыки военной подготовки. Так что если вы офицер пехоты, и прошли в своей стране подготовку по противодействию химическому оружию, то в Обераммергау вас научат этому же, только по стандартам НАТО. В нашем каталоге есть 105 различных специализаций. При этом продолжительность каждого курса намного меньше, чем в Оборонном колледже НАТО. Но об этом вам уже наверняка рассказала Дария (декан оборонного колледжа НАТО Дария Шкодник, - "Апостроф").
- А украинские военнослужащие проходят обучение непосредствено в школе Обераммергау?
- Да, конечно. В 2015 году, к примеру, подготовку в школе Обераммергау прошел 71 украинский офицер. А согласно планам на 2016 год к нам, в Германию, должны приехать около 50 военных из Украины. Кроме того, мы сотрудничаем с командованием НАТО по трансформации, штаб-квартира которого находится в Вирджинии, США. У них есть программа под названием Defense Education Enhancement Program (программа по повышению обороносопособности, - "Апостроф"). Они связались со школой в Обераммергау и мы создали двухнедельный курс подготовки. Так что в июне и июле несколько инструкторов нашей школы приедут в Украину и проведут подготовку по двум различным направлениям. Первое — тренинг для украинских военных, которые ушли в отставку и хотят адаптироваться на гражданской жизни, а второе — повышение профессионализма действующих украинских военнослужащих.
- У вас есть данные за 2014 год: хочется посмотреть на тенденцию развития взаимоотношений после начала российской военной интервенции?
- К сожалению нет, но в 2014 году мы также тренировали украинских бойцов. Школа НАТО в Обераммергау действует уже 62 года.
- Что нужно для того, чтобы пройти курс в Обераммергау? Это платное обучение?
- Да. Обучение у нас платное. Потому что мы не получаем финансирования из общих фондов НАТО. А количества государственного финансирования недостаточно для того, чтобы покрыть все необходимые расходы. Так что мы установили размер оплаты в 450 евро. При этом директорат военного партнерства НАТО обычно выдает субсидии украинским офицерам, что делает обучение для них фактически бесплатным.
- Российская агрессия в отношении Украины как-то повлияла на ваши учебные программы?
- Конечно. Мы действуем исходя из двух основных угроз на данный момент: террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта", а также России. Мы приглашаем к себе специализирующихся на этих темах спикеров, министров обороны, послов и так далее. Мы просим их рассказывать о том, что происходит в данный момент и какое влияние это может оказать на НАТО. Так что наши учебные программы постоянно обновляются, а у нас постоянно выступают новые лекторы.
- Сейчас в Украине идет адаптация к стандартам НАТО. Насколько мне известно, определенные нормативы Альянса есть также в образовании. Так ли это и на чем в этой связи нужно сконцентрироваться украинским военным?
- Это так. Во-первых, в странах НАТО крайне важно владение английским языком на достаточном уровне. Это необходимо хотя бы для того, чтобы учиться на наших курсах, которые проходят на английском. Кроме того, существует ряд второстепенных критериев, связанных с условиями быстро изменяющегося мира.
- Вы впервые в Украине?
- Да.
- Какое впечатление о нашей стране у вас сложилось?
- Я нахожусь под впечатлением. Киев — просто фантастический город.
- А как вам здание Национального университета обороны Украины? В вашей школе такие же высокие потолки и огромные помещения?
- Должен признать, что это очень большое здание. Ранее я работал в Пентагоне в США. Там все было утилитарным. Полагаю, что только генеральские секции штаб-квартиры больше по размеру, чем университет обороны Украины. Это впечатляюще. Мне нравится ходить и рассматривать здесь все.
- Вы поддерживаете связь с инструкторами НАТО, которые сейчас тренируют украинских военных и бойцов Национальной гвардии?
- Представители нашей школы, в частности военнослужащие некомандного состава, представляют Словению, Канаду, Швецию, а также ряд других стран. У них хорошие навыки и они могут передать украинским коллегам много опыта.
- Над чем, по-вашему, украинским военным следовало бы особенно усердно поработать?
- Я думаю, что Украина многое может перенять из натовского опыта по реформированию военных структур. Потому что меняться нужно постоянно. Ведь и угрозы в сфере безопасности постоянно меняются. Сейчас мы работаем над тем, как предоставить больше полномочий нашим военнослужащим некомандного состава. Нужно прислушиваться ко всем идеям, в том числе тем, которые поступают "из низов". Команды, естественно, поступают "сверху", но установление диалога между всеми военными — путь к эффективности. Так что, по моему мнению, это следовало бы учитывать также моим украинским коллегам.
- На прошлой неделе, в ходе Киевского форума по безопасности, высокопоставленные чиновники НАТО потребовали от украинских военных эффективного проведения реформ, а не создания их видимости. Иначе пригрозили приостановкой своей помощи. Почему, по-вашему, тормозят эти реформы?
- У меня недостаточно опыта, чтобы делать какие-то выводы. Я понимаю логику его высказываний, но собственное мнение по этому поводу у меня еще не сформировалось.
- Вы можете сказать, реальная ли цель для Украины перейти на стандарты НАТО к 2020 году?
- Это будет зависеть от приверженности к достижению этой цели со стороны украинских военных и политиков. У них еще есть четыре года. Но для успешности процесса необходимо чтобы изменения произошли на всех уровнях. Это продолжительный и нелегкий процесс.
- Сейчас, возможно, не время говорить о перспективах вступления Украины в НАТО. Тем не менее, даже в рамках существующих партнерских отношений возможно их укрепление за счет различных программ взаимодействия и договоров. Я имею в виду соглашение аналогичное тому, что действует сейчас между США и Южной Кореей, согласно которому Вашингтон будет защищать Сеул в случае чего. Возможно ли сейчас, по-вашему, заключение такого документа?
- Подобные решения принимаются должностными лицами в штаб-квартире НАТО. Этот вопрос будет во многом зависеть от итогов переговоров между странами-членами Альянса. Так что единственное, что я могу сказать, так это посоветовать Киеву продолжать переговоры по этому поводу с Брюсселем.