Характер нанесения ударов по позициям ВСУ, их интенсивность и меткость, а также ряд других факторов подтверждают, что в последние дни эскалация конфликта на Донбассе провоцируется не просто обычными "ополченцами", а в первую очередь российскими кадровыми военными. Особенно напряженная ситуация по-прежнему в районе Авдеевки. Подчас позиции украинских войск и противника разделяет всего 30-40 метров.
Один из комбатов ВСУ в районе Авдеевки, самой сегодня горячей точки на востоке Украины, вынужден держать оборону, практически глядя в глаза противнику — между позициями украинских военных и сепаратистами здесь не более 30-40 метров. "В последние три дня у нас тут стрелкотня, артиллерийские удары не наносятся, слева и справа — да, но по нам не стреляют, - рассказывает комбат "Апострофу". - Местные стычки есть, наши позиции стоят ближе всех других в зоне АТО, так что ручными гранатами друг друга можно закидывать".
На вопрос о провокациях со стороны сепаратистов комбат отвечает с сарказмом: "Если напротив вас стоит вооруженный человек в 40 метрах, вы будете по нему стрелять, зная, что он по вас будет стрелять? Как они стреляют, так и мы стреляем". Офицер отказывается назвать потери, говорит, что они небольшие и добавляет: "Цифры пусть штаб АТО сообщает". Комбат уверен, что на стороне сепаратистов сейчас активно работают военные РФ.
Хотя цифры потерь сегодня у военнослужащих на передней линии и у командования могут отличаться, в одном в ВСУ солидарны: на неподконтрольных территориях снова в первых рядах воюют профессиональные кадры армии РФ.
По словам Сергея Жмурко, майора и советника штаба АТО, интенсивность обстрелов то возрастает, то уменьшается. "Новых видов вооружения нет, используются запрещенные Минскими соглашениями 120-мм минометы
Советник штаба АТО подтверждает, что в районе Авдеевки напряжение сохраняется. "После того, как украинские подразделения стали контролировать промзону, там сложная обстановка, потому что они (силы сепаратистов) пытаются оттеснить (ВСУ) и установить контроль над промзоной, - пояснил майор Жмурко. - Они через нее проникали во фланг нашей обороны и оттуда, в том числе и из минометов и гранатометов, обстреливали позиции наших и районы проживания гражданского населения, тем самым вызывая у них недовольство, потому что выходит, что армия не может их защитить. С фланга они стреляли по мирным домам и делали так, что у людей создавалось впечатление, будто это сами украинские бойцы стреляют по своим или по мирному населению".
Гражданские эту ситуацию воспринимают по-разному — одни категоричны, другие относятся с пониманием, многие от войны очень устали. "Два года они живут в такой ситуации, они хотят мира и добра", - говорит майор Жмурко.
В результате обстрелов за последние сутки в ВСУ было несколько раненых бойцов на донецком и мариупольском направлениях, но это легкие ранения, уверяет советник штаба АТО, и состояние у военнослужащих удовлетворительное.
Жмурко уверен, что против ВСУ опять ведут бои российские кадровые военные. "Характер нанесения ударов по позициям ВСУ, их интенсивность и меткость подтверждает то, что знают уже и украинцы, и вся Европа, и весь мир, - против нас в том числе воюют и регулярные части вооруженных сил РФ, а также наемники, которые прошли хорошую школу, это бывшие военные, те, чья жизнь связана только с оружием, они ничего не хотят строить, хотят только разрушать", - говорит он. По его словам, на той стороне в подразделениях есть четкая иерархия, они отлично подготовлены, постоянно тренируются, у них проходят стрельбы. "Это не шахтеры, не металлурги, а отлично обученные бойцы, у них отличная дисциплина, каждый знает свое дело", - подчеркнул Жмурко.
Постоянные обстрелы, по его мнению, имеют разные цели: это, в первую очередь, провокации, на которые, по их расчетам, рано или поздно должны ответить ВСУ и, таким образом, обнаружить свои огневые позиции. Кроме того, во время обстрелов на стыках между возведенными опорными пунктами проходят диверсионно-разведывательные группы и ставят минно-взрывные устройства в украинском тылу. Заходят на глубину одного километра, иногда — дальше.
"Бывает, наши подрываются уже не на передней линии, а за наблюдательными пунктами. Подрываются наши автомобили, люди, техника. Недавно подорвался автомобиль, который вез стройматериалы для укреплений и блиндажей", - рассказывает Жмурко.
За прошлые сутки на донецком направлении зашли две ДРГ: одна — в 19 часов (1 июня) возле Марьинки (под Донецком), другая — около 20 вечера в районе Троицкого (Луганская область). В Марьинке в группе было до 10 человек группа, в Троицком — до 12.
"После обстрелов они пытались пройти между наблюдательными пунктами подразделений ВСУ, но были вовремя выявлены нашими военными, их подпустили на расстояние поражения, открыли огонь из стрелкового оружия и пулеметов. Они были обнаружены, от своих планов отказались, забрали своих пострадавших и вынуждены были отойти", - раскрывает детали стычки Жмурко и добавляет — в составе ДРГ, судя по характеру ведения боя, были российские военнослужащие.
"Когда на днях погиб комбат 3-го батальона 72 бригады Андрей Жук, на месте его гибели в лесопосадке нашли вещи, которые свидетельствуют о том, что эта экипировка не может принадлежать простому "ополченцу", такая может быть только у специалиста спецназначения, разведчика, диверсанта", - говорит он.
По сообщениям штаба АТО, за прошедшие сутки со стороны, подконтрольной сепаратистам, по позициям сил ВСУ огонь открывали 51 раз, обострилась ситуация на мариупольском направлении, там было зафиксировано 35 обстрелов. Попали под огонь зенитной установки украинские позиции под Новотроицким. По сообщениям пресс-центра штаба АТО, в районе Авдеевки позиции ВСУ были обстреляны из стрелкового оружия, высококалиберных пулеметов, гранатометов и минометов