26 июля, после нескольких недель шествия, участники скандального крестного хода УПЦ МП наконец-то добрались до Киева. Однако западную часть хода правоохранителям пришлось остановить из-за сообщения о минировании. Редкий случай – предупреждение оказалось правдивым - силовикам удалось обнаружить муляжи мин и закладки с боевыми гранатами. Это далеко не первое серьезное препятствие хода на Киев, его продвижение с самого начала сопровождают громкие скандалы, а участников неоднократно не пускали в разные города Украины местные жители и активисты. При этом о крестном ходе, который традиционно с 2009 года организовывает УПЦ КП, не слышно практически ничего, во всяком случае скандального. Ожидается, что он, как обычно, пройдет 28 июля от Михайловской площади до Владимирской горки в Киеве. Чем отличаются, и чем похожи два православных крестных хода, решил выяснить "Апостроф".
Для начала следует отметить, что крестный ход УПЦ КП проводится 28 июля - в день Святого князя Владимира ежегодно, начиная с 2009 года. Крестный ход УПЦ МП накануне этого праздника, 27 июля, прошел в Киеве впервые только в прошлом году. А уже в нынешнем Московский патриархат решил превратить его во всеукраинское шествие.
На вопрос "Апострофа" о том, был ли эффект от многолетнего проведения крестного ход епископ УПЦ КП владыка Евстратий Зоря иронизирует, что как минимум "в Московском патриархате тоже начали проводить собственный".
Впрочем, в УПЦ МП не считают, что их крестная инициатива – дань конкуренции. "Мы не ставили задачу сделать что-то такое, чего никто не делал. И мы не делаем это в противовес кому-то или для конкуренции другой религиозной структуре", - пояснил "Апострофу" заместитель главы отдела внешних церковных связей УПЦ МП отец Николай Данилевич. Он добавил, что, по его мнению, ход УПЦ МП отличается от шествия УПЦ КП аполитичностью. При этом сфотографированные во время хода на Киев георгиевские ленты, по его словам, "не отражают официальную позицию Церкви".
Религиозный эксперт Анатолий Бабинский убежден, что "аполитичность", декларируемая УПЦ МП, а также "призывы к миру и согласию" на деле превращаются в молчаливую поддержку агрессии России на Донбассе.
"Московский патриархат, особенно руководство, которое находится в Москве, не является частью решения (вопроса установления мира). Поскольку Московский патриархат реально может повлиять на достижение мира в Украине, если будет настойчиво заявлять руководству РФ о том, что эту войну необходимо прекратить, то не делая этого, он становятся частью проблемы. И когда они пытаются себя преподносить, словно они в стороне, это очень возмущает украинское общество. Поскольку присутствие российских военных и российского оружия на востоке Украины на сегодняшний день является абсолютно очевидным для всех ", - сказал Бабинский "Апострофу".
Однако представители УПЦ МП сомневаются в возможности патриарха Кирилла повлиять на ситуацию и считают, что на самом деле от церкви не так уж много зависит. Отец Николай Данилевич убеждал "Апостроф", что священники УПЦ МП неоднократно просили прекратить войну, однако, по его словам, "церковь не является центром геополитического влияния".
"В неофициальном и частном порядке мы не раз высказывали свое мнение, и наше мнение знают все геополитические центры, интересы которых пересеклись в Украине. Надо быть наивным, чтобы думать, что даже патриарх Кирилл может так повлиять на политику собственной страны, что она прекратит ту или иную войну", - пояснил "Апострофу" Данилевич. Кроме того, по его словам, война на востоке нашей страны гибридная, не классическая, а Украина при этом дипломатических отношений с Россией так и не разорвала.
"Церковь призывает к примирению всех, потому что у каждой стороны в любой войне своя правда и свое оправдание. Эта война является гибридной, она не является классической войной, где четко видно, кто агрессор, кто жертва, я имею в виду, кто на кого напал", - объясняет Данилевич. В поддержку своих слов представитель УПЦ МП отметил, что к ходу на Киев присоединились даже бойцы АТО из 95-й житомирской бригады, защищавшие Донецкий аэропорт.
"Мне сказали, что там (среди участников хода, - "Апостроф") есть 10 "киборгов", которые воевали в Донецком аэропорту, и они общались с теми протестующими, которые выступают против крестного хода", - отметил отец Николай.
По словам представителя УПЦ МП, 27 июля в Киеве следует ожидать примерно 30 000 человек. В свою очередь в УПЦ КП во время крестного хода 28 июля ожидают несколько меньше - от 10 до 20 000 верующих, причем среди участников также ожидаются бойцы АТО.
"Будут участвовать и военные капелланы, и военные, вернувшиеся с войны на востоке. Они в прошлом году принимали участие в крестном ходе и в этом году обязательно будут", - отметил владыка Евстратий.
Но не только взглядами на войну на Донбассе и количеством участников отличаются эти два крестных хода. Еще одно ключевое отличие – реакция общества, и, соответственно, количество правоохранителей, которое власти придется выделить для охраны шествий. Накануне силовики заявили, что крестный ход УПЦ МП охранять будут 3,5 тысяч правоохранителей. И такие повышенные меры безопасности небезосновательны, ведь 26 июля полиция на маршруте западной части крестного хода нашла взрывчатку и гранаты. Это тот редкий случай, когда сообщение о минировании оказалось правдивым. Отец Николай Данилевич из УПЦ МП объясняет, что Церковь не собирается пренебрегать безопасностью своих верующих. Однако подозревает, что организовать ситуацию с обнаружением взрывчатки могли сами правоохранители.
"Возможно, эти чрезвычайные ситуации - дело самих этих органов. Если уж такая опасность, то почему многие представители власти сейчас в отпуске? Председатель СБУ Василий Грицак в отпуске, мэр Виталий Кличко в отпуске. Также я слышал, что президента нет на месте, все в отпусках. Если бы была реальная угроза, а не подставленная и специально созданная, то, наверное, все были бы не в отпусках, а на рабочих местах. Поэтому у нас есть определенные сомнения. Но, конечно, мы будем прислушиваться к мнению правоохранительных органов и не станем рисковать людьми", - подчеркнул Данилевич "Апострофу".
В свою очередь, в УПЦ КП "Апострофу" рассказали, что не знают, сколько правоохранителей будут охранять их крестный ход 28 июля, и ни о каких дополнительных мерах безопасности у государства не просили.
"Мы в первую очередь обращаемся к Богу. Так, как водили в коробке из полицейских по Киеву гей-парад, нам так не нужно. Так обычно чужие ходят, которые боятся. Мы не боимся идти по своей столице. Если силовые структуры будут считать, что нужно больше правоохранителей, то поставят больше, а если меньше - то меньше. Даже если ни одного полицейского не будет – все равно пойдем", - сказал "Апострофу" владыка Евстратий.
"Апостроф" решил поинтересоваться, как представители двух Церквей могут описать "рядового верующего", который обычно принимает участие в крестном ходе.
"Я представляю женщину среднего возраста в вышиванке, которая прибыла с Тернопольщины или Полтавщины", - рассказал владыка Евстратий (УПЦ КП).
"Это верующий человек, который верит в Бога и любит свою страну, то есть патриот в хорошем смысле этого слова, а не ура-патриот. И не националист, а именно патриот", - рассказал отец Николай из отдела внешних церковных связей УПЦ МП.
Свое мнение отстраненного наблюдателя высказал на этот счет и эксперт Анатолий Бабинский. "Обычно, когда Московский Патриархат организовывает свои крестные ходы, то там собирается достаточно специфическая публика. Московский патриархат не способен привлечь к своим крупных акций людей из числа интеллигенции или широких общественных кругов, им зачастую приходится аккумулировать людей из маргинальных псевдорелигиозных сред", - считает эксперт.
Продолжая говорить о различиях, нельзя не упомянуть и о мерах безопасности во время финальной фазы крестных ходов. 27 июля на молебне УПЦ МП планируется участие неких "официальных лиц", поэтому журналисты будут проходить туда по спискам. Правоохранители уже заявили, что все паломники пройдут через металлодетекторы. Во время мероприятий УПЦ КП о подобных мерах даже не вспоминают.
Наверное, можно найти множество другие различий двух крестных ходов, как и сходств. Главное сходство – то, что обе церкви, каждая в своем понимании, стараются соответствовать церковной традиции проведения подобных шествий и вряд ли в будущем от них откажутся.
Поэтому очень важно, чтобы такие религиозные мероприятия перестали иметь политическую окраску. Ведь как мы видим на примере нынешней ситуации, крестный ход "мира, любви и молитвы за Украину", пока никакого мира и любви Украине не принес - наоборот, вызвал противостояние, возмущение и даже ненависть.
"Удалось ли им (организаторам крестного хода на Киев УПЦ МП) разделить украинское общество? Не думаю. Но внести нервное напряжение - бесспорно. Об этом событии сейчас много говорят, и вокруг очень много страха, порой, возможно, лишнего. А держать украинское общество в состоянии постоянного нервного напряжения - это известная стратегия Путина", - отметил Анатолий Бабинский.