Потерпев неудачу в вопросе безвиза, президент Петр Порошенко переключился на новую "победную" тему - военную. На днях глава государства пафосно объявил о том, «что за 2,5 года мы построили новую украинскую армию". Он добавил, что в Украине уже около 70 тысяч контрактников, и главная причина этому – патриотизм и желание защитить свою страну. С ним, однако, не согласны ни офицеры, ни эксперты, ни волонтеры, утверждая, что причина другая – финансовая. Кроме того, сами военнослужащие прогнозируют, что в 2017 году будет массовый отток кадров из армии.
Служить по-новому
На этой неделе президент подписал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы". Закон в частности, даст возможность военнослужащим-контрактникам по желанию продолжить службу по новому контракту или уволиться. "Тем гражданам Украины, которые заключили фактически бессрочный контракт при особом периоде, мы даем возможность восстановить справедливость и дать возможность командирам обеспечить их увольнение", - отметил Порошенко, добавив, что число контрактников приближается к 70 тысячам.
В Генштабе неоднократно заявляли, что численность Вооруженных сил Украины на контрактной основе может достичь 75 тысяч человек уже к концу 2016 года, отмечая при этом, небывалый прирост количества желающих заключить контракт. Однако, несмотря на воодушевленные заявления главы государства и представителей МО и Генштаба, в армии дела обстоят не так радужно. Проблемы с обеспечением, которые по-прежнему сохраняются, низкое качество тех самых контрактников, недобор кадров на передовой и периодические скандалы.
Последний из таких инцидентов произошел 31 декабря, после визита Порошенко с американскими сенаторами в Широкино, которые прибыли поздравить военнослужащих с Новым годом и вручить 15 украинским воинам государственные награды. Одна из награжденных, командир минометного расчета Лера Бурлакова позже написала в своем Фейсбуке, что после поздравления солдат попросту «забыли».
"Президент нас наградил (о том, каких адских двух суток с кофе "только для командования" на морозе и т.д. - речь не о боях на Светлодарск дуге - это стоило, напишу позже). Когда вручал медаль - рискнула попросить его о вертолете, чтобы мы успели до Нового года вернуться на позиции, к своим. Вертушку пообещали. Но в то время, когда более важные люди полетели с Марика спокойно, именно для нас метеоусловия вдруг оказались не такими, как надо... Автобус, которым мы могли бы уехать обратно, чтобы быть на месте хоть через 5-8 часов, тоже забрали ( сюда мы приехали на КрАЗ без отопления, если что, но и его уже нет). Сижу в Мариуполе на аэродроме. Рыдаю», - написала военнослужащая на своей странице.
Волонтер Ольга Батагова уточнила, что в таких условиях солдаты пробыли до 11 часов 1 января, затем их перебросили на передовую. Однако, позже Бурлакова в Фейсбук неожиданно поблагодарила президента за «попытку помочь», назвав свой предыдущий пост эмоциональным, а министр обороны Степан Полторак объявил о дисциплинарных взысканиях семи офицерам высшего звена. Тем не менее, таких случаев в армии не единицы, поэтому говорить о том, что украинцы массово спешат на военную службу на волне патриотизма, пожалуй, несколько неосмотрительно со стороны руководства страны.
Патриотизм закончился
"Апостроф" пообщался с двумя военными, которые пожелали остаться неизвестными. Атошники рассказали изданию, что притока кадров в армию не следует ожидать, наоборот, люди будут массово увольняться. «Рвения как такового идти в армию нет, за эту зарплату никто не хочет идти. Те, кто увольняются, говорят, что они эти деньги и на гражданке заработают, без всяких проблем. И то, что Порошенко подписал такой закон, наоборот, подтолкнет к тому, что много людей уволится. Младший офицерский состав будет увольняться и старший офицерский состав, который уже имеет пенсию, тоже будет. Контрактники тем более будут убегать. Потому что весь патриотизм закончился еще в 2014 году», - отмечает военнослужащий.
Другой офицер рассказал "Апострофу" о том, что единственное, что держит многих в армии сейчас - это денежное обеспечение. «И то, оно оставляет желать лучшего. Солдаты и сержанты получают от 7 до 9 тысяч гривен. Очень многие люди, которые подписали контракт, ждали этого закона, чтобы уволиться, потому что никто не думал, что это так надолго затянется. Сейчас много военнослужащих будет уходить, расторгать контракты», - прогнозирует источник. Также, он отмечает, что остаются проблемы с обеспечением и техникой. «Все новое уходит в Нацгвардию,а у ВСУ, можно сказать, ничего нет. Редкие единицы где-то проскакивают. Все, что показывают по телевизору, это в основном укомплектовывают Нацгвардию, а ее на передовой нет, они все на второй, третьей линиях стоят. Из 150 человек новую форму имеет человек 15. Новые образцы формы, с термобельем есть, да, но их тоже очень мало», - говорит военнослужащий.
О том, что в армию люди идут из-за денег, а не из-за патриотизма говорит и экс-министр обороны Анатолий Гриценко. «Наибольшее разочарование у людей связано даже не с коррупцией и с экономическими провалами, а тем, что был убит дух патриотизма, которые был в начале 2014 года, когда стояли очереди в военкоматы, когда люди не дожидаясь, когда их призовут, сами шли на фронт, даже без оружия, создавали добровольческие батальоны. То, что сейчас увеличилось количество людей, идущих в ВСУ на контрактную службу, это в большей мере объясняется тем, что в стране безработица и нет возможности, реализовать себя в гражданском секторе, поэтому они идут на военную службу. Тем более, на фоне войны были подняты размеры денежного содержания в армии, поэтому военная служба более привлекательна сейчас», - комментирует Гриценко.
Также он добавляет, что в зоне АТО существует большая недоукомплектованность квалифицированными кадрами. «Если оценить укомплектованность подразделений на фронте, то там она составляет 15-20% от необходимой численности личного состава. То есть с одной стороны - бравые рапорты о том, что более 66 тысяч контрактников поступили на службу в прошлом году, а с другой стороны - у нас недоукомплектованы те военные, которые крайне нужны на передовой из-за чего сейчас те, кто там есть, перегружены суточными нарядами, караулами и просто боевой службой», - рассказывает «Апострофу» экс-министр.
Волонтер Юрий Касьянов также отмечает, что на волне патриотизма в армию не придет много людей, а это значит, что следует ожидать нехватку контрактников. «Уровень патриотизма в обществе достаточно низок и стремления у людей идти защищать страну, когда они не видят желания руководства закончить войну победой, мало. Безусловно, есть люди, которые имеют врожденный и высокий уровень патриотизма, ответственности, которые идут служить не за деньги, идут добровольцами. Но даже эти люди, которые уже прошли войну не собираются возвращаться на фронт, потому что не видят цели. Не хотят участвовать в захвате какого-то леса, который не несет стратегической ценности, а нужен просто для того, чтобы большие начальники получили ордена. Поэтому, говоря о том, хватит ли нам контрактников, конечно, не хватит», - уверен Касьянов.
В то же время генерал-лейтенант запаса, бывший заместитель начальника Генштаба Игорь Романенко считает, что у украинской армии, в том числе и у контрактной, еще все впереди, а недобор кадров будут восполнять офицерами запаса, набор которых начнется с февраля.
«В связи с тем, что уволились все мобилизованные, впервые за 25 лет в Украине начала формироваться контрактная армия. Несмотря на нехватку финансирования, потому что, что при стратегическом оборонном бюллетене министерству обороны так и не дают во время войны 3% ВВП, их дают силовикам. Но даже на эти крохи, в прошлом году впервые перешли на контрактную армию. И в результате закона, у нас 68 тысяч контрактников, и это хороший показатель, но это не говорит, конечно, о том, что смогли обеспечить заполнение всех мест, которые необходимы. Но с этой целью будут призывать офицеров запаса. Первыми на службу пойдут 4 тысячи офицеров, с февраля будет ежеквартальный набор и обучение», - объяснил Романенко.