RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Идея украинской Соборности жива, но хромает

Единство Украины сегодня ставится под сомнение из-за дисбаланса западной и восточной парадигмы

Единство Украины сегодня ставится под сомнение из-за дисбаланса западной и восточной парадигмы 22 января Украина отмечает День Соборности Фото: Владислав Содель

22 января Украина отмечает День Соборности. В 1919 году в этот день был провозглашен Акт объединения Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики. Хочется понимать значимость этого дня с глубокими историческими корнями как извечное желание украинского народа иметь собственное независимое, соборное государство. День Соборности должен быть тем венцом и интегральным результатом сложного и длительного процесса ее формирования. Многозначимость этого дня мы переживаем сегодня из-за неопределенности судьбы Донбасса, и из-за туманности с вопросом о полуострове Крым. О том, какая же она - Соборность Украины сегодня, "Апостроф" спросил у известных украинских деятелей.

Политический эксперт Кость Бондаренко:

В вопросе Соборности Украины надо говорить о символизме этой даты и рассматривать ее больше символично, чем реалистично. Акт воссоединения был актом символическим, декларативным, но не наполненным реальным содержанием. Лидеры директории, идя на объединение УНР и ЗУНР, прекрасно понимали, что на самом деле реальной почвы под всем этим нет. К тому времени, когда Петрушевич подписывал Акт воссоединения, он уже прекрасно понимал, что он не обладает территорией и вынужден был отступить. Кроме того, у него была довольно такая шаткая ситуация, странствующее правительство, которое подписало декларативное соглашение. Киевская директория не доверяла Петрушевичу, не доверяла галичанам. Так, к примеру, во время совместного похода в Одессу войска Западной армии довольно лохо ладили с населением Украины, потому что в их глазах это были австрийцы, хотя и бывшие. Это клише жило еще довольно долго.

Реальное воссоединение состоялось 17 сентября 1939 года, но мы сейчас об этом предпочитаем молчать, потому что это воссоединение, которое организовывал Сталин, и которое было следствием пакта Молотова-Риббентропа, а также после войны уже стало следствием повстанческой системы, и закрепило Галичину в составе Украинской советской республики.

На сегодняшний день воссоединения или единство страны ставится под сомнение хотя бы потому, что на самом деле в стране существует огромный дисбаланс. До 2014 года Украина была страной баланса: западной и восточной парадигмы. Но до 2016 года о единстве можно и не говорить, так как нивелирование фактора Донецка в украинском современном политическом дискурсе, злоупотребление фактором Востока и Юго-Востока Украины привело к тому, что Украина сегодня пытается культурно и идеологически, политически превратить все в большую Галичину. Но это, на самом деле, не путь к единству. Это, думаю, фактически до определенного рода - политическая болезнь, которой Украина переболеет. И придет к тому, что в Украине должны быть уравновешены все регионы с региональными особенностями и видением. Только тогда, когда Украина станет страной баланса, а не страной одного доминирующего региона, тогда действительно можно будет говорить о единстве. Хотя справедливости ради, хочу сказать, что я против того, чтобы превращать страну в большой Донбасс. Это тоже путь в никуда, который и привел ко второму Майдану. Но так же Украина не может быть большой Галичиной. Украина может быть только государство, в котором могут сосуществовать на равных, авторитетных условиях и Киев, и Донбасс.

Что касается оккупированных территорий, то так случилось, что не бывает государств, в которых абсолютно незыблемы веками сложившиеся границы. А по Донбассу, я уверен, что он вернется в состав Украины. А вот Крым .. 23 года украинской независимости показали, что Украина слишком легкомысленно относилась к фактору Крыма и не делала ничего, чтобы он тяготел к Киеву. Если мы действительно признаем вину России, что это она аннексировала наш полуостров, то давайте признаем, что на 10% в этом процессе виновата и Украина. Потому что она не до конца сделала все, что могла, чтобы крымчане всем сердцем полюбили Украину. И я не верю в то, что Крым вернется в Украину, хотя по Конституции это - украинская территория. Я не верю, что, если сегодня или завтра снова объявят референдум о возвращении Крыма в Украину, то на нем сторонники жизни в Украине будут доминировать. Я скорее поверю в то, что Крым получит свою независимость рано или поздно, и будет жить как независимое государство.

Глава Института национальной памяти Владимир Вятрович:

22 января стоит отмечать две, а то и три события. Именно в этот день в 1918 году было объявлено четвертый Универсал Украинской Народной Республики, которым была провозглашена независимость. По сути, это первый день независимости Украины. Именно так этот день нужно отмечать, потому что современное украинское государство умеет апеллировать свою тягу именно к Украинской народной республики и к продолжению ее традиций. Кроме того, большинство стран Восточной Европы, образовавшихся на руинах или русской, австро-венгерской империй, день независимости отмечает именно по тем событиям 1918 года. Я не говорю, что нам надо отказаться от 1991 года, но по крайней мере не забывать о том, что 22 января 1918 день провозглашения первой независимости в 20 веке.

Возвращаюсь ко дню воссоединения в 1919 году, это - очень важный день, который связан как раз с попыткой Украины через века объединиться и жить в объединенном государстве. Очень много мы слышим разного рода информационных фейков по этому поводу. Например, о том, что Украину якобы объединил то ли Ленин, то ли Сталин. Этот тезис постоянно звучит со стороны российской пропаганды. Так вот, как раз Акт Объединения в 1919 году отрицает тот факт, что якобы нас кто-то объединял. Украинцы сами готовы были объединяться и жить в едином государстве.

22 января 1990 года спустя десятилетия после событий, состоялось тоже очень важное событие, так называемая, живая цепь. В той акций приняли участие, по разным подсчетам, от 400 тысяч до более миллиона украинцев, которые взялись за руки и создали "живую цепь" от Львова до Киева, объединив, таким образом, снова две части Украины. Эта акция была чрезвычайно важна, так как показала потенциал в 90-том году этого Советского национально-демократического движения, в конце концов поставил точку в существовании Советского Союза, и привел собственно к установлению независимости. Именно тогда в 90-том году состоялись первые демократические выборы и появилась первая демократическая оппозиция в Верховной Раде Украины, которая сначала провозгласила суверенитет, а затем и независимость.

Я убежден, что независимость в 1991 году, 25-летие которой мы отмечали в прошлом году, была важна не только для украинского, но и для всего посткоммунистического пространства. Потому что именно украинская независимость поставила точки над любыми попытками восстановить Советский Союз в любых формах. Если бы не было независимой Украины, то эти «вежливые зеленые человечки» действовали бы давно уже где-то на территории Балтии или на территории Польши, а, возможно, и на территории Германии, потому что это была бы попытка восстановить коммунистический блок в таком широком формате.

Поэтому 22 января, действительно, насыщенный историей день, который нужно помнить, рассказывая это на высшем государственном уровне.

В этом году тоже пройдут государственные мероприятия. На общественном уровне, традиционно состоится общественная акция на мосту Патона, когда люди объединят берега Днепра, чтобы засвидетельствовать это единство. В этом году будет еще одна интересная акция - открытие мемориальной доски Евгения Коновальца, одному из руководитилей, военных деятелей Украинской народной республики, полковнику корпуса Сечевых стрельцов, одной из самых боеспособных частей УНР. Мемориальная таблица ему будет установлена на улице Сечевых стрельцов.

В первую очередь, проводя какие-то акции, мы не должны забывать об оккупированных территориях, постоянно вспоминать их, показывать их как интегральную часть своей территории. И это должно быть, несмотря на то, что мы не можем проводить свою деятельность непосредственно на этой территории. Очевидно, что очень важно проводить действительно какую-то информационную политику. Люди, которые живут на временно оккупированной территории Крыма или Донбасса, должны понимать, что о них не забыли, что о них помнят, и должны иметь возможность получить какие-то альтернативные источники информации. Потому что то, что мы понимаем прекрасно, что военная оккупация этих территорий начала формироваться задолго до тех событий и заранее - с информационной оккупации. Все потому, что достаточно большое количество людей, которые поддерживают оккупантов на этой территории, не получают информации из других источников информации, поэтому они верят и в фашистский ход в Киеве, и в страшные угрозы, которые их якобы ждут в случае их возвращения в Украину.

Политический аналитик, в прошлом народный депутат многих созывов Тарас Чорновил:

Это событие имеет свой определенный генезиз и определенное географическое определение. День Соборности - это единение двух частей Украины, которые веками были разделены между различными империями, были отделены друг от друга, и очень легко и естественно сошлись в едином государстве. То есть, это - некий символ объединения тех частей государства, которые были разъединении веками. В случае, когда у нас сейчас есть проблемы с Донбассом, Крымом - это совершенно иного порядка проблемы, это - проблема оккупации, проблема информационных воин, и ничего общего с восстановлением единства Украины в таком историческом плане нет. Абсолютно искусственно созданная проблема сейчас конкретным автором. Никоим образом, мне кажется, эти события не могут влиять на празднование Дня Соборности.

Другое дело, что у нас есть на сегодняшний день уже достаточно большое количество, правда, очень маргинальных, групп, лиц и т.д., которые на каждом шагу начинают запускать какие-то в форме «лайт», но сепаратистские идеи. Например, вариант полностью забыть о Крыме, отделиться от Донбасса. Отсечь и постепенно забыть и с верой в то, что это удастся. Во-первых, надо понимать, что если мы отказываемся от какой-то части территории, то сразу появится соблазн взять немного больше: пусти свинью под стол - она на стол вылезет. Поэтому понятно, что отказавшись от Донбасса сразу же возникнет проблема на Харьковщине, еще где-нибудь, и там будут создаваться искусственно подобные вещи. Во-вторых, там (на Донбассе) тоже живут украинцы. И то, что там большая часть населения должна была покинуть как беженцы те территории, то это большинство, в конечном счете, понятно, что не поддержало сепаратистских идей и эти люди хотят оставаться с Украиной.

Вот сегодня, отмечая День Соборности, мы должны выслушивать тирады тех, кто пропагандируют идею отделения этих территорий от Украины. Есть достаточно большое количество небольших маргинальных групп, которые пытаются какие-то сепаратистские идеи выстраивать на Западе Украины, но там они серьезного влияния не имеют.

В целом идея Соборности абсолютно жива. Другое дело - ее наполнение очень часто хромает. И хромает не более, чем наполнение украинской государственности. Потому что государство мы получить сумели, а обеспечить новую систему вот только сейчас пробуем.

Советник президента, директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин:

Нам необходима Соборность, как стране с точки зрения нашего будущего и с точки зрения выживания сегодня. Украине как никогда сегодня нужно единство взглядов как на внешнюю, так и на внутреннюю политику. Соборность – это именно тот ключик, от многих умов, которые видят себя в Украине.

Акции и мероприятия, которые сегодня планируются, их не обязательно проводить от Львова до Киева, и не обязательно через Днепр стоять на мосту. Мне кажется, что здесь нужно переходить к более частным формам. Нужно проводить круглые столы, но у нас такое большое наложение мероприятий получается... Особенно это сейчас касается внешнеполитических вопросов. У меня складывается впечатление, что последнее время мы жили инаугурацией Трампа. Правда, не только мы, но и весь мир. Нужно знать США, их политическую систему, для того, чтобы предполагать, или быть в праве допускать какие-то крайности. Все будет хорошо. В этой монолитной стране, многонациональной, удивительно стойкая политическая система, у нее не меняется конституция. Вот бы и нам к этому стремиться и учиться этому.

Читайте также