С 1 сентября начальная школа в Украине будет радикально переформатирована, обещают в Минобразования. Изменения коснутся уже этапа приема детей в первый класс и продолжатся в учебной программе. И хотя до начала учебного года 2018-2019 еще остается несколько месяцев, родителям первоклассников уже сейчас необходимо озаботиться поисками школы для своих чад. В тонкостях новых правил игры разбирался "Апостроф".
Какие ваши документы?
С нового учебного года распределение детей по школам будет проходить не на конкурсной основе, как раньше, а по принципу приближенности учебного заведения к месту зарегистрированного проживания ребенка. То есть, какую территорию обслуживает школа, туда и должен пойти ребенок. Для этого в школу до 31 мая необходимо подать заявление. В Минобразования отмечают, что такой ход конем придуман потому, что на собеседованиях завучи зачастую оценивают не столько знания будущего первоклассника, сколько кошелек его родителей. Таким образом, в элитные школы теоретически смогут попасть дети, которые проживают рядом с учебными заведениями.
Читайте также: Переселенцам с Донбасса и из Крыма готовят важное изменение: что из этого выйдет
Но далеко не все родители будущих первоклассников в восторге от таких инноваций.
"Все дети разные. Одни к первому классу уже умеют читать, а другие нет или читают плохо. Я переживаю о том, что ребенку в школе будет скучно, потому что он у меня умеет читать, писать, умножать, знает дроби, в общем, все то, что обычно учат до 3 класса, он уже знает, - рассказывает "Апострофу" отец будущего первоклассника Андрей Плахотнюк. - Я рассчитывал, что, пойдя в школу, ребенок попадет в сильный класс. То есть он пройдет то тестирование, на которое все жаловались, и по его результатам попадет в сильный класс, где у него будет, например, больше английского. А теперь все классы во всех школах будут обучаться по одной программе, никакого тестирования не будет, и он попадет в класс, где будут такие же дети, как он, которые умеют читать и писать, но в то же время будут такие, которые читать совершенно не умеют. И как учитель будет одновременно учить и тех и других? Мне кажется, что в этом плане мы проиграем".
Правда, идти в школу по месту прописки совершенно необязательно. Родителям можно подать документы ребенка в любую другую понравившуюся школу, только вот зачислять "чужаков" из других районов будут по остаточному принципу на свободные места. Например, если по состоянию на 31 мая в школе будет лежать 300 заявлений от родителей, а мест для первоклашек - всего 200, то в первую очередь в учебное заведение зачислят тех детей, которые проживают на территории, обслуживаемой школой, и детей, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе или чьи родители там работают. Если после этого в первых классах еще останутся свободные места, то остальных счастливчиков зачислят по результатам жеребьевки.
Вот и выходит, что в школу по месту проживания ребенок попадет гарантированно, а в любую другую - уже как повезет.
"Но для меня возникает вопрос: а что такое "свободные места"? – отмечает в разговоре с "Апострофом" эксперт направления "Образование" Украинского института будущего Николай Скиба. – К ним же идет привязка: сначала зачисляются в школу дети на территории обслуживания школы, а потом на свободные места могут претендовать дети, которым просто нравится та или иная школа. Чем определяется количество этих свободных мест? Финансированием, которое получает школа? Площадью, которую она занимает? Это абсолютно не прописано, соответственно, на сегодняшний день остается возможность манипулировать понятием "свободные места".
Кроме того, в приказе Минобразования №367, который регламентирует порядок зачисления первоклассников, ничего не сказано, как именно родители должны доказать в школе, что ребенок может в ней учиться по территориальному праву. В приказе сказано, что при подаче заявления в школу "документ, который подтверждает место проживания ребенка или одного из его родителей на территории обслуживания учреждения образования", может предъявляться в "случае наличия и по желанию". В Минобразования лишь на уровне рекомендаций предлагают директорам школ спрашивать у родителей первоклашек паспорта, справки переселенцев, справки о регистрации, договора аренды квартир и подобные документы, подтверждающие прописку. Но требовать эти документы нельзя.
Как же в таком случае должны зачисляться в первые классы те дети, которые имеют первоочередное право по прописке? Ведь кто-то покажет прописку в паспорте, а кто-то может и отказаться, мол, закон не требует, верьте на слово.
"Когда были еще только общественные обсуждения этого порядка зачисления, в них был достаточно обширный перечень документов (подтверждающих место проживания ребенка или его родителей, - "Апостроф"), но этот список был удален из окончательного варианта порядка по требованию Минюста и офиса уполномоченного ВР по правам человека", - пояснила "Апострофу" советник министра образования и науки Иванна Коберник.
Говоря иными словами: мы собрали вам велосипед, правда колеса на него поставить не успели, но садиться и ехать нужно уже сейчас.
При этом сами родители будущих первоклассников уверяют, что на этапе подачи заявления в школы завучи все же интересуются подтверждающими прописку документами.
"Мы официально зарегистрированы в Киеве как переселенцы. Вместе с заявлением в школе у нас попросили справку переселенца. Я ее показала, и не возникло никаких проблем, заявление приняли", - рассказывает "Апострофу" мама будущего первоклассника Юлия Дьяк.
Но, опять же, сотрудники школ официально не имеют права такие документы требовать, только просить. Вместе с тем, по принципу прописки в первую очередь зачисляются исключительно те дети, "место проживания которых на территории обслуживания учреждения образования подтверждено". Не подтвердил – не попал в школу. В итоге родители должны будут предъявлять в школу документы, которые законно требовать у них не могут, но требовать все равно будут, ведь без них в школу не попасть. Остается только добавить: расслабься, это Украина.
"Рациональным выходом из ситуации должен быть пересмотр учета детей школьного и дошкольного возраста, - поясняет Николай Скиба. – Для этого нужно развивать систему электронного правительства и присваивать каждому гражданину уникальный образовательный ID. Так, как у каждого гражданина есть индивидуальный налоговый номер, точно так же мы должны прийти к образовательному идентификатору, с помощью которого будет определяться, куда должны пойти деньги, где и сколько нужно создавать учебных мест в школах, детских садиках. Это данные, которых очень не хватает в образовательной аналитике".
В перечне документов, которые необходимо официально предоставить при зачислении в школу, значатся только свидетельство о рождении ребенка и справка 086-1/о "Справка ученика общеобразовательного учебного заведения о результатах обязательного медицинского профилактического осмотра". Всего два документа, что же может быть проще и легче? Но это в теории. На практике – снова проблемы.
"Нужно пройти медосмотр, принести его результаты участковому врачу и участковый уже выписывает справку, - рассказывает Андрей Плахотнюк. – В медосмотре минимально четыре врача, но запись к врачу - только по электронной очереди, а электронная очередь расписана примерно на месяц вперед, а нам в течение недели-двух уже нужно принести справку о медосмотре. Получается, реформа Минздрава совпала с реформой Минобразования, и они не стыкуются по времени. Сходу попасть на прием к лору, чтобы успеть пройти медосмотр до дедлайна подачи документов, возможности нет. В итоге нужно идти в платную больницу и там проходить медосмотр. Ну к стоматологу мы и так пошли в платную больницу, так как ребенок там постоянно наблюдается, но не ко всем же врачам так ходить".
Новые стандарты
С нового учебного года все первоклассники Украины приступят к обучению по новым программам. В феврале этого года Кабмин утвердил новый государственный стандарт начального образования, сделав выбор в пользу не простого заучивания материалов, а развития талантов ребенка, самостоятельности, любознательности.
Обучение по стандарту предусмотрено по 9 направлениям: математическому, технологическому, информативному, физкультурному, языково-литературному, социальному и здоровьесберегающему, общественно-историческому, по направлениям естествознания, искусства.
Целый год по новому стандарту шло обучение в 100 пилотных школах по всей Украине.
"Все обучение проходило в легкой форме, - делится с "Апострофом" мама первоклашки из Винницы Дина. – Очень много с детьми игрались, было много экскурсий, походы в кино. У них были одинарные парты, которые каждую неделю меняли местами: дети сидели полукругом, по одному, по два человека. Каждая перемена проходила на игровом коврике, там у них и "Лего" есть для игр, и учитель уделяет внимание, беседует. Домашние задания задавали несложные: пару строчек написать, решить простые примеры. С 1 класса введены английский и немецкий языки: дети смотрят мультики, учат цвета, дни недели. Чувствуется легкость обучения, и ребенок с удовольствием идет в школу".
В целом и эксперты оценивают новую программу положительно.
"Новый стандарт все же в лучшую сторону отличается от предыдущего государственного стандарта, - добавляет Николай Скиба. – Стандарт признает, что 1-2 классы — это адаптационно-игровой период. Он вводит революционную для украинских школ позицию: смена видов деятельности. В документе прописано, что у детей должно быть 8 локаций, где должны проходить занятия, ученики должны иметь возможность работать группами, самостоятельно, в движении. Все это предусматривает новую образовательную среду. Игровая деятельность признается частью учебного процесса, ликвидируются оценки. И педагогов готовят по-новому, с привлечением специалистов по эмоциональному интеллекту".
Однако оптимистичное начало еще не гарантирует, что вся украинская школа перейдет на новые образовательные рельсы.
"Важно, чтобы эта концепция развивалась и дальше в старшей школе, а в проекте закона об общем среднем образовании есть тревожные тенденции, - сетует Скиба. - Там уже нет такого понятия, как эмоциональные потребности ребенка. Остается достаточно негибкой, линейной система оценивания. В итоге весь поток педагогического творчества упрется в узкое горлышко старшей школы. Получается, что в начальной школе ребенок очень весело обучается, а потом 5 класс - и возвращается потогонная система, ориентированная на оценки, так называемую успешность. А там дальше и ВНО на горизонте и вообще забудьте обо всех инновациях, ведь эта игра - с высокими ставками, и единственный механизм как-то ранжировать школы - это проанализировать, кто с какими балами сдал ВНО. Это нужно менять, и прямо сейчас".