О том, что город Днепр стал тотальной свалкой в начале этого года, трубили не только региональные СМИ и местные чиновники, но и центральные каналы. В конце марта в связи со снежным циклоном, вывоз мусора во дворах был затруднен, а многие горожане стали жаловаться, что в их дворах скапливаются отходы. Такого в Днепре раньше не было. Впрочем, не было раньше и столь жесткой конфликтной ситуации, которая возникла между мэрией и частным коммунальным предприятием "Днепркоммунтранс" ("ДКТ"), ответственным за вывоз мусора уже много лет. "Апостроф" разбирался на месте, почему городская власть обвиняет "ДКТ" в бездеятельности, а предприятие - местных чиновников в спланированной дискредитации для оправдания создания нового КП.
Еще один Львов?
Мэр Днепра Борис Филатов в конце марта заявил на своей странице в Facebook, что в городе сложилась угрожающая ситуация с вывозом мусора, связанная с тем, что предприятие-монополист "Днепркоммунтранс" неделю не вывозит отходы якобы по указанию и сговору определенных лиц из областного совета. Филатов сообщил, что "ДКТ" вот уже несколько месяцев шантажирует городской совет, требуя повысить тариф на вывоз мусора.
"Понимая, что я не позволю этого сделать, они решили использовать методы итальянской мафии. А именно, объявить тихую забастовку, как, например, в Неаполе или на Сицилии, когда мусор намеренно не вывозится... Они объявили всем нам войну. Ну что же, вызов принят. Мне не привыкать воевать", - написал Филатов. Тогда же он пообещал навести порядок "за неделю, быть может, дней за десять".
Действительно, в социальных сетях взволнованные жители Днепра стали выкладывать фото с переполненными мусорными баками и горами отходов возле своих домов.
Ежедневно СМИ, близкие к местной власти, рассказывали о ненадлежащей работе коммунального предприятия "ДКТ", о том, что мусор убирается силами техники городского совета, а не частного КП.
Побывав в городе, мы убедились, что проблема с вывозом мусора существует и по сей день.
По утверждению местных активистов, полигон, на который вывозится мусор, не соответствует требованиям закона. И если экологическая инспекция при проверке остановит его работу, то мэрия Днепра может оказаться в той же ситуации, в которой ранее оказалась мэрия Львова. При том, что только за 2017 год "Днепрокоммунтранс" вывозил на свалку до 600 тонн отходов в сутки. Эту проблему, впрочем, местные СМИ предпочитают обходить стороной.
Чтобы узнать подробности конфликта с мэрией мы отправились к директору "ДКТ" Валерию Лубинскому. Его предприятие, к слову, работает, машины во время нашей беседы постоянно выезжали на работу.
По его словам, проблема, о которой ранее заявлял Филатов, возникла из-за сильного снегопада, который обрушился на город в марте, в результате чего внутриквартальные дороги стали непроездными.
"Машины, вывозящие мусор, габаритные, и не во всех дворах могли проехать. Предприятие работало в усиленном режиме. Тем более, что городская техника не выехала, а мы в течение трех дней работали на износ, вывозя до 50% скопившегося мусора. Откапывали все. Конечно, мы до сих пор расхлебываем эту ситуацию, в правой части города мусор вывезен, а по левой - есть еще работа, но она идет", - рассказывает в комментарии "Апострофу" о событиях тех дней Лубинский.
Конфликт разгорелся из-за покупки "ДКТ"?
От Валерия Лубинского мы узнали, что претензии власти усилились после определенных событий, связанных с попыткой сменить структуру собственности "ДКТ".
"ДКТ" работает на рынке перевоза твердых бытовых отходов более 100 лет, но патовая ситуация произошла как раз в момент прихода нового мэра города Бориса Филатова. Дело в том, что предприятие неоднократно просило мэрию пересмотреть тарифы на вывоз мусора, поскольку это не делалось с 2013 года", - рассказывает Лубинский.
В апреле 2016 года Лубинский, по его словам, встретился с заместителем мэра Днепра Михаилом Лысенко. Последний настоял на том, чтобы директор "ДКТ" встретился с ним и экс-главой партии "УКРОП" Геннадием Корбаном в местном ЖК "Амстердам". На состоявшейся встрече Корбан, по словам Лубинского, неожиданно сообщил о своем намерении... стать участником "Днепркоммунтранс" с долей в 50%. Мол, в обмен на это глава "УКРОПа" гарантирует лоббирование интересов "ДКТ" в горсовете, чтобы повысить наконец тарифы на вывоз мусора, утверждает собеседник.
К слову, порядок формирования тарифов на услуги вывоза бытовых отходов регулируется постановлением Кабмина и не является частным желанием фирмы-перевозчика, как это может выглядеть со стороны.
"Я отказался от этого предложения. После чего Лысенко сказал, что они будут создавать собственное предприятие, и мы уйдем сами. При этом мы продолжали работать, но без учета рассмотрения тарифов в городском совете" - рассказывает директор "ДКТ".
Лубинский также рассказал "Апострофу", что по его инициативе в июне 2017 года состоялась его встреча с Борисом Филатовым, на которой руководитель предприятия пожаловался, что вскоре оно может остановиться, так как работает на износ. Мэр ему ответил, что чужую компанию капитализировать не будет. В качестве компенсации за отказ в повышении тарифов мэром Днепра были предложены дотации из бюджета в размере 6 миллионов гривен, в форме выплат по 600 тысяч гривен ежемесячно.
Но, как рассказывает Лубинский, никаких компенсаций не было и по сей день, а предприятие и дальше продолжает работать на износ и себе в убыток.
При этом попытки "приватизировать" коммунальное предприятие продолжились. 29 марта 2018 года Лубинский встретился с партнером Корбана Владимиром Горбом. На встрече при участии бизнесмена Сергея Кривого речь снова зашла о покупке предприятия группой партнеров в составе Горба, Корбана и Филатова. Владимир Горб отправил на "ДКТ" своих специалистов, чтобы те сделали финансовый и технический аудит. Некий Атамась В.И. запрашивал по электронной почте у Лубинского необходимые для аудита документы, включая информацию о финансовой отчетности. Скан переписки имеется в распоряжении редакции "Апострофа".
При этом директор "ДКТ" просил подписать проект договора о неразглашении, который, однако, подписан не был. Через некоторое время от Владимира Горба поступило "предложение" о покупке предприятия за 300 тысяч долларов, что примерно соответствует покупке всей техники как металлолома.
Позже, как стало нам известно из источника во власти, люди мэра Бориса Филатова вновь пытались купить "ДКТ", однако, безуспешно. По утверждению источника, именно это, в основном, и послужило причиной сегодняшнего конфликта.
Четко прослеживается момент: массированная атака представителей власти и подконтрольных СМИ на предприятие "ДКТ" началась сразу после отказа его продать.
"Попытки войти в собственники "ДКТ" и взять под контроль коммунальную инфраструктуру города со стороны людей Корбана-Филатова дают понять и мотивы вытеснения с рынка "ДКТ", и нежелание повышать тарифы, и неисполнение обещаний дотировать компанию из местного бюджета. Таким образом, власть Днепра решила выдавить одних, повесив на них весь негатив горожан, параллельно создавая свое карманное КП "УРЭА". Схема вроде должна была сработать, но всплыла история с мусоровозами "Форд", и что-то пошло не так", - отметил источник.
Естественно, у нас возникло много вопросов к мэрии. Мэр Борис Филатов комментировать ситуацию отказался, сославшись на то, что данной проблемой занимается его заместитель по вопросам благоустройства и инфраструктуры Михаил Лысенко. Мы просили прокомментировать ситуацию Геннадия Корбана, однако он также отказался от общения. "Считаю некорректным комментировать мусорные, лифтовые и дорожные скандалы, так как не имею к ним отношения", - уклонился Корбан от темы.
Заместитель мэра – самый главный перевозчик
Михаил Лысенко, заместитель мэра по вопросам благоустройства и инфраструктуры, не смог встретиться с нами лично, но прокомментировал ситуацию по телефону, а также предоставил некоторые скан-копии цен на закупку техники.
Он рассказал, что переговоры действительно велись с августа месяца прошлого года, поскольку стало понятно, что техника нынешнего подрядчика находится в плачевном состоянии, а мусор вывозится с перебоями. Лысенко рассказал, что подрядчик сам попросил денег.
"Мы спросили, сколько не хватает средств? Там заявили, что не хватает 6 миллионов", - рассказывает заместитель мэра.
Чиновник сообщил, что условием выделения такого количества средств "ДКТ" был ремонт машин, контейнеров и ликвидация стихийных свалок. Лысенко заявил, что стороны договорились, и деньги предприятие получило. Более того, по его словам, всю сумму оно не смогло освоить и какую-то часть денег даже вернуло, хотя мусор полностью и не был вывезен.
"Когда мы поняли, что с ними разговаривать бесполезно, мы приняли решение о приобретении мусоровозов для городского коммунального предприятия", - пояснил Лысенко.
Еще в феврале этого года чиновник заявил о том, что в городе появится коммунальное предприятие "Экополис", для которого закупят 28 мусоровозов, а до того момента "Днепркомунтрансу" будут помогать другие КП города.
В декабре 2017 года "Управление по ремонту и эксплуатации автодорог" ("УРЭА") - предприятие, причастность к которому Лысенко не отрицает, объявило тендер на закупку мусоровозов на 145 миллионов гривен. Мусоровозы не смогли закупить, потому что процесс закупки блокировал Антимонопольный комитет - его буквально засыпали жалобами.
Согласно тендерному законодательству, заказчик не имеет права указывать конкретные модели в параметрах закупки, что сделало КП "УРЭА". Более того, было прописано, что мусоровозы должны быть только от двух фирм - ООО "Укрспецтехинвест" и ООО "Современные грузовики".
Мы спросили у Лысенко, который сам принимал решение о закупке, почему именно "Форд"?
"Я очень хочу купить "МАН", "Мерседес" или "Вольво", но в ценовом сегменте из того, что есть, "Форд" - это соотношение цена-качество. В ценовом сегменте ниже "Форда" только "китай", которые я не считаю машинами", - объясняет Лысенко. И добавляет, что, к примеру, "МАН" дороже "Форда" на 35%, "Мерседес" на 30%, "Вольво" - на 32%.
"Я - заказчик, я выбираю технику, которую мне и эксплуатировать, я выбираю технику, за которую мне отвечать перед мэром и перед горожанами", - пояснил Лысенко. Директор предприятия Артур Оганесян отказался нам что-либо комментировать, кинув фразу: "все вопросы к Лысенко, он мой начальник".
По поводу того, что АМК своим решением запретил торги, заместитель мэра ответил, что заявления подавали предприятия, не имеющие отношения к перевозке мусора, и, якобы, лишь для того, чтобы сорвать тендер.
В то же время, как говорится в расследовании журналистов издания "Наші гроші", АМКУ удовлетворил требования истцов по тендеру, в котором не могли принять участие не только "КрАЗ", но и мировые производители "Ивеко" или "Ман" (июль 2017). В ответ коммунальщики вместо того, чтобы внести изменения в документацию, объявили новую процедуру все с теми же дискриминационными исходными (декабрь 2017).
Как отмечают "Наші гроші", когда стало понятно, что АМКУ тендер не пропустит, чтобы это обойти Филатов воспользовался редкой схемой. Как удалось выяснить журналистам, схема состоит в том, что мусоровозы будут приобретены без тендера. "30 марта и 2 апреля, - пишут "Наші гроші", - он (Филатов,- ред.) позволил КП "УРЭА" заключить с "Приватбанком" договоры финансового лизинга. Мартовская сделка стоимостью 139,70 млн грн рассчитана на 28 мусоровозов, апрельская сделка стоимостью 78,98 млн грн - на 15 мусоровозов. Авансовый взнос составляет соответственно 70% и 50%, процентная ставка - 16% годовых. Мы, к сожалению, не знаем, апрельская сделка - это видоизмененная мартовская или сама по себе. Хотя в данном случае это не столь важно. Важна маржа, а также то, что де-факто этот "лизинг" является банальным кредитом. Поскольку срок лизинга - лишь один год", - отмечает издание.
Именно "лизинговый ход", отмечают журналисты, позволяет провести закупку через государственный банк, который по закону имеет право не проводить открытые торги, а купить что угодно и у кого угодно по какой угодно цене через допороговую закупку. "Именно по такой схеме недавно Украина закупила американские тепловозы. Сначала "Укрэксимбанк" без тендера заключил соглашение с дилером американцев, засветив в "Прозорро" лишь куцые данные о допороговых закупках, а железная дорога уже без торгов заказала тепловозы в государственному банку", - говорится в материале.
2 апреля Днепровский исполком дал разрешение на покупку 15 мусоровозов по договору лизинга. Техника была приобретена в лизинг за 79 миллионов гривен под 16 процентов годовых, что равняется 6 миллионам гривен переплаты.
"Это было мое решение, но принимают его исполком и большинство депутатов горсовета, потом директор "Приватбанка" ставит печать и подпись", - объясняет роль своей ответственности Лысенко.
Параллельно в СМИ появилась информация, что договор с "ДКТ" был расторгнут, а у города появилось собственное предприятие с новыми мусоровозами. Лысенко рассказал, что были закуплены также 16 тысяч контейнеров, а порядок в городе будет наведен к 1 июня. После этого, по словам Лысенко, тариф на вывоз мусора поднимут в три раза.
Что остается за кадром конфликта
Во всей этой "мусорной" истории остается до конца непонятным, причем здесь, в конфликте "ДКТ" и мэрии (которая довела ситуацию даже до президента Украины, пообещавшего, что будет инициировать изменения закона об АМКУ), какие-то чиновники из области? Так, в некоторых местных СМИ упоминалось имя Святослава Олийныка, заместителя главы областной госадминистрации. "Апостроф" решил узнать его мнение о происходящем конфликте.
"У меня нет никаких компаний, которые были бы связаны с вывозом мусора. Другой вопрос, почему появляются такие сообщения? Видимо, у них (мэрии, - ред.) распределение внимания на информационное пространство идет больше, чем на реальные проблемы. Я бы им советовал лучше сконцентрироваться на непосредственной работе, потому что хозяйственных вопросов в городе очень много", - поделился с нами своим мнением Олийнык.
Информационное пространство действительно завалено "мусорной темой", в которой "ДКТ" показывают "козлами отпущения", а мэрия якобы проявляет заботу и попечительство.
И, конечно же, очень хотелось бы получить ответы на некоторые вопросы от представителей мэрии. Почему нужно было хитрить и выискивать ходы покупки неуспешного, по мнению мэрии, предприятия "ДКТ" командой Бориса Филатова, если можно было создать условия для нормальной работы, или хотя бы работать параллельно? Почему "мусорная" тема стала активно педалироваться в региональных и даже центральных СМИ после того, как директор "ДКТ" отказался его продавать за бесценок? Почему именно "УРЭА" закупает выбранную ими же технику, используя бюджет города, загоняя в условия повышения тарифов, а с "ДКТ" грозятся разорвать договор? И, собственно, как можно было сначала в нарушение тендерных правил прописать условия тендера для одного участника, трижды получить отказ от АМКУ, и в результате продолжать, уже используя схему лизинга?
На сегодняшний день, ОДО "Днепрокоммунтранс" направило письмо на имя заместителя директора Департамента экологической политики Днепровского городского совета о расторжении договора на вывоз твердых бытовых отходов. К слову, Валерий Лубинский сообщил, что готов перейти работать в другой город.
По информации нашего издания, мэрия письмо от "Днепрокоммунтранса" проигнорировала, но коммерческий партнер мера Филатова Владимир Горб вышел на руководителя "ДКТ" с новым предложением о покупке и управлением предприятием. Правда, теперь цена предложения возросла, вместо 300 тыс. долларов Горб предложил уже в полтора раза больше.
Ну, а вывоз мусора и вполне вероятный мусорный коллапс в регионе, похоже, отныне, полностью будет лежать на плечах мэра Филатова, который так любит говорить "начистоту" с горожанами на своей страничке в Facebook.