27 декабря прошлого года между Украиной и российскими марионетками - самопровозглашенными псевдореспубликами Донбасса - состоялся крупный обмен пленными. Из подвалов боевиков так называемых ДНР-ЛНР домой вернулось 75 человек (с учетом еще одного обмена, состоявшегося 24 января этого года). Кроме помощи с реабилитацией, лечением и жильем, государство пообещало освобожденным украинцам выплатить по 100 тысяч гривен денежной помощи. Но прошло уже 5 месяцев, а экс-пленные так и не получили этих денег. Почему власть не спешит выполнять обещание, разбирался "Апостроф".
Уже на следующий день после обмена, 28 декабря, министр соцполитики Андрей Рева заявил, что министерством подготовлен проект постановления о предоставлении материальной помощи каждому из тех, кто освобожден. "Наше предложение будет в том, чтобы предоставить каждому из тех, кого вчера освободили, по 100 тысяч гривен", - говорил министр.
Спустя месяц постановление №38 "Некоторые вопросы социальной поддержки лиц, освобожденных из плена" было принято Кабмином. Согласно этому документу, экс-пленники должны были получить по 100 тысяч гривен из резервного фонда госбюджета, а организовать выплаты должны были аж 4 министерства: соцполитики, финансов, юстиции и Минэкономразвития. Но потом в правительстве вспомнили, что в бюджете, оказывается, есть профильная программа помощи людям, пострадавшим от действий РФ и ее наемников на оккупированных территориях. Средствами по этой программе распоряжается Министерство по вопросам временно оккупированных территорий (МВОТ), поэтому постановление №38 решено было переписать.
Апгрейд постановления занял еще полтора месяца. Наконец, в марте Кабмин принял новый документ №164, которым полностью переложил финансовую ответственность на МВОТ, а также утвердил порядок выплаты помощи.
В теории порядок выплаты достаточно простой: экс-пленник обращается в органы соцзащиты по месту регистрации или фактического проживания с заявлением, копией паспорта и идентификационного кода. Спустя 10 дней органы соцзащиты должны принять решение о выплате помощи.
Однако, по словам самих бывших пленных, деньги им до сих пор не выплатили, хотя все необходимые документы уже давно поданы в органы соцзащиты.
"Когда будут выплаты – неизвестно. Но документы почти все уже подали", - сказал "Апострофу" экс-пленник Владимир Фомичев.
Читайте также: Три обещания власти: как выживают украинцы, освобожденные из плена на Донбассе
"Пока выплат не было, - добавил "Апострофу" Эдуард Неделяев, освобожденный 27 декабря. – Чиновники что-то там согласовывают между собой, вопрос не урегулирован и денег не давали. Я сам слышу только ту информацию, которая появляется в прессе. Например, на днях Ирина Геращенко (первый вице-спикер ВР, - "Апостроф") выступала, что вот-вот вопрос решится, но конкретно никто ничего не сообщает".
Что согласовывают между собой чиновники, в апреле пояснял премьер Владимир Гройсман. По его словам, всех освобожденных сначала должны проверить сотрудники СБУ.
"Она [проверка], очевидно, требует некоторого времени, потому что не все так просто", - оправдывался Гройсман.
Проверки действительно были. "В форме допроса. Мне вопрос – я им ответ", - сказал "Апострофу" экс-пленный Владислав Овчаренко.
"Обычный опрос о том, что было в плену", - добавил Фомичев.
Освобожденные отмечают, что проверки СБУ уже давно прошли, но денег до сих пор нет.
Такое положение дел возмутило Ирину Геращенко. В начале апреля первый вице-спикер заявляла, что направляла два запроса Кабмину, чтобы закрыть вопрос с выплатами, но это действие ничего не решило.
В Министерстве соцполитики от ответственности за выплату 100 тысяч гривен открещиваются. Мол, распорядителем средств является МВОТ, соответственно, все вопросы к ним.
"Но не Министерство по вопросам временно оккупированных территорий принимает решение по выплатам, а органы соцзащиты на местах, - рассказала "Апострофу" начальник управления ВПЛ (по вопросам внутренне перемещенных лиц, - "Апостроф") и гуманитарного сотрудничества Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Ирина Калупаха. – Механизм следующий: человек, который в соответствии с постановлением №38 Кабмина имеет право на выплаты, приходит в органы соцзащиты того района, города, где проживает. Человек подает заявление и утвержденный Кабмином пакет документов. В то же время к нам в министерство от СБУ был передан список людей, которые были освобождены из плена 27 декабря 2017 года и 24 января 2018 года (из плена боевиков в этот день был освобожден военнослужащий Роман Савков, - "Апостроф"). Именно эти люди имеют право на получение выплат. В итоге человек подал документы, орган соцзащиты собрал эти документы и заявления и отправляет нам. Мы сверяем список людей, подавших документы на выплаты, со списком СБУ. После этого отправляем органам соцзащиты свое подтверждение, что тот человек, который к ним обратился, есть в списке, поэтому принимайте решение по выплатам. Когда органы соцзащиты на местах принимают такое решение, они еще раз отчитываются нам, а мы уже перечисляем средства. Такая переписка достаточно длительная, поэтому пока соцзащита соберет все списки, проходит определенное время. Заявители ведь не приходят все вместе в один день".
Между тем некоторые экс-пленные переживают, что пока чиновники играют в бюрократический пинг-понг, освобожденные вообще могут остаться ни с чем. Ведь, согласно распоряжению Кабмина, обратиться за помощью можно в течение 6 месяцев с момента освобождения, и срок этот истекает 27 июня.
Но, по словам Ирины Калупахи, шестимесячный дедлайн, в который должны уложиться экс-пленники, касается сроков подачи документов, а не выплаты помощи.
"На протяжении полугода с момента освобождения человек должен обратиться с заявлением о выплате средств. Если он обратился, то эти средства ему обязательно перечислят, - добавила она. – На сегодняшний день есть областные отделения соцзащиты, которые направили к нам в министерство все необходимые документы, и в ближайшее время выплаты начнут доходить до людей. Но не все области подали необходимый перечень документов. На сегодняшний день около 55 человек, которые были лишены свободы, обратились в органы соцзащиты. А всего их 75".