Вслед за очередями на блокпостах, за гуманитарной помощью и сим-картами на оккупированных территориях Донбасса появился новый вид очередей: за бензином. Правда, нет никаких гарантий, что, выстояв многочасовую пробку за топливом, удастся заполнить бак автомобиля. Ведь бензин в ОРДО становится на вес золота и стремительно пропадает с АЗС. Почему "молодая республика" оказалась на пороге топливного кризиса, разбирался "Апостроф".
Литры членам профсоюза
Бензин на заправках территорий, оккупированных боевиками так называемой ДНР, пропал еще во второй половине мая. Подобные топливные коллапсы случались и ранее, но кризис этого года значительно затянулся.
Теперь утро жителей оккупированного Донбасса начинается не с кофе, а с переклички в соцсетях: люди активно делятся новостями о заправках, где появляется топливо. Но за время, пока автолюбители доберутся до бензиновых оазисов, топливо может либо закончиться совсем, либо есть вероятность нарваться на длинную очередь.
В соцсетях даже появляются объявления: "Куплю 10 литров бензина срочно в Макеевке".
Но даже если звезды сошлись - бензин есть и очередей нет - то операторы на АЗС могут его и не продать. Все дело в том, что оккупационные администрации ввели систему реализации топлива по талонам, которые выдаются боевикам и самим "чиновникам" оккупационных администраций, да и то не всем. Правда, "простые смертные" в соцсетях активно пытаются перекупить такие талоны за наличку.
Те, кому посчастливилось урвать драгоценные литры, продают их тут же возле АЗС.
"Вчера, пока я стоял в очереди, один мужик подходил к водилам в очереди и предлагал литр 95-го по 80 рублей (около 40 гривен, - "Апостроф"). Дедушки на "Москвичах" его, конечно, посылали, но люди на более престижных машинах плевали на очередь, плевали на переплаты и затаривались канистрами. Ну а что делать? Ехать то нужно. Мало ли у кого в жизни какие дела. Но 80 рублей это еще типа по-божески. Я слышал, что и за 100 перепродают (около 50 гривен, - "Апостроф") и не стесняются", - рассказал "Апострофу" житель Макеевки Евгений.
Сами виноваты
Примечательно, что "власти" так называемой ДНР игнорировали бензиновый коллапс до последнего. Ни так называемое "министерство угля и энергетики ДНР", ни "министерство транспорта", ни даже "ГП Республиканская топливная компания" (пользуется отжатыми АЗС "Параллель") официальных разъяснений по поводу того, почему с топливом все так плохо и когда это "плохо" закончится, не давали.
В итоге нарушить тишину пришлось главарю боевиков Александру Захарченко. По его словам, в "молодой республике" все хорошо и бензин будет. Правда, когда будет, Захарченко не уточнил. А вообще, во всем виноваты (удивительно, но на этот раз не "укры") сами жители оккупированных городов, которые якобы создают ажиотаж. "Если будете заправляться в штатном режиме, не заполняя всевозможные емкости, ситуация с бензином наладится быстрее", - заявил главарь боевиков.
Действительно, без наличия авто залить бензин в канистру на АЗС не получится.
"Это только если хорошо попросить. А по канистрам не отпускают. Ну в принципе люди выкручиваются, мол, машина осталась за углом, не дотянул пару метров, налейте пожалуйста. С барского плеча могут и налить, но не больше 5 литров", - добавляет макеевчанин Евгений.
Захарченко уверяет, что бензиновый коллапс возник вследствие "процесса формирования цен в России". Что это значит, "Апострофу" разъяснил директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
"В России сейчас наблюдается не острый классический топливный кризис, а скорее ценовой, - говорит он. - За последние пару месяцев цены на бензин в России выросли примерно в полтора раза. Это связано с тем, что, во-первых, цены на нефть в мире растут, а, во-вторых, в России сейчас реализуется плановое поднятие акцизного сбора на топливо. Эти факторы и привели к серьезному скачку цены. В итоге российские нефтяные компании стараются отправить топливо в дальнее зарубежье, экспортировать его на внешние рынки, где дают большую цену. Но если российские территории, хочешь не хочешь, а бензином обеспечивать нужно, чтобы не было последствий для бизнеса, то периферийные рынки по типу всяких ДНР-ЛНР стоят в числе приоритетов на последнем месте. Для них просто не хватает топлива. Продавать топливо в ДНР-ЛНР попросту невыгодно".
А других поставщиков кроме российских у квазиреспублик просто нет. Ведь торговать с "серыми" территориями с риском нарваться на санкции - дураков мало.
Читайте также: Россия "закрывает" ДНР-ЛНР: на Донбассе говорят о новой большой войне
В то же время среди самих дончан ходят разные слухи о причинах топливного кризиса.
"Некоторые уверены, что объективных факторов для топливного коллапса на самом деле нет, - уверяет "Апостроф" житель Донецка Егор. – Может, российским бизнесменам и невыгодно продавать бензин в ДНР, но, когда дядя Вова говорит: "Надо", они берут и делают. Все эти годы Путин ведь поддерживал существование ДНР, думаете сейчас ему резко стало это не нужно? Нет, просто скоро же в России чемпионат мира по футболу, вот и прикрутили нам краник, чтобы народ меньше мотался через границу".
Напомним, что на днях в Минобороны со ссылкой на разведку сообщили, что жителям территорий, оккупированных РФ и боевиками так называемых Л/ДНР, с 1 июня и до завершения футбольного форума закрыт въезд на территорию Ростовской области.
"На улицах реально стало меньше автомобилей. Маршрутки по городу ходят забитые даже не в час пик", - добавляет дончанин Егор.
Но люди в оккупации отмечают, что бензиновый коллапс — это только цветочки. Ситуация может развиваться по совершенно удручающему сценарию.
"Самые нервные ждут еще большую ж*пу. Если вдруг с АЗС исчезнет еще дизельное топливо, а за ним и газ, то маршруток, автобусов не будет вообще, и неизвестно, как будет осуществляться подвоз продуктов. Но что тут сказать? Люди долго и упорно стремились ко всему этому, наверное, нужно за них порадоваться", - резюмировал дончанин Егор.