Похоже, что схемы Сергея Курченко вернулись в Украину вместе с его людьми, а правоохранительные органы закрывают на это глаза. Cложно представить, что это может происходить без "зеленого" света из администрации президента. Исходя из размаха "активности" беглого олигарха на рынке сжиженного газа и импорта угля из так называемых ЛДНР в Украину, "остаточне прощавай" с ним - было только на публику. Еще бы, ведь не за горами выборы-2019, а средства Курченко вполне могут быть использованы для наполнения того или иного избирательного фонда. Ведь деньги, как говорится, не пахнут.
Кто такой Сергей Курченко
О Сергее Курченко в украинском бизнесе заговорили в 2012 году после громкого расследования журналиста Forbes-Украина Севгиль Мусаевой. Именно тогда стало известно, что его группа компаний "Газ Украина", в частности, зарабатывает на продаже сжиженного газа государственного предприятия "Укргаздобыча". Покупая по льготной цене продукт, который должен был идти на обеспечение социальных нужд населения, компании продавали его по рыночной цене сетям автозаправочных станции.
Также "Газ Украина" был крупнейшим импортером нефтепродуктов, которые ввозились по схеме "оборванного транзита". То есть бензин и дизтопливо, которые по документам ввозились для последующей транспортировки в другие страны без уплаты налогов, в действительности оставались на внутреннем рынке.
После Майдана Генеральная прокуратура инкриминировала Курченко целый ряд уголовных преступлений, которые нанесли Украине убытки в сумме более 14 млрд грн. Курченко с февраля 2014 года находится за пределами Украины, где скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности. В связи с этим он объявлен в розыск. Как писал сайт Инсайдер, Курченко поселился в Москве, нанял охрану "больше, чем у Путина", купил роскошный особняк в подмосковной Жуковке за $35 млн и летает охотиться на Камчатку частными авиарейсами.
В Украине о "младоолигархе" вспомнили в декабре 2017 года после громкого заявления генерального прокурора Юрия Луценко, что именно Сергей Курченко финансировал акции протеста оппозиционного политика Михаила Саакашвили.
В мае 2018 года, спустя четыре года после Революции достоинства, в Генпрокуратуре в очередной раз отчиталась о якобы новых "успехах" в деле Курченко, а СНБО включил беглого олигарха в санкционный список. Однако, санкции странным образом не затронули ключевые активы Курченко, которые, похоже, не только продолжают работать в Украине, но и значительно увеличили свои обороты в 2018 году.
Благотворительность для СБУ и импорт газа
Как выяснили недавно журналисты из программы "Наші гроші" с Денисом Бигусом", СБУ приостановила расследование и сняла арест со счетов компании из орбиты Курченко "Укргазпетролиум". Напомним, в конце 2016 году СБУ открыло производство по подозрению в финансировании терроризма, фигурантами которого стали почти два десятка компаний, занимавшихся импортом в Украину сжиженного газа.В числе прочих в поле зрения СБУ попали компании уже упомянутая выше "Укргазпетролеум", а также компании "Нефтепродукт Трейдинг", "Ойл Трейд Групп" и "Перспектива Трейдгруп". Эти юрлица, якобы, были озвучены на совещании Минэнерго РФ как монопольные получатели российского сниженного газа в Украине, связанные с Сергеем Курченко.
В обоих уголовных делах СБУ, где фигурируют фирмы из орбиты Курченко, до сих пор нет подозреваемых. Со счетов "Укргазепетролеум" арест снят.
Одновременно, по данным программы "Наші гроші" имеющий отношение к Курченко благотворительный фонд "Розбудова" строит дом для сотрудников СБУ фактически бесплатно, поскольку 80% квартир фонд готов передать СБУ, а 20% – Министерству обороны Украины. "Розбудова" отказалась от какой-либо доли в новостройке в свою пользу.
Как выяснили журналисты "Наші гроши", через директора Виктора Журавлева "Укргазпетролеум" также связан с людьми из окружения Курченко. Так, партнерами Журавлева в фонде через его основателя - ОО "Розбудова" являются Андрей Гаркуша и Александр Дынник. Имя первого совпадает с именем бывшего члена наблюдательного совета "Реал Банка", который относят к Курченко, а Дынник возглавлял "Брокбизнесбанк", когда его владельцем стал Курченко. К слову, Дынник в свое время был объявлен правоохранителями в розыск. Его персона и участие в схемах Курченко настолько интересны, что, наверняка, заслуживают отдельного журналистского расследования.
Оборванный транзит и сеть АЗС "Глуско"
О другой схеме Курченко на рынке сжиженного газа еще в мае 2017 года писал журналист Александр Дубинский. По его данным, Курченко начал поставки контрафактного топлива на "Карпатнефтехим".
Изначально "Карпатнефтехим" получал сырье по нефтепродуктопроводу Самара-Западное направление (оператор трубы — структура "Транснефти" "Прикарпатзападтранс"). В марте 2015 труба "Прикарпатзападтранс" была продана швейцарской International Trading Partners. Оператор поставок дизтоплива в Украину по этому трубопроводу - Proton Energy (зарегистрирована в Швейцарии). Конечный бенефициар компании – израильский бизнесмен Нисан Моисеев.
По данным источников, к компании Proton Energy имеет отношение именно Сергей Курченко. Как пишет Дубинский, благодаря своим теплым отношениям с главой "Роснефть" Сечиным Курченко договорился о скидке на дизтопливе, благодаря которой его компания Proton Energy в 2016 году заработало около 10 миллионов долларов.
В том же 2016 году с разрешения Антимонопольного комитета Украины компания Proton Energy через родственную структуру Glusco Energy S.A. приобрела в Украине розничный бизнес "Роснефти", насчитывающий 132 АЗС (работавших под брендами Formula, ТНК, "Золотой гепард", "Смайл") и сеть нефтебаз (6 нефтебаз и Лисичанский нефтеперерабатывающий завод).
В 2017 году Кабмин выдал постановление о давальческой схеме по ввозу на Карпатнефтехим 21,3 млн тонн нефтепродуктов и газа, которые, отмечает Дубинский, позволяют собственникам Proton Energy вывести из бюджета 100 миллиардов гривен налогов.
Эта схема может выглядеть следующим образом: По документам поставка может оформляться с наценкой в адрес швейцарской компании со льготным налогообложением, которая в свою очередь является учредителем украинской компании "Глуско Украина". Затем швейцарская компания со своей дополнительной наценкой может (по документам) поставлять газ и нефтепродукты на кипрские фирмы-прослойки, и, имея льготное налогообложение, не уплачивать с наценки налоги. Украинская фирма, в свою очередь, по документам может получать газ и нефтепродукты по цене на уровне рыночной цены и продавать товар практически без наценки, минимизируя уплату налогов в Украине. Фактически же, если исходить из такой схемы, газ и нефтепродукты на ООО "Глуско Украина" и ее дочерние структуры будет поставлять напрямую компания "Роснефть" (Россия) и ее дочерние структуры.
В дальнейшем ООО "Глуско Украина", вполне возможно, реализует топливо также и через сеть своих заправок. Вполне вероятно, что в отчетности с целью минимизации налогов не отражается в полном объеме реализация топлива за наличный расчет.
В этом бизнесе дела у Курченко идут видимо очень даже неплохо. Согласно сообщению на сайте Glusco, реализация нефтепродуктов в розницу (в литрах) на АЗК сети в 2018 году выросла на 7% в январе и на 15% в феврале по сравнению с аналогичными периодами 2017 года. Компания сообщает, что намерена продолжить открытие сети АЗС по Украине и в 2018 году.
Медиахолдинг UMH Group
Не менее комфортно, судя по всему, чувствует в Украине себя и Курченко медиахолдинг UMH Курченко, который в 2013 году он приобрел у экс-главы Администрации Президента Бориса Ложкина.
Как выяснили в феврале 2018 года журналисты телеканала Al Jazeera, выплаченные деньги за UMH поступили с кредита, обеспеченного Курченко нечестными активами. Журналисты задаются вопросом, в достаточной ли мере изучил продавец происхождение средств Курченко, и получал ли деньги от сделки с Курченко Порошенко и, если да, то уплатил ли он с них налоги. В расследовании телеканал опубликовал договор о предоставлении государственным Укрэксимбанком $160 млн кредита компании "ВЕТЭК Медиа Инвест" Курченко в связи с покупкой UMH, частичным залогом в котором выступали депозиты иностранных компаний, ставших затем объектами расследования о спецконфискации, а также документы о покупке связанной с Порошенко компанией с Британских Виргинских островов миноритарной доли в UMH.
Телеканал также отметил, что президент исключил Бориса Ложкина из состава Национального инвестиционного совета после того, как телеканал Al Jazeera подал запрос о расследовании относительно продажи United Media Holdings.
Как стало известно позже, в 2016 году государственный "Укрэксимбанк" переуступил задолженность компании Курченко "Ветек Медиа Инвест" в размере 216,5 млн грн и $90 тыс долларов взятую как кредит на покупку UMH Group в 2013 году, подконтрольным самому Курченко компаниям ДП "Союз реализаторов Украины" и ООО "Петра Ойл" со значительным дисконтом, который, вероятнее всего и стал "отступными" для команды Порошенко.
И хотя со стороны представителей Национального совета и радио вещания и СНБОУ периодически звучат угрозы в адрес UMH, медиахолдинг Курченко, продолжает спокойно работать на украинском рынке. При этом на рейтинговых радиостанциях, газетах и Интернет-ресурсах, по-прежнему принадлежащих Курченко, практически отсутствует критика президента власти. Очень полезный ресурс перед стартом предвыборной кампании...
А "папа" в Кремле знает?
Кроме того, по данным СМИ, компании, подконтрольные беглому Курченко - "Газ Альянс" и "Петролиум-капитал", занимающие монопольное положение на рынке импорта угля из оккупированных территорий Донбасса, поставили в Украину 2,65 млн. тонн антрацита из России через посредников по непрямым контрактам со Швейцарией и Великобританией - по усредненной цене $99,3 за тонну, а напрямую из России - 12,1 тыс. тонн по средней цене $165,7. При этом на территории ЛДНР уголь продается в среднем по $24-25 долл. за тонну. И хотя на официальном уровне возможность поставок угля из ЛДНР в Украину опровергается, эксперты не сомневаются, что украинские компании покупают "ДНРовский" уголь под видом российского.
Как утверждают СМИ, эта схема связана с людьми из окружения Петра Порошенко, а именно экс-главой администрации президента Борисом Ложкиным.
Получается, что команда Порошенко, ведя показательную борьбу против беглого Курченко, вполне может получать солидные бонусы с его схем. В числе возможных "бонусов" - не только контроль над медиахолдингом UMH перед выборами, но и доля в схемах по поставкам сжиженного газа и донецкого угля.
Боится ли наша правящая верхушка ответственности за такие схемы? Судя по всему, после оффшорного скандала и откровений беглого олигарха Онищенко, ей уже настолько не важно общественное мнение, что даже сотрудничество с, наверное, самым одиозным олигархом времен Януковича не помещает ей спать спокойно.
При этом для самого Курченко все не так однозначно. Его бизнес и источники доходов во многом зависимы от российских кураторов, которые обеспечивают контракты с "Роснефтью" и монопольное положение на рынке импорта угля из ЛДНР. Одобряют ли они такое сотрудничество? Здесь может быть два варианта. Либо в Кремле просто не особо осведомлены о масштабах работы на два фронта "молодого дарования", либо же там кто-то начал работать на новую избирательную кампанию в Украине.