Украину захлестнула волна кровавых ДТП с участием рейсовых маршруток. Так, 20 июля на трассе Киев-Одесса рейсовый микроавтобус Volkswagen с белорусской регистрацией врезался в стоящую фуру. Результат – пять человек погибло, 12 госпитализированы. В этот же день на трассе Киев-Чоп маршрутка столкнулась с грузовиком DAF. Результат – 10 погибших, девять госпитализированных. В Ровно микроавтобус сталкивается с фурой – один погибший, один человек доставлен в больницу. Сразу после череды трагических ДТП с участием маршруток чиновники решили закрутить гайки перевозчикам и волевым решением навести порядок на дорогах. Что из этого выйдет, разбирался "Апостроф".
Облавы
Первой реакцией правительства на кровавые ДТП стало проведение облав на перевозчиков. На выходных полицейские вместе с чиновниками "Укртрансбезопасности" шерстили автобусные вокзалы, в том числе стихийные, проверяли лицензии, документы водителей маршруток.
"Проверено 1230 транспортных средств. Выявлено 326 нарушений, из которых 71 случай – это нарушение режима работы и отдыха. 158 нарушений – отсутствие разрешительных документов", - отчитались в пресс-службе "Укртрансбезопасности".
Однако по словам экспертов, ураганные облавы на перевозчиков – популизм.
"После трагических событий все вдруг бросаются решать проблемы рынка, но нет нормальной системы работы с этим рынком, - поясняет "Апострофу" директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. – Проведение рейдов по контролю транспорта должны быть системными и осуществляться постоянно. Тут нужен более системный подход, чтобы повысить безопасность перевозок и их прозрачность, поскольку очень часто мы имеем дело с теневыми перевозками, где не ведется ни финансового учета, ни тем более контроля за условиями перевозки пассажиров. Нет и контроля за адекватным психофизическим состоянием водителей транспортных средств, которые осуществляют такое большое количество рейсов, что просто невозможно нормально концентрироваться на дороге".
По мнению президента Всеукраинской общественной организации "Ассоциация безопасности дорожного движения" Михаила Берлина, превентивную работу нужно строить не на масштабности рейдов, а на этапе выдачи лицензий перевозчикам.
"Вся деятельность перевозчиков лицензируется. Лицензии выдает "Укртрансбезопасность". Чтобы получить лицензию нужно выполнить определенные требования. Например, перевозчик их выполнил и начал работать. Но проходит время, и перевозчик запустил условия работы, что-то недоделал, а ведь выполнение лицензионных условий должно проверяться. Все автопарки Украины должны быть контролируемы. За каждым инспектором "Укртрансбезопасности" должно быть закреплено определенное количество автопарков, за которые он персонально отвечает – и, если что-то происходит, то есть Иванов, который за это отвечает. Вот это профессиональный подход", - подчеркнул Берлин.
Самоделки – вон с рынка
Немного поостыв, чиновники принялись думать – как же обезопасить пассажиров маршруток и других участников дорожного движения. В итоге министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал, что до 2019 года с украинских дорог должны исчезнуть грузовые бусы, незаконно переоборудованные под пассажирские.
"Такие автобусы будут эвакуироваться на штрафные площадки и потом пойдут на металлолом", - подчеркнул Омелян.
Но до 1 января 2019 года "самоделкины" на колесах могут наделать еще немало бед на дорогах, поэтому министр пообещал штрафовать перевозчиков на 17 тысяч гривен за доставку пассажира из пункта А в пункт B на необорудованных для этих целей транспортных средствах. Кроме того, лицензии у таких предпринимателей будут забирать.
В теории инициатива более чем правильная: передвигаться по городу на 15-летних Sprinter, где расстояние между сидениями позволяет комфортно сидеть только китайским детям, или вообще ехать на приставном стульчике – удовольствие на редкого любителя.
"Когда маршрутка грузовая переделывается под пассажирские перевозки, в салоне на пол устанавливаются сиденья, но пол, как правило, абсолютно не укрепляется, нет системы жесткости. Он просто как картонка. И когда происходит удар, сиденья срываются моментально с пола и летят кувырком", - поясняет Михаил Берлин.
Однако эксперты уверены, что власть не сможет выдавить с рынка такой автопарк.
Во-первых, нет политической воли.
"Когда Мининфраструктуры пытается провести какие-то изменения на рынке маршрутных перевозок, то сталкивается с протестными движениями, пикетами и дает обратный ход", - добавляет Сергей Вовк.
Во-вторых, не совсем понятен сам механизм реализации такой инициативы.
"А какими методами это будет реализовано? В нормально действующем правовом государстве такого типа обещания даже не нужно было бы давать. Просто нужно было бы выполнять правила, которые и так прописаны, и не давать лицензию. Но у нас любые подобные действия упираются в чьи-то интересы, и рынок не изменится. Поэтому, если подобные крупные аварии повторятся, мы вновь услышим жесткие выступления и обещания, которые никто не будет реализовывать", - говорит "Апострофу" бывший первый заместитель министра инфраструктуры, эксперт Украинского института будущего Владимир Шульмейстер.
Радары возвращаются
Подумав еще сильнее, в Мининфраструктуры решили: все новое – это хорошо забытое старое, поэтому на автодороги страны необходимо вернуть контроль скорости.
"Первый шаг, который мы делаем, с пятницы, 27 июля, мы возвращаем скоростной контроль на наших дорогах. Он пока будет осуществляться в ручном режиме, как это было когда-то, обычные радары. Но они уже с понедельника будут установлены на автомобилях Нацполиции", - сообщил Омелян в эфире одного из телеканалов.
Впрочем, возвращение "обычных радаров" на дороги, по словам адвоката по ДТП Александра Швеца, не изменит ситуацию с аварийностью, так как превратится в бессмыслицу.
"Послушайте, но это же нельзя так вот просто за два дня сделать. Это опять полицейские наберут "фены" и будут людей разводить. Кроме того, их работа в плане наведения порядка и привлечения виновных к ответственности будет абсолютно бессмысленной. Ведь на самом деле привлечь к ответственности таким образом водителя незаконно. К прибору фиксации скорости целая куча требований, плюс их надо еще сертифицировать, откалибровать", - отметил "Апострофу" Швец.
"Вопрос не в том, нужно или не нужно это делать, вопрос в деталях. Если полицейские по-прежнему будут сидеть в кустах в тех местах, где они поставили знак 40, а там можно ехать 90, то ничего не изменится", - добавляет "Апострофу" автомобильный эксперт Рауль Чилачава.