Украину захлестнула волна кровавых ДТП с участием рейсовых маршруток. Так, 20 июля на трассе Киев-Одесса рейсовый микроавтобус Volkswagen с белорусской регистрацией врезался в стоящую фуру. Результат – пять человек погибло, 12 госпитализированы. В этот же день на трассе Киев-Чоп маршрутка столкнулась с грузовиком DAF. Результат – 10 погибших, девять госпитализированных. В Ровно микроавтобус сталкивается с фурой – один погибший, один человек доставлен в больницу. Сразу после череды трагических ДТП с участием маршруток чиновники решили закрутить гайки перевозчикам и волевым решением навести порядок на дорогах. Что из этого выйдет, разбирался "Апостроф".
Облавы
Первой реакцией правительства на кровавые ДТП стало проведение облав на перевозчиков. На выходных полицейские вместе с чиновниками "Укртрансбезопасности" шерстили автобусные вокзалы, в том числе стихийные, проверяли лицензии, документы водителей маршруток.
"Проверено 1230 транспортных средств. Выявлено 326 нарушений, из которых 71 случай – это нарушение режима работы и отдыха. 158 нарушений – отсутствие разрешительных документов", - отчитались в пресс-службе "Укртрансбезопасности".
Однако по словам экспертов, ураганные облавы на перевозчиков – популизм.
"После трагических событий все вдруг бросаются решать проблемы рынка, но нет нормальной системы работы с этим рынком, - поясняет "Апострофу" директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. – Проведение рейдов по контролю транспорта должны быть системными и осуществляться постоянно. Тут нужен более системный подход, чтобы повысить безопасность перевозок и их прозрачность, поскольку очень часто мы имеем дело с теневыми перевозками, где не ведется ни финансового учета, ни тем более контроля за условиями перевозки пассажиров. Нет и контроля за адекватным психофизическим состоянием водителей транспортных средств, которые осуществляют такое большое количество рейсов, что просто невозможно нормально концентрироваться на дороге".
gallery/1455/96490
По мнению президента Всеукраинской общественной организации "Ассоциация безопасности дорожного движения" Михаила Берлина, превентивную работу нужно строить не на масштабности рейдов, а на этапе выдачи лицензий перевозчикам.
"Вся деятельность перевозчиков лицензируется. Лицензии выдает "Укртрансбезопасность". Чтобы получить лицензию нужно выполнить определенные требования. Например, перевозчик их выполнил и начал работать. Но проходит время, и перевозчик запустил условия работы, что-то недоделал, а ведь выполнение лицензионных условий должно проверяться. Все автопарки Украины должны быть контролируемы. За каждым инспектором "Укртрансбезопасности" должно быть закреплено определенное количество автопарков, за которые он персонально отвечает – и, если что-то происходит, то есть Иванов, который за это отвечает. Вот это профессиональный подход", - подчеркнул Берлин.
Самоделки – вон с рынка
Немного поостыв, чиновники принялись думать – как же обезопасить пассажиров маршруток и других участников дорожного движения. В итоге министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал, что до 2019 года с украинских дорог должны исчезнуть грузовые бусы, незаконно переоборудованные под пассажирские.
"Такие автобусы будут эвакуироваться на штрафные площадки и потом пойдут на металлолом", - подчеркнул Омелян.
Но до 1 января 2019 года "самоделкины" на колесах могут наделать еще немало бед на дорогах, поэтому министр пообещал штрафовать перевозчиков на 17 тысяч гривен за доставку пассажира из пункта А в пункт B на необорудованных для этих целей транспортных средствах. Кроме того, лицензии у таких предпринимателей будут забирать.
В теории инициатива более чем правильная: передвигаться по городу на 15-летних Sprinter, где расстояние между сидениями позволяет комфортно сидеть только китайским детям, или вообще ехать на приставном стульчике – удовольствие на редкого любителя.
"Когда маршрутка грузовая переделывается под пассажирские перевозки, в салоне на пол устанавливаются сиденья, но пол, как правило, абсолютно не укрепляется, нет системы жесткости. Он просто как картонка. И когда происходит удар, сиденья срываются моментально с пола и летят кувырком", - поясняет Михаил Берлин.
gallery/1455/96488
Однако эксперты уверены, что власть не сможет выдавить с рынка такой автопарк.
Во-первых, нет политической воли.
"Когда Мининфраструктуры пытается провести какие-то изменения на рынке маршрутных перевозок, то сталкивается с протестными движениями, пикетами и дает обратный ход", - добавляет Сергей Вовк.
Во-вторых, не совсем понятен сам механизм реализации такой инициативы.
"А какими методами это будет реализовано? В нормально действующем правовом государстве такого типа обещания даже не нужно было бы давать. Просто нужно было бы выполнять правила, которые и так прописаны, и не давать лицензию. Но у нас любые подобные действия упираются в чьи-то интересы, и рынок не изменится. Поэтому, если подобные крупные аварии повторятся, мы вновь услышим жесткие выступления и обещания, которые никто не будет реализовывать", - говорит "Апострофу" бывший первый заместитель министра инфраструктуры, эксперт Украинского института будущего Владимир Шульмейстер.
Радары возвращаются
Подумав еще сильнее, в Мининфраструктуры решили: все новое – это хорошо забытое старое, поэтому на автодороги страны необходимо вернуть контроль скорости.
"Первый шаг, который мы делаем, с пятницы, 27 июля, мы возвращаем скоростной контроль на наших дорогах. Он пока будет осуществляться в ручном режиме, как это было когда-то, обычные радары. Но они уже с понедельника будут установлены на автомобилях Нацполиции", - сообщил Омелян в эфире одного из телеканалов.
Впрочем, возвращение "обычных радаров" на дороги, по словам адвоката по ДТП Александра Швеца, не изменит ситуацию с аварийностью, так как превратится в бессмыслицу.
"Послушайте, но это же нельзя так вот просто за два дня сделать. Это опять полицейские наберут "фены" и будут людей разводить. Кроме того, их работа в плане наведения порядка и привлечения виновных к ответственности будет абсолютно бессмысленной. Ведь на самом деле привлечь к ответственности таким образом водителя незаконно. К прибору фиксации скорости целая куча требований, плюс их надо еще сертифицировать, откалибровать", - отметил "Апострофу" Швец.
"Вопрос не в том, нужно или не нужно это делать, вопрос в деталях. Если полицейские по-прежнему будут сидеть в кустах в тех местах, где они поставили знак 40, а там можно ехать 90, то ничего не изменится", - добавляет "Апострофу" автомобильный эксперт Рауль Чилачава.