"Верховная Рада легализовала евробляхи". Такие заголовки появились в украинских СМИ в четверг, 8 ноября, после того, как нардепы приняли законы 8487 и 8488, изменив правила игры на этом поле. Митингующие под парламентом водители на иностранных номерах действительно добились уступок от власти, однако по словам экспертов, сложно назвать это "легализацией". Что изменится в законодательстве и станут ли дешевле не только подержанные, но и новые автомобили из-за границы, узнавал "Апостроф".
Законы
Совсем акцизный сбор никто не убирал, хотя "бляховоды" настаивали именно на этом.
"Акциз – мера для защиты внутреннего производителя, а у нас нет внутреннего производителя, соответственно, отсутствует необходимость в этом инструменте. Правда, мы уже соглашались на акциз, но хотя бы в районе 100-200 евро", - говорит "Апострофу" соучредитель ОО "Авто Евро Сила" Александр Чернявский.
В принципе, к таким цифрам нардепы и привели ставки акциза, но только базовые его показатели.
Так, для всех авто на бензиновых двигателях объемом до 3 литров сумма базовой ставки акциза составит 50 евро. Если больше 3 литров – 100 евро. Владельцам дизельных авто придется заплатить немного больше: 75 евро за двигатель до 3 литров и 150 евро если "сердце" авто имеет объем свыше 3 литров. Но это только часть суммы за растаможку. Полная формула уплаты акциза выглядит так: базовая ставка, умноженная на коэффициенты объема двигателя и возраст автомобиля. Например, для 10-летнего авто с бензиновым двигателем в 3 литра сумма акциза будет равняться 1500 евро. Не так-то и мало. Кроме того, 20% НДС никто не убирал, равно как и 10% ввозной пошлины.
Но дело в том, что на таможне, по словам Александра Чернявского, не всегда корректно оценивается стоимость автомобиля, и, как следствие, НДС выходит завышенным. Например, если украинец реально купил авто за 2 тысячи евро, его железного коня могут оценить в 3 тысячи евро, а платить НДС с 2 или 3 тысяч – две большие разницы.
"А могут и в 4 тысячи оценить. Но если ты заплатил взятку, то могут и в 500 евро оценить, - говорит Чернявский. – Сделали таким образом, что для автомобилей, которые произведены в 2017-2018 году, полные таможенные платежи составят порядка 40% от стоимости авто, а для автомобилей, которые произведены в 2002-2003 году, то есть самые доступные, платежи составят порядка 150-200% от стоимости. Это полнейшая несправедливость и театр абсурда. Если убрать коэффициент года в акцизе, все будут платить в среднем около 40% при растаможке автомобиля, а не только водители новых мерседесов и лексусов по 100-200 тысяч долларов".
В итоге, ни о каких 500 евро за полную растаможку (именно эта сумма зачастую называлась водителями "блях" как идеальная) не может быть и речи.
В такой ситуации наверняка выгоднее не легализировать свое авто на иностранных номерах, а продолжать им пользоваться полулегально, с оформлением на польского или эстонского дядю. Но не все так просто. Вместе с сомнительным "пряником" в виде пониженных базовых акцизных ставок, нардепы увеличили длину "кнута", которым будут наказывать полулегальных "бляховодов".
Например, законом 8488 запрещено передавать "бляху", которая по документам проходит как транзитная или временно ввезенная, во владение или пользование третьим лицам. За такие действия можно схлопотать штраф в размере 34 тысячи гривен. Правда, этот штраф получит тот, кто ввез автомобиль в Украину. В итоге, люди, которые перегоняют авто с Европы, больше не смогут заниматься данным видом бизнеса. Перегнал свое авто сам и сам на нем "бомбишь" по вечерам? Тоже получай штраф 8,5 тысяч гривен за использование авто в коммерческих целях. За езду на "простроченной" "бляхе", срок транзита или временного ввоза которой истек, вилка штрафов и вовсе драконовская: от 170 гривен до 170 тысяч гривен.
Будет ли дешевле
Конечно, коэффициент возраста автомобиля в формуле расчета растаможки существенно портит финансовую карму. Если убрать его, на чем и настаивают в "Авто Евро Силе", легализировать подержанное авто будет куда дешевле. А что с новыми автомобилями? Станут ли они дешевле в условиях, когда акцизная ставка понижена, а третий множитель (коэффициент возраста) новым авто до поворотника.
"Новые авто станут дешевле. Правда, самые массовые автомобили подешевеют не существенно. Больше падение в цене затронет многокубатурные авто: на несколько тысяч евро. В диапазоне автомобилей с объемными двигателями (больше трех литров) рынок оживится, - поясняет "Апострофу" глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий. – Другое дело, что мировые тенденции такие, что многокубатурных двигателей выпускается не так и много. Даже премиальные авто сейчас уже выпускаются с двухлитровыми моторами".
Что же касается "не существенного" понижения цены на ходовые автомобили с малым объемом двигателя, о котором говорит Омельницкий, то, по словам автоэксперта Александра Швеца, падение цены будет практически незаметным.
"Ведь никто же не убрал НДС и ввозную пошлину. Да, сам акциз на новые автомобили будет, конечно, меньше, но эта разница в цене в реальных цифрах выйдет евро на 500 всего дешевле", - рассказал "Апострофу" Швец.
Действительно, подсчитаем акциз, например, для нового авто стоимостью 100 тысяч евро с объемом двигателя 2 литра. 50 евро (базовая ставка) умножаем на 2 (коэффициент объема двигателя) и умножаем на 1 (коэффициент возраста авто), получается всего 100 евро. По старой ставке пришлось бы заплатить около 500 евро. Но! Добавляем НДС (20% от стоимости авто) и пошлину 10%, выходит 30 тысяч евро. Разница очевидна.