В последние месяцы в информационный контекст достаточно плотно вошла тема борьбы с незаконным игорным бизнесом в Украине. Прежде всего, с той его составляющей, которая действует под видом легальных государственных лотерей. В преддверие выборов свою позицию по этому вопросу так или иначе высказали практически все ведущие политические силы страны. Кто-то рассуждал о легализации, кто-то высказывался за полный запрет. Но в целом все сходились к тому, что пора начать уделять этому вопросу внимание.
Между тем, следует понимать, что государство уже давно могло нанести "игорке" серьезный удар - ведь в его руках есть все необходимые инструменты, чтобы отделить незаконный игорный бизнес от легального лотерейного. Однако чиновники Минфина, ответственные за этот вопрос, более пяти лет занимаются лишь болтовней, вместо того, чтобы выполнить свою работу. В частности, уже пять лет игнорируется требование закона о принятии лицензионных условий для лотерейного рынка, с помощью которых можно запретить казино, игорным автоматам и букмекерам "косить" под лотереи и дать правоохранителям инструмент для борьбы с нелегалами. "Апостроф" напоминает о нескольких фактах, дающих представление о нынешней ситуации с нелегальным игорным бизнесом в Украине - кто фактически разрешает "игорке" работать под вывеской лотерей и к чему это приводит.
Большая разница
В Украине, как впрочем и во многих других странах, понятия "игорный бизнес" и "лотерея" четко разделены на уровне законодательства. Ведь первое - очень аддиктивный, то есть опасный вызовом зависимости продукт, второе - продукт в этом отношении гораздо менее опасный.
Весь игорный бизнес в любом его проявлении в Украине запрещен законом, который так и называется "О запрете игорного бизнеса" (принят еще в 2009 году). Под запрет попадает проведение азартных игр на деньги, далее цитируем, "в казино, на игровых автоматах, компьютерных симуляторах, в букмекерских конторах, в интерактивных заведениях, в электронных (виртуальных) казино независимо от места расположения сервера". В этом же законе четко указано, что "к азартным играм не относится организация и проведение лотерей".
Лотерейная деятельность также регулируется отдельным законом - "О государственных лотереях в Украине", за который Рада проголосовала еще в 2012 году.
Подзаконные нюансы
Казалось бы, что может быть проще? Есть законные лотереи, есть незаконная "игорка" - одно разрешено, другое запрещено. И государственным органам нужно лишь следить, чтобы запрет этот работал.
Возможно, так бы оно и было, если бы чиновники Министерства финансов выполнили все предписанные законом требования, а не пошли на поводу у дельцов из сферы азартного бизнеса. Дело в том, что закон "О гослотереях" вполне логично предусматривает, что для организации нормальной работы и контроля лотерейной деятельности ответственный государственный орган (а по закону - это Министерство финансов) должен разработать соответствующие лицензионные условия. Проще говоря - свод инструкций, который бы определил границы деятельности операторов государственных лотерей, за которые они не могут выходить, четко расписал бы правила проведения лотерей, тем самым отделив бы их от азартных игр, предусмотрел контроль со стороны государства за деятельностью операторов и их финансовыми потоками.
Все это Минфин должен был сделать еще в 2013 году, в течение трех месяцев после вступления закона "О гослотерях" в силу. Мы уже на экваторе 2019 года - но лицензионных условий для лотерейного рынка до сих пор нет. А то, что под видом их проекта предлагает Минфин - скорее попытка угодить азартному бизнесу и отдельным приближенным к предыдущей власти политиками, которые с ним связаны, но не обществу.
Вся эта ситуация играет на руку дельцам из сферы игорного бизнеса, которые, воспользовавшись отсутствием четких правил, придумали нехитрую схему собственной легализации. Они подписывают договор о распространении с одним из легальных операторов государственных лотерей, брендируют свои заведения логотипами "национальная лотерея" и под этой вывеской начинают впаривать (другого слова не подберешь) доверчивым украинцам откровенные азартные игры. Да еще прямиком с серверов страны, которая сегодня напала на Украину.
Цена бездействия Минфина
Наверное, не будь ситуация критичной, можно было бы даже каким-то образом оправдать Минфин - ну, что поделать не успевают, много более важных дел - бюджет расписать, с МВФ договориться. Однако цена бездействия ведомства слишком высока для Украины.
Первое, и самое главное - это здоровье граждан. Сегодня, как подсчитали наши коллеги из издания "Лига", в Украине действуют порядка 25 тысяч (только вдумайтесь в эту цифру!) незаконных игорных заведений. Получается, что на незаконный, никак не контролируемый поток - ежедневно подсаживаются сотни тысяч наших сограждан и связанные с ними семьи, ведь деньги изымаются из семьи. Сколько из них затем попадают в критическую зависимость от азартных игр и становятся клиническими лудоманами - никто не считал.
Второе - потери бюджета. "Апостроф" уже неоднократно писал на тему того, сколько теряет Украина от того, что несколько минфиновских клерков не удосуживаются сделать свою работу. Необдуманная налоговая политика в отношении лотерей, которую чиновники вели, чтобы зачистить рынок для захода новых игроков, заставила часть легального лотерейного бизнеса уйти в тень. Ведь альтернативой было – прекращение существования. В результате - потери исчисляются миллиардами гривен недополученных налогов ежегодно! Между тем, в Минфине, наверное, считают - что это в порядке вещей. И даже повышают зарплаты своим чиновникам, из-за которых страна не получает эти деньги.
Третье - коррупция. Ни для кого не секрет, что нелегальные заведения обычно работают под правоохранительной "крышей". Сколько представителей полиции, прокуратуры и других структур кормятся на этом бизнесе, можно только догадываться. Но, думается, немало, учитывая масштабы нелегальных сетей. А если вспомнить о том, что создана эта ситуация вполне конкретными чиновниками из Минифна - то возникает огромный вопрос: а не пустил ли игорный бизнес свои корни и там, причем на самом верху? Ну не может же пять лет "умышленного бездействия" оправдываться лишь непроходимой тупостью чиновников. Как то слабо вериться, что причина лишь в этом.
Четвертое - это криминал. Будучи сам по себе вне закона, игорный бизнес кроме прочего как магнит притягивает другие преступления. Вот - муж подрезал жену, которая пришла его забирать из игорного зала. Вот, проигравшийся экспедитор, спустивший деньги на товар, покупает маску и с оружием грабит казино. А вот - убит сотрудник Администрации президента - на его кошелек позарились двое отморозков, чтобы заполучить деньги для игровых автоматов.
Сообщений о подобных эпизодах в украинских СМИ становиться все больше - сегодня они появляются едва ли не каждый день. Причем некоторые случаи явно спровоцированы самими владельцами игорных заведений, вернее теми, кто за ними стоит.
Например - недавнее нападение на офис одного из государственных операторов, отстаивающих необходимость принятия лицензионных условий. Нанятые противниками цивилизованных правил на лотерейном рынке "титушки" устроили форменный разгром и забросали помещение с людьми фаерами и взрывпакетами. Самое циничное - что азартный бизнес не погнушался привлечь к нападению явных несовершеннолетних, которые толком даже не знали, кого они атакуют. Детям просто сказали, что вот здесь - крушить, и те, поверив, пошли на откровенное преступление.
"Посмотрите внимательно, возможно вы узнаете своих детей на фото! Эту детвору уже второй день пригоняют в наш офис осуществлять новые провокации против "М.С.Л.". Они обрисовали фасад здания, сломали двери, разбили окна, бросали взрывпакеты и файеры внутрь здания, в котором полно работников компании. При этом эти малолетние гопники даже не могут объяснить, против чего пришли протестовать и с кем бороться. Потому что просто не знают! Видимо, за это им просто не платят. Интересно, как реагировать, если завтра они придут к кому-то домой и начнут там вершить самосуд без всяких доказательств?", - задается вопросом президент оператора гослотерей Георгий Ложенко.
Лицензионные обещания
"М.С.Л." призывает Минфин и чиновников урегулировать лотерейный рынок путем принятия четких и прозрачных лицензионных условий, обеспечить в лицензионных условиях обязательную сертификацию операторов на соответствие стандартам "Ответственной Игры" и безопасного ведения бизнеса, а также внедрить централизованную систему учета средств на лотерейном рынке", - отмечают у оператора. Ведь как показывает мировой опыт, другого пути обеспечить прозрачность рынка – не существует.
Нет, кое-какое подобие проекта лицензионных условий у Минфина есть - в позапрошлом году он таки удосужились его разработать. Однако ознакомившись с документом, эксперты рынка и другие госорганы заявили, что они никуда не годятся, поскольку вместо урегулирования рынка и отделения от лотерей незаконного игорного бизнеса - наоборот, дают возможность последнему легализоваться.
Сегодня, похоже, это начинают понимать даже в самом Минфине. Во всяком случае, руководитель ведомства Оксана Маркарова на днях заявила, что все-таки обратит внимание на этот вопрос.
"Лицензионные условия для лотерей подал еще предыдущий министр финансов. К ним есть целый ряд замечаний, в частности - Антимонопольного комитета. Мы эти замечания обработали. Моя позиция даже несколько жестче по ряду пунктов, какой вид должны иметь лотереи. Для этого их (лицензионные условия, - ред.) надо доработать", - сказала Маркарова.
К сожалению, подобные обещания мы регулярно слышали и от ее предшественников, но делу это помогало мало. "Апостроф" направил Минфину запрос, в котором попросил объяснить, в какой именно части лицензионных условий Маркарова собирается "быть жестче" и когда их откорректированный вариант увидит свет. На момент публикации этого материала ответ от ведомства так и не поступил.
Хотелось бы надеяться, что министр ответит за свои слова, и следующий вариант лицензионных условий станет действительно тем документом, который сможет навсегда "отделить мухи от котлет" и перекроет кислород для игорного бизнеса. Однако если его разрабатывала та же команда, что занималась этим в течение последних пяти лет - в этом есть огромные сомнения. Министру следовало бы найти время, самой вникнуть и разобраться, а не доверять сотрудникам, которые не понятно на кого работают. Потому что, как следует из известного анекдота, простой "перестановкой кроватей" тут не обойтись.