Решение властей ликвидировать Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ) из-за сопровождавшей эту структуру коррупции с самого начала натолкнулось на сопротивление. Первое время это сопротивление было преимущественно пассивным, но в последнее время группа противников реформы градостроительства консолидировалась и готова перейти к активной фазе.
О том, что ГАСИ – это одна из наиболее коррумпированных государственных структур в Украине, с определенной периодичностью говорят уже несколько лет на самом высоком уровне. Масштаб коррупции в градостроительстве оценивается как минимум в 100 млн. долларов в год. Однако в начале марта этого года президент Владимир Зеленский поставил перед новым премьер-министром Денисом Шмыгалем задачу ликвидировать ГАСИ.
Через две недели правительство Шмыгаля представило план реформы, который включает в себя ликвидацию ГАСИ, как органа, и разделение ее функций между тремя независимыми друг от друга структурами. Регистрацией будет заниматься Государственная сервисная служба градостроения, строительные нормы будет регулировать Государственное агентство техрегулирования, а функции надзора за строительством должна нести Государственная инспекция градостроительства.
Такое радикальное решение с полным демонтажем структуры кажется в сложившейся ситуации единственно возможным. Многолетние коррупционные схемы настолько глубоко проникли на все уровни инспекции, что избавиться от них можно только снеся все здание вместе с фундаментом. Простая замена руководства, или другие меры, не затрагивающие систему целиком, имели бы в лучшем случае временный косметический эффект.
Учитывая то, сколько чиновников и недобросовестных застройщиков, долгие годы кормились от работы ГАСИ, такие радикальные меры не могли не встретить сопротивления. И на сегодняшний день сформировалась группа, поставившая перед собой цель любыми силами дискредитировать реформу и сохранить ГАСИ, пусть и в несколько урезанном виде, что позволит сохранить и все схемы в градостроительстве и достаточно быстро восстановить уже разрушенные. Похоже, что эту группу заинтересованных товарищей объединили вокруг себя старающиеся быть максимально непубличными, но, тем не менее, успевшие заработать скандальную репутацию, братья Алексей и Юрий Горовые, которые вот уже почти десять лет плотно связаны со строительным бизнесом и имеют серьезное влияние на ГАСИ. Правда, с декабря 2020 года возможности братьев в ГАСИ резко сузились, а после ликвидации структуры и вовсе сойдут на нет, что, вероятно, и делает их главными двигателями сопротивления реформе.
Кто такие братья Горовые и кто их союзники
Впервые о братьях Горовых в Украине заговорили в конце нулевых - начале двухтысячных в связи с киевским рынком ритуальных услуг, который братья, якобы, контролировали под прикрытием тогдашнего заместителя мэра Леонида Черновецкого Дениса Басса. Также СМИ писали, что во времена Виктора Януковича похоронный бизнес братьев Горовых прикрывал одиозный Юрий Иванющенко. И Басс, и Иванющенко, напомним, из Украины уже сбежали. Но Горовые, оставаясь преимущественно в тени, продолжают свою деятельность до сегодняшнего дня.
В связи с коррупцией в строительстве имена Горовых по большей части начинают упоминать уже после Революции Достоинства. В СМИ Алексея Горового упоминают как человека, который 2014 годубыл прислан в Одессу "загонять застройщиков на "абонплату" под прикрытием Александра Рыбака – сына Владимира Рыбака спикера времен Януковича. А в последние годы братьев Горовых упоминают как "смотрящих за ГАСИ".Были замечены братья Горовые и на нашумевшей свадьбе в Сен-Тропе юриста Андрея Довбенко в августе 2019 года, где помимо тогдашнего главы Офиса президента Андрея Богдана, был также и застройщик Андрей Вавриш, "серый кардинал" Одессы Владимир Галантерник. И тот и другой, к слову, активно сотрудничают с братьями.
Бизнесу братьев активно помогает гражданская жена Алексея Горового Татьяна Плачкова – действующий народный депутат от ОПЗЖ родом из Одессы. Именно ее близких подруг Елену Айхель и Оксана Бутковскую, занимавших должности в ГАСИ, в СМИ называют теми, кто обеспечивает выдачу разрешений на строительство. Или, вполне возможно, тормозят выдачу разрешений для тех, кто не заплатил необходимую мзду.
Как отмечал министр цифровой трансформации Михаил Федоров, до декабря 2019 года в электронном реестре ГАСИ работал даже специальный скрипт, который скрывал документы в реестре. Это позволяло в ручном режиме управлять реестром, "скрывая" разрешительные документы для одних, и "ускоряя" для тех, кто оплатит соответствующие услуги. СМИ неоднократно описывали, что за разрешение на строительство приходилось платить от 5 до 20,а то и больше долларов за квадратный метр.
Для работы этой схемы необходимы по большому счету две вещи. Во-первых, наличие единого органа, который бы совмещал в себе разрешительную, регулирующую и контролирующую функции. Во-вторых - наличие внутри этого органа своих людей, которые бы могли остановить или ускорить в случае необходимости движение тех или иных документов. Вот почему ликвидация ГАСИ может стать для "бизнеса" Горовых роковой, ведь помимо разделения функций между тремя органами, ликвидация будет сопровождаться полной заменой кадров и внедрить заново своих людей в три новых органа может оказаться попросту невозможно.
Разумеется, братья Горовые не одиноки в своем желании отменить ликвидацию ГАСИ. Их союзником в этой ситуации выступают не только чиновники, заинтересованные в коррупционных доходах, но и не чистые на руку застройщики, которым выгодно выигрывать конкуренцию за счет "правильных" связей и откатов, а затраченные деньги всегда можно компенсировать путем необязательного соблюдения всех строительных норм.
Похоже, что одним из партнеров Горовых в борьбе с реформой ГАСИ можно считать министра развития громад и территорий Алексей Чернышов, который напрямую ответственен за проведение реформы и у которого можно обнаружить личные интересы в строительной отрасли. До прихода во власть он и сам был застройщиком. Кроме того, СМИ неоднократно писали о связях Чернышова с известными киевскими застройщиками Андреем Вавришем и Дмитрием Исаенко, для которых назначение Чернышова министром стало настоящим джек-потом, ведь пока тот тянет с созданием нового органа, они могут практически бесконтрольно продолжать свои стройки в столице, законность которых многие называют сомнительной. Как, например, скандальную застройку береговой линии Днепра на Подоле.
Еще одним союзником Горовых в борьбе за отмену реформы ГАСИ можно считать другого известного застройщика, главу Конфедерации строителей Украины Лльва Парцхаладзе. Вице-президентом этой конфедерации, к слову, является Исаенко.
Как будут "спасать" ГАСИ
Похоже на то, что все эти люди и начинают сейчас активные действия, чтобы дискредитировать и остановить реформу ГАСИ. Скорее всего, главное, чего они, будут добиваться – это сохранить ГАСИ как единый орган и не допустить его окончательной ликвидации. Дескать - упразднение ГАСИ приведет к полному коллапсу строительной отрасли, а это потеря поступлений в бюджет, ликвидация рабочих мест, масса недостроев и как результат возмущенных вкладчиков, проблемы с невозвратом кредитов и другие проблемы.
И вот, якобы, чтобы всего этого не случилось ГАСИ в обязательном порядке нужно сохранить. Раз главная причина ликвидации – это коррупция, то нужно не убивать инспекцию, а просто очистить ее от коррупции, что и звучит в целом как бы логично, и будет менее болезненно для отрасли. При этом особенный акцент защитники ГАСИ будут делать на том, что за сохранение структуры будут выступать именно застройщики, которые по идее, как те, с кого как раз и собирают коррупционную мзду, должны бы первыми требовать ликвидации этой структуры.
Кроме того, группа спасителей ГАСИ скорее всего обязательно попытается инспирировать вокруг ликвидации инспекции какой-нибудь коррупционный скандал, чтобы выдать борьбу с коррупцией за всего лишь перераспределение коррупционных потоков. На возможность такого развития событий в одном из недавних интервью заявил первый заместитель главы Офиса Президента Сергей Трофимов. По его словам, сейчас готовится "вброс грязи" на него и ОП по поводу реформы градостроительства. "Это уже вопрос принципиальный. Мы дожмем. Это будет успешный кейс по борьбе с коррупцией", - в частности, заявил он.
На самом деле такое активное сопротивление ликвидации ГАСИ означает лишь одно: что президент и премьер, похоже, избрали единственно возможный путь борьбы с коррупцией в строительной отрасли. Ведь полная ликвидация погрязшего в схемах органа, и разделение его функций между тремя структурами не только разорвет годами существовавшие схемы, но и потребует полной кадровой перезагрузки. Ведь как ни очищай ГАСИ от старых кадров, как косметически не меняй ее работу, и какую переаттестацию не проводи - среди сотрудников, в инспекции все равно останутся люди, пусть и на низшем звене, связанные с практикующимися там схемами, через которых "смотрящие" и недобросовестные застройщики достаточно быстро смогут восстановить прежние порядки.
Единственный способ навсегда покончить с коррупцией в строительстве – это полный и окончательный демонтаж существующей системы с зачисткой кадров и создание полностью новой системы получения разрешений на строительство и контроля за ним с минимальной ролью в ней чиновников и максимальной цифровизацией и автоматизацией. Только тогда строительство в нашей стране наконец перестанет быть кормушкой для чиновников и приближенных к ним лиц.