Сегодня, 14 июня, исполняется 6 лет со дня катастрофы украинского военно-транспортного самолета Ил-76МД над Луганском. Транспортник был сбит ракетами, запущенными из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Ответственность за теракт взяли на себя представители незаконной ЛНР. В результате трагедии погибли все находившиеся на борту 49 человек - 40 бойцов 25-й отдельной воздушно-десантной бригады и 9 членов экипажа. На тот момент это были крупнейшие единовременные потери, понесенные ВСУ, за всю ее историю. События шестилетней давности, специально для "Апострофа", восстанавливает военный историк, научный сотрудник Черниговского областного исторического музея им. В. Тарновского МИХАИЛ ЖИРОХОВ.
В планах Генерального штаба ВСУ, по состоянию на начало июня 2014 года, Луганский аэропорт (ЛАП) занимал очень важное место. Предполагалось на его базе сформировать батальонную-тактическую группу "Славутич" численностью около 600 человек с танками и артиллерией, которую планировалось задействовать как в блокировании Луганска (который, ввиду вероятного большого количества потерь среди гражданских, собирались брать только измором), так и в блокировании основных коммуникаций противника (не секрет, что снабжение всех незаконных вооруженных формирований тогда осуществлялось с территории Российской Федерации).
Читайте также: Кнут и "Пряник": как украинские бойцы освобождали Мариуполь
Поскольку по земле все дороги к аэропорту были перекрыты, то основная нагрузка по накоплению войск и средств, а также снабжению группировки непосредственно в ЛАП возлагалась на транспортную авиацию. Длина взлетно-посадочной полосы позволяла, поэтому сюда уже с конца апреля постоянно начали летать Ил-76. Причем наибольшее напряжение пришлось на начало июня. Всего по далеко неполным данным на Луганск экипажами военно-транспортной авиации были выполнены, как минимум, 27 вылетов (причем в эту цифру входят как Ил-76, так и Ан-26).
Сбитый НВФ Ил-76 Воздушных Сил Украины (бортовой № 76777)
После того, как по агентурным источникам появились сведения о том, что в распоряжении бандформирований могут быть, как минимум, маловысотные ПЗРК, были предприняты определенные меры безопасности - особенно при посадке и взлете, когда самолет наиболее уязвим. Так, например, полеты перенесли на вечерний и ночной периоды суток, а посадку производили либо вообще без посадочных огней, либо включали их перед самой землей.
При этом отметим, что посадочные направления при посадке на Луганский аэродром нашими военными с земли не контролировались и поэтому шанс быть сбитыми у летчиков минимальный, но все-таки был. Причем не только с помощью ракет. Так, в документах отражены, как минимум, два факта (5 и 7 июня) обстрелов с земли из стрелкового оружия. После чего в двух секторах – со стороны Луганска и Лутугино – построение захода на посадку было категорически запрещено.
Достаточно рядовым должен был стать и вылет в ночь на 14 июня. Для вылета были подготовлены три "борта", которые буквально за сутки до этого уже совершили аналогичный рейс по маршруту Мелитополь – Луганск – Кульбакино. Командирами кораблей были полковники Дмитрий Мымриков (командир 25-й бригады транспортной авиации), Александр Пасиченко (на тот момент человек, который курировал всю военно-транспортную авиацию) и майор Александр Белый (заместитель командира бригады).
Экипаж, погибший в теракте 14 июня 2014 года
Все три командира экипажа имели богатую летную биографию, колоссальный опыт полетов как в Украине, так и на международных авиационных трассах.
Утром 13 июня три Ил-76 перелетели на гражданский аэродром Днепропетровск, где приняли роту 25-й отдельной воздушно-десантной бригады с техникой. На каждый самолет пришлось по 3 БМД и по 40 бойцов. Это не считая припасов для гарнизона Луганского аэропорта.
Согласно уже отработанной методике вылетали очень поздно – около 23:00 - для того, чтобы ночью быстро разгрузиться и уйти.
Первый самолет (КВС – Мымриков) благополучно приземлился и началась разгрузка.
Второй самолет, выполнив стандартные противозенитные маневры, стал на глиссаду, приближаясь к аэропорту. В этот момент (00:51 14 июня) по Ил-76МД, который находился на высоте 200 метров, с земли был проведен двойной пуск ПЗРК "Игла". Считается, что обе ракеты попали в цель - "транспортник" фактически взорвался в воздухе, а его обломки упали в районе села Красное - в
Локализация места катастрофы
Однако фатальными, как считается, оказались не попадания ракет, а работа мобильной группы боевиков с земли. Правда, чем именно добивали самолет, свидетельства очевидцев расходятся, а официального расследования нет, поскольку место падения "транспортника" остается на неподконтрольной Украине территории.
После анализа многочисленных интервью и доступных материалов расследования с большой долей вероятности можно говорить о том, что по сбитому Ил-76 отработал расчет крупнокалиберного пулемета или ЗУ-23-2, установленного на ГАЗ-66.
Мымриков смог выйти на связь и отменить посадку третьего самолета, после чего тот развернулся и ушел на аэродром Мелитополь. Позже, командир экипажа третьего "борта" Александр Пасиченко (позывной "Инспектор") рассказал автору этих строк следующее: "Я видел в створе ВПП (взлетно-посадочной полосы) – грибок, словно небольшой ядерный взрыв. И во второй раз – детонация керосина... Я вызываю: "Москвич", "Аллея", а в эфире тишина. И потом, когда я ближе подошел, такой крик в эфире: "Инспектор уходи, Саня погиб". Я - двигатели на взлетный режим и стал разворачиваться. При этом мы ждали в любой момент ракеты с земли.
Посмотрел по весу, если в один двигатель войдет, то я на трех вытягиваю. Главное – потушить, если что. Развернулись и пошли. Сначала хотел на Днепр, когда прошел донецкую зону, решил идти на свою базу - "Сосновый". Пришел на Мелитополь. Зарулили на стоянку, борттехники подбегают – "А когда "три семерки" будет?", а мой борттехник – "Никогда не будет".
В результате террористического акта погибли 49 военнослужащих, из них 9 членов экипажа и 40 десантников из состава 25-й отдельной воздушно-десантной бригады.
Мародеры на месте падения Ил-76
На следующий день тогдашний лидер незаконной ЛНР Валерий Болотов подтвердил, что самолет был сбит его подчиненными, взяв таким образом ответственность за теракт на себя.
Уже утром на место падения Ил-76 отправилась группа бойцов 80-й аэромобильной бригады, которая держала оборону в аэропорту. Однако к тому времени боевики уже успели побывать на месте катастрофы. Несколько позже местные жители-патриоты, которое помогали армии, обнаружили место, откуда были произведены пуски.
Только через несколько дней наше командование через "Красный Крест" договорилось с лидерами боевиков о вывозе погибших десантников в обмен на возможность собрать трупы сепаратистов с окрестностей Луганского аэропорта.
Тем временем севший первым Ил-76 подвели ближе к зданиям аэропорта, окружили всей наличной техникой, чтобы защитить от осколков в случае, если по аэродрому будет наноситься огневой удар артиллерией.
Из радиоперехватов стало ясно, что за уничтожение самолета боевикам была объявлена денежная награда, были выделены специальные группы наблюдателей, который днем и ночью ожидали взлета Ил-76, а также организовано круглосуточное дежурство расчетов ПЗРК.
"Транспортник" неделю простоял в ЛАП, причем каждый день в 21:30 проводилась газовка (проверка работоспособности) двигателей, чтобы наблюдатели боевиков привыкли к этой процедуре. В один из дней, воспользовавшись сильным дождем, экипаж Мымрикова смог взлететь и уйти на аэродром в Мелитополе.
Понятно, что после такой довольно чувствительной потери и последовавшем общественном резонансе ни о каком продолжении полетов в Луганский аэропорт речи не шло. Фактически снабжение гарнизона "повисло в воздухе", что в конечном итоге крайне негативно сказалось на общей обстановке на луганском направлении.
Стена памяти погибших десантников, г. Кривой Рог
Есть и продолжение этой истории. В октябре 2017 года глава СБУ Василий Грицак на своем брифинге заявил, что к сбитию Ил-76 имеют отношение боевики из российской частной военной компании "Вагнер". Были названы и фамилии россиян, которые непосредственно осуществили пуски ракет. Это Александр Гуралев (
14 июня 2019 года СБУ сообщило о том, что удалось также установить непосредственную причастность к теракту генерал-майора ВС РФ Евгения Никифорова. По данным расследования именно он отдал приказ на уничтожение военно-транспортного самолета Ил-76 Дмитрию Уткину – командиру ЧВК "Вагнер".
Кроме того, 18 ноября 2014 года было выдвинуто подозрение генерал-майору ВСУ Виктору Назарову в служебной халатности, которая привела к уничтожению Ил-76. 25-го числа он был арестован, и Печерский суд избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога. Через два дня необходимая сумма (97 тысяч гривен) была собрана, и Назаров был освобожден из-под ареста. При этом генерал своей вины не признал.
27 марта 2017 года суд в Павлограде приговорил генерал-майора Виктора Назарова к 7 годам лишения свободы. Однако вскоре началось рассмотрение апелляционной жалобы, при этом, вплоть до мая 2019 года, Назаров продолжал занимать прежнюю должность — первого заместителя начальника Главного оперативного управления Генштаба ВСУ – и был отстранен только после назначения нового начальника Генштаба ВСУ Руслана Хомчака. А вскорости и уволен в запас из вооруженных сил по собственному желанию.