Стабильное начало нового учебного года 2020-2021 оказалось под угрозой. На днях и.о. министра образования Любомира Мандзий заявила, что в правительстве нет согласованного решения относительно того, вернутся ли с 1 сентября дети в школы, либо ученикам вновь придется вкусить все "прелести" дистанционного обучения по-украински. По словам Мандзий, все будет зависеть от развития эпидемиологической ситуации в ближайшие несколько месяцев. Между тем, формат удаленного обучения, который практиковался в общеобразовательных учебных заведениях в период жесткого карантина, устраивал далеко не всех детей и их родителей: стабильный доступ к интернету есть далеко не в каждой семье, коммуникация "ученик-учитель" в онлайне оказалась нарушена, да и сами педагоги оказались не готовы давать знания в новых реалиях. "Апостроф" пообщался с родителями, чьи дети в период карантина уже проходили дистанционное обучение и узнал их мнение о перспективах возвращения образования в онлайн.
Два варианта
Разговоры о возвращении дистанционного образования в новом учебном году, активно ходят не только в высоких кабинетах чиновников, но и на уровне школ. И хоть формально никаких указаний пока нет, реально педагоги к этому готовятся.
"У нас в школе ходят разные слухи, - говорит "Апострофу" отец пятиклассника из Броваров Александр Гук. – По одной информации, учителям дали команду с 1 сентября готовиться к удаленному обучению. По другой информации, классы будут делить на две смены, чтобы вместо 36 учеников в классе 18 учеников занимались в первую смену, а еще 18 во вторую. Но я с трудом представляю себе реализацию второго варианта – где брать столько учителей? Да и в принципе, что первый, что второй вариант сводится к тому, что родители не смогут полноценно присутствовать на работе. Поэтому хотелось бы, чтобы власти как-то продумали, что делать родителям, которые не могут оставаться с детьми дома. Чтобы власть задумалась об этом серьезно, а не формально".
Вместе с тем, возврат к тотальной дистанционке оценивается родителями как негативный сценарий.
"Ну, честно говоря, то, что у нас было весной, это не было никаким онлайн-обучением, - рассказывает "Апострофу" отец семиклассника из Запорожья Игорь Бакаев. – Детям просто присылали простыни заданий, их выполнение контролировалось кое-как, объяснить новую тему через Zoom (сервис видеоконференций, – "Апостроф"), не все учителя были в состоянии. Это был полный бардак, и, когда он наконец-то закончился, мы с женой и сыном вздохнули с облегчением. Но теперь, по всей видимости, этот бардак вернется".
"Это издевательство и над детьми, и над родителями. Качество такой формы образования на нуле, хотя бы потому, что родители не учителя, но именно родителям пришлось учить детей 3 месяца, как умели, как могли. Но этого явно недостаточно для качественного усвоения школьной программы. Участие же школы было только в том, чтобы выставить задания на сайте школы и проверить отосланные выполненные задания", - жалуется "Апострофу" харьковчанка Елена Халина.
"Что такое дистанционное обучение? Дети станут тупыми дикарями, если в младшей школе родители еще могут хоть как-то объяснить ребенку предмет, то за старшую дочку я молчу. А если в семье трое и больше детей, это же можно свихнуться с уроками. Я считаю, что учитель для того и есть, чтобы научить, и чтобы у ребенка был живой контакт с ним. А онлайн уроки дети особо смотреть не хотят и вникать в них тоже не спешат. Ну были же и раньше страшные болезни, война, голод, но в школу дети ходили и получали знания... А корона у нас уже нигде не денется - это навсегда. И что, все закрываем и спокойно деградируем", - негодует киевлянка Оксана Сергиенко.
"Возобновление дистанционного обучения, конечно, не самый хороший вариант как для родителей, которые оказываются привязанными к детям и не могут ходить на работу, так и для самих детей, которые лишены живого общения со сверстниками и учителями", - добавляет Александр Гук.
А живое общение со сверстниками - не менее важный аспект образования, чем само получение знаний.
"Если ребенок привыкнет постоянно сидеть за компьютером, то потеряет вкус к жизни, - говорит "Апострофу" Елена Савинова – мама столичного выпускника, которой имеет все шансы учиться удаленно в вузе. – Когда ребенок ходит в школу, то знает, что нужно собраться, чисто одеться, покушать… А за компьютером он просто расслабляется. Таким образом, ребенок не сможет социализироваться. После 14-ти лет основной вид деятельности ребенка – общение. В школе же дети отрабатывают будущие модели поведения, общаясь со своими сверстниками. Они учатся любить, ревновать, говорить "нет", приводить аргументы. И если пропустить этот этап взросления, то потом будет уже поздно. Ребенок будет травмирован".
Тем не менее, если в конце лета статистика инфицирования коронавирусом резко поползет вверх, живое общение придется отложить, ведь здоровье детей важнее.
"Лучше заниматься с ребенком дома, чем потом заниматься с ребенком интенсивной терапией. Если эпидемиологическая ситуация будет требовать возобновления карантина, то деваться некуда. Хоть это и не радует. Вести ребенка в переполненный класс, а классы у нас почти все переполнены – не лучший вариант, если каждый день выявляют по тысячи новых инфицированных коронавирусом", - сетует Александр Гук.
Здоровье важнее?
Но действительно ли образовательный карантин способен сохранить здоровье детей? Как рассказала "Апострофу" жительница Киева Марианна, в результате дистанционного обучения, здоровье ее двух дочек напротив ухудшилось.
"Слышала, что дистанционное образование хотят вводить на постоянной основе. Я и двое моих дочек восприняли эти новости с ужасом, - жалуется Марианна. – Дело в том, что для моих дочерей дистанционное образование обернулось постоянным стрессом и проблемами со здоровьем. Например, старшая дочка закончила пятый класс. У ребенка сбился режим дня. Если раньше она вставала в 7-7:30, а ложилась спать в 21:00 и все успевала, то на протяжении так называемого дистанционного обучения она начала очень уставать, стала ложиться поздно, спать до 10 утра. У нее значительно ухудшилось зрение. У старшей дочки близорукость, и врач-офтальмолог категорически запретил ей разные гаджеты: максимум 30 минут в день ей можно. А дистанционное образование привязано к гаджетам. Ребенок стал меньше двигаться, не хотел выходить на улицу. На каналах были организованы телеуроки. Но в перерывах между телеуроками появлялась реклама и новости. Ребенок знал все: и Зеленского, и политику, и коронавирус. Зачем это ребенку? Зачем его еще больше вводить в стресс?".
Пострадало от дистанционки и качество учебного процесса у младшей дочери Марианны.
"Моя младшая дочь гиперактивна: ей тяжело заставить себя сесть и сделать уроки. Все родители знают, что учебная информация, которая подается родителями, хуже воспринимается, чем когда информацию подает посторонний человек – учитель. Когда я пыталась учить младшую дочь, то она меня не воспринимала. В результате за 200 гривен в час мне пришлось нанимать репетитора, который имеет опыт преподавания в младших классах. Поэтому дети были очень расстроены дистанционным обучением. И если кто-то говорит, что дистанционное обучение - это вопрос здоровья детей, то здоровье моих детей только ухудшилось и до сих пор не может прийти в норму", - резюмировала киевлянка.
Действительно, по словам Елены Савиновой, для детей младшего школьного возраста и их родителей удаленное обучение превращается в тяжелое испытание.
"Такие дети не могут находиться у экрана монитора дольше 10-15 минут, чтобы постоянно удерживать внимание, - отмечает Савинова. – Но чиновники нашим родителям постоянно прививают чувство вины. Мол, это же ваши дети, вы же их рожали, так теперь давайте занимайтесь ими. Но заниматься и учить это разные вещи. Функция родителей – любить ребенка и поддерживать его несмотря ни на что. Но эта задача плохо сочетается с установлением личностных рамок. А вот педагог как раз должен выстраивать рамки, показывать, что социально приемлемо, а что нет. Государству очень удобно переложить функции всего на родителей под предлогом коронавируса. А ведь родителям еще нужно еще как-то работать, чтобы кормить детей".
Между тем, совсем отказываться от бонусов удаленки было бы неправильно. Сочетать онлайн с классно-урочной системой выгодно для самих же детей.
"Онлайн-образование может быть только вспомогательным. Например, если ребенок особо интересуется каким-то предметом, он может прослушать еще дополнительные лекции выдающих специалистов, скачать более расширенный учебник. Поэтому совмещать можно, но только лишь одно онлайн-образование — это неправильно. Социальные и когнитивные последствия онлайн-образования еще не изучены, ведь никогда в мире такого не было", - резюмировала Елена Савинова.