RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Как пригнать хороший автомобиль из-за границы и не попасться на удочку мошенников: советы экспертов

Фото: Getty images

На авторынке Украины после эпопеи с "евробляхами" возник новый тренд: многие стремятся пригнать автомобиль из США или Канады. Купленная на заграничном аукционе машина с незначительными повреждениями - финансово выгоднее даже с учетом доставки из-за океана, ремонта и всех таможенных сборов. Поэтому, несмотря на большой риск быть обманутым, украинцы продолжают покупать авто таким образом. "Апостроф" узнавал, как обезопасить себя при выборе фирмы-посредника и все-таки получить желанный автомобиль.

Лучший автомобиль – не из Украины

Несмотря на то, что отечественный автомобильный рынок изобилует предложениями, украинцы продолжают искать для себя транспортные средства в другой части света. Для нашего менталитета традиционно искать за границей - там рынок насыщеннее, а значит, дешевле и качественней. Действительно, автомобили, которые обслуживаются в Европе, США, Канаде или Азии имеют лучшее техническое состояние, чем наши аналоги. В первую очередь, это зависит от качества топлива, дорог, запчастей и ремонтных работ, которые проводятся на сертифицированных сервисах, а не "на гаражах", как привыкли у нас.

Рынок подержанных автомобилей в США очень разнообразный: за условно небольшие деньги на аукционе можно приобрести достойное транспортное средство с незначительными повреждениями. Как правило, такие автомобили имеют официальную техническую историю, сервисные книжки, а их продажей занимаются страховые компании.

В США, Канаде или Корее отсутствует понятие "скручивание пробега автомобиля", там это уголовно наказуемо. Страховая компания не будет годами продавать поврежденный в ДТП или конфискованный за долги автомобиль. Поэтому за 3-4 тысячи долларов спокойно можно подобрать 5-летнее авто с честным пробегом и официальным обслуживанием. Даже с учетом доставки, таможенных процедур и ремонта, новое транспортное средство обойдется в разы дешевле, чем аналогичные предложения в Украине.

Однако львиную долю платежей придется отдать за логистические расходы, таможенные и брокерские услуги, комиссию агентству, которое будет заниматься подбором авто. Дальше на территории Украины ожидает процесс сертификации, растаможка, постановка на учет. Логично, когда сумма расходов на доставку и растаможку в два раза превышает стоимость автомобиля, всегда есть соблазн сэкономить. В свою очередь, нечистые на руку дельцы пользуются этим сполна.

"Покупка автомобиля без его предварительного осмотра – это покупка кота в мешке. Кот может оказаться не таким, а может быть даже не котом. Так и с автомобилями из США или Кореи – не может торговать ими компания с офисом в жилом доме, где есть только стол, стул и ноутбук. Или хороший знакомый знакомого, который согласился помочь", – рассказывает "Апострофу" директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров(ВААИД) Олег Назаренко.

Как не купить кота в мешке

Задача мошенников – выманить деньги и скрыться из поля зрения заказчиков и правоохранительных органов. При этом используются отработанные десятилетиями схемы: стандартное обещание найти дешевле, вызвать у жертвы соответствующие эмоции, а далее - на их фоне провернуть аферу.

Фото: Getty images

"К нам на работу пришел новый сотрудник. Спустя некоторое время он узнал, что я через менеджеров выбираю себе автомобиль в США, предложил помочь и сэкономить на их услугах. В процессе поиска автомобиля он показал информированность в этом вопросе, у него был свой аккаунт на аукционной площадке, сказал, что у него есть скидки. Выиграв торги за автомобиль, я передала ему деньги для оплаты покупки и комиссии аукциона. Спустя пару дней купленный нами автомобиль снова оказался в продаже. Сам сотрудник объяснил, что это может быть связанно с неправильным оформлением лота, успокоил, что деньги можно будет вернуть или выиграть торги еще раз. Что и было сделано. Далее он пообещал сопровождать сделку до конца, помочь приобрести оригинальные запчасти, чтобы они были доставлены в одном контейнере с автомобилем. Оставалось только дождаться, когда в порт Одессы придет судно с контейнером, в котором находится мой автомобиль. Потом он стал все реже появляться на работе, ссылаясь на семейные проблемы, а после и вовсе пропал. Через неделю мой знакомый сбросил мне ссылку на тот же аукцион, где продавали купленную мной машину, которая уже якобы была на пути в Украину", – рассказывает собеседница "Апострофа", которая просила не называть ее имя.

Поиски сотрудника-мошенника результатов не принесли. Обращение в правоохранительные органы тоже закончилось ничем – уголовное производство открыли, но спустя некоторое время закрыли. По словам собеседницы издания, следователь заявил, что в отношении данного лица уже подано несколько десятков заявлений о преступлении, и вообще, подобные случаи не единичны.

В данном случае мы видим классический "развод" на доверие. Даже в случае задержания злоумышленника, что-то предъявить ему будет сложно – жертва добровольно отдала свои деньги. Сами же услуги предоставлялись по устной договоренности.

"Если это компания по доставке автомобилей, которой вы внесли предоплату, и у вас есть подписанный договор, то можно обращаться в правоохранительные органы. Но, как правило, у таких компаний нет своего имущества, а сама фирма оформлена на подставное лицо. В лучшем случае суд обяжет подставного собственника выплачивать вам компенсацию. А это может быть безработный житель какого-то глухого села. В случае с частным лицом – это гражданско-правовые отношения: идите в суд и доказывайте, что он вам что-то обещал. По букве закона, здесь нет никакого мошенничества, вы сами все отдали добровольно", – объясняет изданию Назаренко.

По его словам, в ассоциацию постоянно поступают жалобы от граждан, ставших жертвами аферистов. Схемы традиционные: компании берут авансовые платежи от клиентов, но обещанного автомобиля так и не предоставляют. При этом ситуация не меняется уже несколько лет подряд.

"Есть компании, которые продают мифические автомобили – их нет, а они продают. Дают гарантию, что доставят все "под ключ", а потом годами морочат голову. При этом договор составлен так, что вы не сможете отказаться от их услуг и забрать свой аванс. Такое чувство, что на рынке работают одни и те же, у которых есть хорошее прикрытие. А нашим людям, сколько не объясняй, все равно верят в сказки", – говорит эксперт.

Фото: Getty images

Минимизируем риски

Опрошенные "Апострофом" эксперты отмечают, что покупка автомобиля в Америке или Корее – это всегда риск для покупателя. Клиенту остается только довериться фирме, которая обещает предоставить весь комплекс услуг. Поэтому очень важно зафиксировать все спорные моменты в договоре. Выбранный автомобиль может оказаться не такого качества или сумма платежей будет намного выше, чем было оговорено до покупки. Также стоит обратить внимание на транспортировку авто: зачастую американцы не сильно стараются аккуратно его погрузить. Для сотрудника транспортной компании - это всего лишь автомобиль, который уже списан страховой компанией для продажи на запчасти. Поэтому новых вмятин или царапин лакокрасочного покрытия не избежать.

"В случае с США вы покупаете авто по фото, которое не дает полной информации о всем объеме ремонта. На фото может быть разбит бампер, крыло и фара, а по факту, например, будут пробиты радиаторы, блок управления электроникой или нарушена геометрия кузова. Следовательно, стоимость ремонта возрастет в разы. Не забывайте, что вы покупаете б/у товар, а наше законодательство не регулирует процесс его гарантии или возврата. Поэтому перед подписанием договора, стоит взять с собой хорошего юриста, который внимательно изучит документ, все форс-мажоры, отступные. Бывают случаи, когда договор умышленно составляют непонятно, чтобы избежать претензий", – рассказывает изданию аналитик проекта AUTO.RIA Остап Новицкий.

По его словам, при выборе компании необходимо обращать внимание на ее репутацию, реальные отзывы клиентов, офис и площадку автомобилей возле него. Представитель фирмы должен показать весь пакет документов своей деятельности, разрешений и лицензий. Перечень платежей должен быть сформирован прозрачно и понятно, без дополнительных расходов в будущем. Не будет лишним, если компания предоставит фотоотчет с момента отгрузки автомобиля с площадки аукциона до погрузки в контейнер в порту. Важно документально зафиксировать возможность отказа от автомобиля с последующим возвратом потраченных средств.

По словам адвокатов, опрошенных "Апострофом", полиция очень редко расследует случаи мошенничества при покупке автомобиля. Более того, даже бывают случаи, когда правоохранительные органы отказываются регистрировать заявление о преступлении. В таком случае потерпевший может обратиться с жалобой к следственному судье, который должен обязать внести данные в Единый реестр досудебных расследований. Однако это не повысит шансы того, что злоумышленник будет найден и наказан, считает адвокат, кандидат юридических наук Армен Нерсесян.

"Полиция очень редко реально расследует случаи такого мошенничества. По сути, есть единичные случаи, когда такие дела доводят до суда. Связано это, во-первых, с загруженностью и нехваткой следователей. Во-вторых, низкой квалификацией органов досудебного расследования. В-третьих, люди сами часто недостаточно тщательно оформляют документы на лицо, которое уполномочено пригнать машину", – заявил "Апострофу" Нерсесян.

Похоже, что обещание новой власти сделать покупку автомобиля доступной для украинцев, остается только обещанием. Цены в автомобильных салонах заставляют ваши глаза непроизвольно увеличиваться, а цены на вторичном рынке, мягко говоря, не совсем адекватные, в сравнении с той же Литвой. Поэтому отечественные автомобилисты будут продолжать поиски альтернативы за границей, а значит, и мошенники не останутся без работы.

Читайте также