В ночь на 29 июля в Беларуси правоохранители задержали 33 российских наемника, которые, по информации КГБ республики, - члены частной военной компании Вагнера. Позже стало известно, что некоторые из задержанных имеют украинское гражданство и принимали участие в боевых действиях на Донбассе. Украинские власти заявили, что будут требовать от Беларуси экстрадиции наемников, совершавших преступления на оккупированных территориях востока. Есть ли реальные шансы на такую экстрадицию и что могут рассказать профессиональные боевики, если окажутся в Украине, разбирался «Апостроф».
Громкое задержание
Информацию о том, что среди задержанных в Беларуси есть боевики, которые воевали на Донбассе, подтвердил россиянин Захар Прилепин, занимавший пост политрука батальона спецназа так называемой армии "ДНР".
«Есть там два или три бойца из моего батальона. Собственно, если не десятки, то сотни людей работают в ЧВК и участвуют в боевых конфликтах», - сказал Прилепин.
Своим заявлением Прилепин, конечно, испортил карму «вагнеровцам», ведь если боевики «отличились» на Донбассе, да еще и имеют украинское гражданство, значит Украина просто обязана ими заинтересоваться.
Правда, российская сторона украинское гражданство части наемников отрицает.
«Мы не признаем их украинского гражданства. Они граждане России», - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Но это и понятно, ведь, по словам опрошенных «Апострофом» экспертов, если «вагнеровцы» попадут в Украину, то могут стать уникальными свидетелями.
Что расскажут боевики
«Они могут рассказать массу интересных подробностей: кто, где и как командовал на Донбассе. Какие советники приезжали из РФ, где располагались, их позывные, контакты. Также они могут рассказать об операциях в Сирии, Судане и везде, где они воевали. Могут и сдать своих подельников», - поясняет «Апострофу» экс-сотрудник СБУ Иван Ступак.
Бывший глава службы внешней разведки Николай Маломуж уверяет, что показания «вагнеровцев» могут стать реальными доказательствами российской агрессии в Крыму и на Донбассе.
«Это очень опасно для РФ, так как это конкретные свидетели, которые могут дать показания в отношении тех, кто их готовил, с какой целью, какие были подготовительные операции. Они могут разблокировать весь закрытый пакет, который звучал с нашей стороны, но прямых показаний, а, тем более, о прямых исполнителях и организаторах этих операций практически не было известно. В суде никто не давал таких показаний», - комментирует «Апострофу» Маломуж.
Но с чего бы вагнеровцам давать такие показания? Например, когда в Украине шел судебный процесс в отношении задержанных на Донбассе разведчиков ГРУ Евгения Ерофеева и Александра Александрова, никаких сенсационных данных россияне не сообщили украинскому следствию. Однако, по словам Ивана Ступака, сотрудники спецслужб и солдаты удачи, которыми являются «вагнеровцы», - две большие разницы.
Боевики ЧВК "Вагнер" в Сирии
«Вагнеровцы» - просто мясо. Это люди, которые готовы за 2-5 тысяч долларов взять в руки автомат и ехать в любую точку земного шара, понимая, что это может быть их последняя поездка. А если не последняя, то они неплохо заработают. Они просто умеют стрелять, но они не сотрудники спецслужб, они просто солдаты удачи: повезло выжить, получил деньги, вот и хорошо. Они не обладают специальными способностями навыками и умениями. Но могут рассказать об операциях на Донбассе», - подчеркнул Ступак.
В конце концов, боевики ЧВК Вагнера - отличное пополнение обменного фонда.
«Процесс возврата наших пленников не завершен. И «вагнеровцы» - те люди, кого русские будут менять, ведь даже рядовые бойцы участвовали либо в боевых действиях, либо в охране объектов, входящих в сферу российских интересов далеко за пределами России», - уверяет «Апостроф» аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич.
Соответственно, экстрадиция «вагнеровцев» в Украину – крайне нежелательный сценарий для Кремля.
Игра Лукашенко
Очевидно, что «Путин приложит все усилия, чтобы экстрадиции не было, и даже если будут какие-то попытки со стороны Беларуси, РФ не допустит экстрадиции», - уверяет Маломуж.
При этом, формально для экстрадиции боевиков нет никаких препятствий.
«Если там есть граждане Украины, а я не исключаю, что такие есть, то мы в праве рассчитывать, что такая экстрадиция состоится, так как все необходимые межгосударственные документы у нас подписаны и на этапе следствия, и на этапе судебного рассмотрения, исполнения наказаний. Тут нет никаких проблем. Для этого нужна только политическая воля», - говорит «Апострофу» экс-посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный.
Будет ли у Беларуси политическая воля «слить» боевиков – вопрос пока открытый. С одной стороны, «Александр Лукашенко исповедует определенное политическое единство, и он не может не ориентироваться на позицию Москвы», - уверяет Бессмертный.
«Беларусь будет реагировать, в первую очередь, на Россию и будет уходить от вопросов экстрадиции любыми способами, например, затягивать следствие. Или договорятся с Путиным, что «вагнеровцев» просто вернут, ведь с юридической точки зрения они ничего реально не совершили, поэтому их выдворяют из страны», - добавляет Маломуж.
Но с другой стороны, громкое задержание боевиков – акт открытой конфронтации Минска с Москвой.
«Все зависит от игры, которую ведет Александр Лукашенко. Он пошел на повышение ставок – прямо обвинил Россию. А ведь они долгое время вместе сотрудничали и РФ использовали Беларусь как транзитный пункт, ФСБ очень тесно сотрудничало с КГБ. Они работали вместе, а здесь Лукашенко решил сдать подельника», - констатировал Иван Ступак.
Александр Лукашенко
При этом, Батька продолжает обострять ситуацию. Так, по словам министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, МИД Беларуси передал украинской стороне список задержанных граждан Украины. Всего семь человек.
Более того, «МИД Беларуси обратился к нам с просьбой передать указанный документ компетентным органам Украины для проверки на предмет совершения данными лицами преступлений в нашем государстве и участия в военных действиях», - отметил Кулеба.
А если Беларусь сама просит Украину проверить боевиков, логично предположить, что дела у них плохи.
«Светить» имена вагнеровцев - это было политическое решение. Сказать, что это Россия, это политическое решение. Пригласить посла Украины для разговора о дальнейшей судьбе вагнеровцев - тоже политическое решение. Официальный Минск дает пас официальному Киеву», - уверяет Игар Тышкевич.
Что же делает Киев? Пока не очень много.
«Мы материалы (по «вагнеровцам» – «Апостроф») подготовили и передадим в Генпрокуратуру, и процедурой уже будут заниматься они», - пояснила изданию пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская.
Впрочем, активность Лукашенко вполне может оказаться блефом с целью шантажа России.
«При всех внешне активных действиях против «вагнеровцев», Лукашенко страхуется от любых действий, направленных на дестабилизацию, даже со стороны России и делает на этом пиар. Россия хочет с помощью такого механизма дезориентировать Лукашенко, запугать, влиять, чтобы с одной стороны он делал резкие движения, а с другой стороны - договаривался с РФ как дальше действовать. Это стратегия информационных и оперативных мероприятий, направленная на сдерживание независимости Беларуси и лично Лукашенко», - резюмировал Маломуж.