С начала августа городские главы и горсоветы Луцка и Тернополя протестуют против включения их городов в "красную" зону карантина в связи с распространением коронавируса Covid-19. С 4 августа к ним присоединился и Львов, который попал в "оранжевую" зону.
"Апостроф" пообщался с мэром Черкасс Анатолием Бондаренко, который в свое время первым в Украине отказался от карантинных ограничений.
- Как бы вы оценили то, что Луцк и Тернополь отказались усиливать карантин?
- Я могу сказать только то, что городским главам на месте гораздо лучше видно ситуацию. И поверьте мне, что они более ответственны за жизнь населения, чем органы государственной власти.
- Но "красная" зона наоборот вводится для безопасности людей. Разве нет?
- Я положительно отношусь ко всяким ограничениям. Но они должны основываться на научном подходе. Имею в виду не только количество больных, но и какую компенсацию получат местные бюджеты с центрального.
Я вам откровенно скажу, что за весь этот период ни одного аппарата ИВЛ город Черкассы не получило. Костюмов защиты и других материалов к нам поступило всего на 900 тыс. грн. а мы потратили 98 млн грн. Кроме того, мы недополучили в наш бюджет 150 млн грн.
А эти сказки со слов премьер-министра, что, мол, "мы там кому-то что-то компенсировали". Хочется, чтобы он приехал и посмотрел в глаза людям, которые закрыли свои производства и не открылись. У нас 30% предпринимателей не возобновили свою работу. Такой должен быть диалог.
И я понимаю моих коллег - мэров. Потому что можно закрыть все - вопросов нет, возможно, в этом есть какая-то логика. А как будет дальше, если не будет, чем платить врачам и учителям? Будут кивать на премьер-министра? Нет. Будут кивать в первую очередь на мэра.
- Если бы так случилось, что Черкассы оказались в "красной" зоне, вы приняли бы такое же решение или согласились на ограничение?
- Я не знаю, какое я бы принял решение. Я бы базировался исключительно на научном подходе. Смотрел бы, что это за ограничения. Но я считаю, что они лишние. Нужно просто четко соблюдать использование средств защиты, правила личной гигиены и чтобы у людей правильно формировался иммунитет. Ибо все ограничения, которые мы приняли в первый раз, когда мы остановили плановые операции и лечение в специализированных медучреждениях, по моему мнению, это привело к гибели большего числа людей, чем от коронавируса.
Статистика по нашей области просто поразительна. С первого января по конец мая в Черкасской области умерло 6500 "с хвостиком" человек. Из них - 19 человек от коронавируса, 3500 - от сердечно-сосудистых заболеваний, 1500 - от онкозаболеваний, 38 - от суицида. Я уверен, что среди них много людей, которые не получили помощь в ходе плановых операций.
Поэтому я вам скажу, что Covid-19 будет казаться легкой прогулкой по сравнению с такими болезнями, как туберкулез, онкология, сердечно-сосудистые и многие другие.
- Первый заместитель городского главы Луцка Григорий Недопад сказал, что введение новых ограничений грозит большими бунтами. Вы согласны с этим?
- Понятно, что это чревато большими бунтами. И это не очень хорошо в данной ситуации. Сейчас пламя тлеет. И не дай бог какая-то искра, все это может представлять даже угрозу национальной безопасности. Все эти решения надо принимать с холодной головой. Общество сейчас нервозное, и любые бунты могут привести к расколу страны.
Членам Кабмина и премьеру нужно снять шляпы и сесть за стол переговоров. Если нужно, я могу выступить модератором этого диалога. Я понимаю, что никаких бунтов не может быть. Но когда центр искусственно затягивает пояса, а при этом закон действует на отдельные категории, а не действует на избранных, то это плохо.
- Если будет "вторая волна" коронавируса, и люди будут болеть даже более массово, чем сейчас, вы поддержите ограничения?
- Я буду смотреть на месте, и в первую очередь будем советоваться с врачами. Но если и будем ограничивать, то совсем не так, как было впервые. Первая стратегия была совершенно не верна.
И за заявления, которые делал главный санитарный врач Ляшко, мол, мы напугали людей, что они не ходили в парк, он должен отвечать перед законом. Потому что это госслужащий, который своими заявлениями ввел в заблуждение общество и своими действиями, по моему мнению, привел к ограничению прав и свобод граждан.