Празднование иудейского Нового года — Рош ха-Шана — в Умани оказалось под угрозой срыва из-за карантинных ограничений.
Мэр города Александр Цебрий опасается приезда большого количества брацлавских хасидов, которые ежегодно посещают эти места, чтобы отметить праздник на могиле основателя их течения раби Нахмана. Многие из них приедут из Израиля, который сейчас находится в "красной" зоне по COVID-19.
При этом для брацлавских хасидов нет альтернативы посещению Умани. Они представляют ультраортодоксальное течение иудаизма, а посещение могилы раби Нахмана на Рош ха-Шана является важнейшей частью их традиций.
Журналист "Апострофа" поговорила с мэром Умани Александром Цебрием, который в ночь с 17 на 18 августа ночевал в Киеве под Офисом президента. Он хочет добиться встречи с президентом Владимиром Зеленским, чтобы рассказать ему о сложившейся ситуации.
Кроме того, мы связались с Объединенной еврейской общиной Украины, чтобы получить ответы на главные вопросы о приезде хасидов в Украину.
Позиция мэра Умани
- Кабмин принял решение об ограничении на посещение паломниками-хасидами Умани на период празднования Рош ха-Шана в этом году, это и было ваше требование. Почему вы еще здесь?
- Мы видели, что печатали в СМИ, но мы не видели этого документа, и это вообще не является документом. Регламентировать порядок посещения иностранцами города Умань во время Рош ха-Шана, возможно только через решение государственной комиссии ТЭБ и ЧС.
Сейчас действует решение комиссии от 11 августа, согласно которому, от 5 тысяч паломников имеют право приехать на территорию города. Это решение пока не отменено и не изменено. Поэтому видение Кабмина — это очень хорошо, но я бы хотел, чтобы оно было сформулировано более четко, понятно для специалистов, которые будут воплощать в жизнь это решение, и оно должно быть проведено только решением государственной комиссии ТЭБ и ЧС.
- Возможно, стоило бы подъехать в Кабмин, и объяснить, почему их решение не решает проблему? Почему вы ждете именно Владимира Зеленского?
- Если кто-то из представителей Кабмина позвонит и пригласит к разговору, или же из Верховной Рады, или от господина президента, любой орган, который реально решает этот вопрос, пожалуйста, я готов подойти и донести свою позицию.
- А пытались ли вы связаться с кем-то из представителей этих органов?
- Мы писали письма во все инстанции, но ответа так и не получили. Я приехал и написал обращение к президенту. Вчера был на заседании государственной комиссии ТЭБ и ЧС, где были представители всех министерств. И когда губернатор Черкасской области трижды поднял вопрос, что он обеспокоен той ситуацией, которая может возникнуть из-за празднования Рош ха-Шана, его прервали и заявили, что вопрос окончательно решен.
И так отвечают в Кабинете министров. Так к кому мне еще оставалось идти? Я приехал к президенту.
Александр Цебрий
- Вы говорили, что готовы блокировать город, в случае массового приезда паломников-хасидов, вы до сих пор рассматриваете такой вариант?
- Я готов к любым мерам, которые будут соответствовать действующему законодательству для того, чтобы обезопасить жителей Умани и сохранить их здоровье. В начале вспышки коронавируса мы уже вводили подобные меры по блокированию города, и они были очень действенными. Весь транзитный транспорт не проходил через наш город, тем самым к нам дополнительно не попадали зараженные COVID.
Это было бы действенным шагом и сейчас, но я не хочу причинять неудобств решением местной комиссии ТЭБ и ЧС для тех же паломников, потому что это должно быть отрегулировано на уровне государства.
Человек заплатил деньги за тур, прилетел в Украину, подъехал к Умани, а здесь его не пускают. Это будет не по-человечески и непонятным ни для кого. Поэтому государство сегодня должно выступить с заявлением, как это сделали в Израиле. В Министерстве здравоохранения этой страны заявили, что они против традиционного празднования Рош ха-Шана, что они не будут отправлять в Украину своих правоохранителей для усиления безопасности, и обратились к украинским властям с просьбой запретить празднование иудейского Нового года.
Мне кажется, что с нашей стороны должно быть соответствующее заявление.
- Кроме того, что каждый год в Умань съезжаются десятки тысяч паломников, многие из них постоянно проживают в городе и имеют свои общины, как они относятся к запрету?
- В Умани на постоянной основе проживают представители паломников, их основная деятельность - зарабатывать деньги на самих паломниках, которые приезжают на территорию города. У них такой бизнес. Я понимаю так, что они отстаивают свою предпринимательскую деятельность, и они хотят заработать.
Я не против, пусть зарабатывают, но не вопреки сохранению здоровья жителей Умани.
- То есть город от этого вообще ничего не получает?
- Если говорить языком цифр, то у нас на территории города есть гостиницы, большая часть из которых построена незаконным способом, и в бюджет средства практически не платят. 90% этих отелей, или даже больше, это собственность паломников-хасидов, которые купили частный дом, сделали из него отель, там проживают люди, но средства в местный бюджет не поступают оттуда. Такое у нас законодательство.
В прошлом году, в период паломничества хасидов, город получил от деятельности именно жителей Умани 7 млн гривен, из них 2,5 млн гривен мы заплатили за вывоз мусора, который образовывался на празднествах.
Хасид в Умани
Раньше это делал фонд раби Нахмана, который последние три года отказывается нести финансовые нагрузки, и нам приходится тратить средства из местного бюджета на это, и на кучу других статей расходов.
Поэтому вопрос большой доходности от паломничества хасидов достаточно спорный. И даже каким бы он ни был, мне дороже жизни и здоровье жителей Умани.
- А какая сейчас ситуация с заболеваемостью в Умани?
- На сегодняшний день у нас пока 11 человек с подтвержденным диагнозом COVID-19, еще у двоих есть подозрение.
- Сколько вы еще готовы здесь стоять? Будете продолжать ждать Зеленского?
- Я не верю, что господин Зеленский может не услышать стотысячный город. Я не верю, что может быть принято такое решение, которое допустит приезд людей из красной зоны из-за границы, где есть вспышки коронавируса, на территорию нашего города. И я ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих, но это опасно.
Я надеюсь, что все же найдут время ко мне выйти, мы пообщаемся, я объясню свою позицию, и думаю, что господин президент даст соответствующие указания. И мы получим правильное и законное решение ТЭБ и ЧС.
- Если же вас не послушают, и решение принято не будет, тогда будете блокировать город? Или есть еще какие-то варианты?
- Мы будем прибегать ко всем законным мерам, которые находятся в компетенции Уманского горсовета, местной комиссии ТЭБ и ЧС, и лично моей. Все возможно. Как я уже сообщал жителями Умани, я буду делать все возможное и невозможное для их здоровья и жизни.
Позиция Объединенной еврейской общины Украины
- Как вы относитесь к сопротивлению руководства Умани приезду хасидов в город в этом году?
- Вчера руководитель Объединенной еврейской общины Украины Михаэль Ткач сказал, что с пониманием относится к действию мэра Умани. Александр Цебрий — это представитель своей громады. Можно понять опасения общественности по поводу приезда многочисленного количества паломников из Израиля, который находится в "красной" зоне.
Но запрета на приезд – не было. Во вчерашнем заявлении МВД говорится об ограничениях, а не о запрете. Это манипуляция СМИ.
Кроме того, нам известно, что там уже присутствует определенное количество паломников. То есть технически запретить паломничество уже невозможно.
Хасиды
- Есть ли еще в Украине города, которые могли бы хотя бы частично заменить Умань в плане религиозной значимости для хасидов?
- Дело в том, что в Умань осуществляют паломничество только брацлавские хасиды, при этом в Украине зародилось порядка 50 течений хасидизма.
Для брацлавских хасидов в Украине нет альтернативы могилы цадика Нахмана. У других учений хасидизма есть другие места для паломничества. Например, у любавического хасидизма, который очень распространен на территории Украины, это город Гадяч. Там находится могила Алтер Ребе. Но для брацлавских хасидов альтернативы не существует.
- Есть хотя бы примерное представление, сколько паломников в этом году можно ожидать? В СМИ фигурировала цифра от 5000 до 10000 человек. Это близко к реальному?
- Это цифра из воздуха. Никогда и никто их не считал. Даже в Умани нет единого центра брацлавских хасидов. Там есть несколько групп влияния, которые между собой их не суммируют. Это все от балды.
- На сколько эта ситуация оскорбительна и не повлияет ли она на отношение к Украине среди хасидов?
- Ситуация становится оскорбительной только тогда, когда начинаются манипуляции в СМИ с некорректной подачей информации. Например, когда пресса начала писать о якобы существующем запрете, которого нет.
Был еще момент, когда брацлавские хасиды начали обвинять мэра в антисемитизме, хотя ничего такого там не было. И Александр Цебрий в письме Объединенной еврейской общине Украины опроверг антисемитизм и объяснил свои мотивы.
Эта проблема никак не повлияет на отношение брацлавских хасидов к Украине, поскольку это вообще не вопрос еврейской общины. Это вопрос двух государств – Украины и Израиля. А еще сохранения диалога, жизней и здоровья, которые являются высшими ценностями.
Мы не выступаем ни за, ни против этого. Просто пытаемся отстаивать объективную позицию, чтобы нивелировать манипуляции любой из сторон.