RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Зараженные отходы и грязная вода: как Украина провалила профилактику COVID-19

Технологии очистки питьевой воды в Украине устарели, а процесс утилизации медицинских отходов не контролируется

Вода питьевая Коронавирус Апостроф Фото: Getty images

Клубы густого аэрозольного дыма на улицах городов, сотрудники эпидемиологических служб в футуристических костюмах биологической защиты, обеззараживание воды – так в мире начиналась борьба с пандемией коронавируса и так она продолжается по сей день. В Украине подобных профилактических мер никто не предпринимал. Максимум, на что сподобились коммунальщики в городах страны – протирать смоченной в антисептике тряпкой поручни в общественном транспорте. Между тем, согласно рекомендациям ВОЗ, меры биологической профилактики являются важным инструментом сдерживания инфекционных заболеваний. Как с этим обстоят дела в Украине, разбирался "Апостроф".

Вода

В конце июля Всемирная организация здравоохранения выпустила техническую записку "Водоснабжение, санитария, гигиена и утилизация отходов в связи с распространением вируса". В этом документе содержатся рекомендации для стран, по внедрению профилактических мер в борьбе с пандемией.

Масштабный блок рекомендаций касается водоснабжения. И хотя в ВОЗ отмечают, что "данные исследований не позволяют говорить о способности вируса сохраняться в питьевой воде, безопасное водоснабжение имеет важнейшее значение для предупреждения передачи инфекций и охраны здоровья человека во время вспышек любых инфекционных заболеваний, включая коронавирусную инфекцию".

Когда весной в Украине действовал жесткий локдаун, в "Киевводоканале" поспешили успокоить потребителей, мол, дополнительные меры по очищению и обеззараживанию питьевой воды в связи с введением карантина не нужны.

Действительно, ВОЗ подтверждает, что традиционных методов очистки воды хлором или ультрафиолетом, вполне достаточно. Однако, по словам экс-главы Госэкоинспекции Егора Фирсова, "традиционные методы" очистки воды в Украине и в Европе – это, как говорится, две большие разницы.

"И без коронавируса вода из крана по всей территории не соответствует нормам. Особенно в летний период, когда баланс воды падает. Модернизация большей части водоканалов страны происходила еще в советское время. Все они старые. Иногда это XIX и даже XVIII век, когда они вообще создавались вместе с городами. Способы очистки нашей воды устаревшие. Поэтому если в Европе воду из крана можно пить практически везде, то у нас наоборот: воду из крана мы не можем пить практически нигде", - поясняет "Апострофу" Фирсов.

Более того, по словам экс-чиновника, из года в год качество воды в Украине ухудшается. "Водоканалы берут воду из рек для ее потребления, но происходит и сбрасывание вредных веществ из канализации в реки. Например, Днепр мелеет, вода не успевает очищаться и становится все хуже", - резюмировал Егор Фирсов.

А сточные воды, без надлежащей очистки, по мнению ВОЗ, несут потенциальные риски для распространения пандемии. Пока в ходе исследований в сточных водах были обнаружены фрагменты РНК коронавируса, не способные к инфицированию. Но микробиологический мониторинг сточных вод может помочь спрогнозировать вспышки коронавируса, ведь согласно исследованиям ученых Австралийского национального университета, COVID-19 в кале может появляться за неделю до появления первых симптомов инфицирования.

"В настоящее время во многих странах проводятся исследования по выявлению нежизнеспособных фрагментов вируса в сточных водах и шламе. Данные мониторинга COVID-19 могут использоваться, например, для прогнозирования случаев резкого роста заболеваемости за 5–7 дней до их выявления медицинскими учреждениями и органами здравоохранения", - отмечают в ВОЗ.

В Украине такое исследование провели лишь раз, еще летом. Были проверены сточные воды водоканалов Киева, Чернигова, Черновцов и Ужгорода. Но, похоже, чиновники и сами не понимали зачем это делали. Так, по итогам проверки на сайте "Киевводоканала" появилось сообщение, которое успокаивало киевлян, мол COVID-19 в стоках нет, а значит и заразиться невозможно. Хотя повторимся, дело не в заражении, а в мониторинге с целью прогнозирования развития пандемии.

Фото: Getty images

Утилизация отходов

Согласно рекомендациям ВОЗ, в рамках биологической защиты особое внимание следует обращать на проблему утилизации зараженных отходов в больницах (маски, защитные костюмы, перевязочные материалы). Такие отходы необходимо собирать в контейнеры с пакетами и обезвреживать. "Предпочтительными методами обезвреживания является высокотемпературная обработка, сжигание в двухкамерной печи и стерилизация в автоклаве", - отмечают в ВОЗ.

В принципе, так делают в Китае и Европе. Более того, в ходе конечного цикла переработки, пепел от сжигания медицинских отходов используется при изготовлении цемента и тротуарной плитки.

А как в Украине? По оценкам экспертов, и без коронавируса, одна терапевтическая койка генерирует около 2 килограмм медицинских отходов в сутки. Очевидно, что инфекционная койка, где лежит больной COVID-19, генерирует, как минимум, в два раза больше.

"А это сотни тысяч тонн отходов", - поясняет "Апострофу" доктор медицинских наук Сергей Куцевляк.

Куда деваются тонны этих отходов? В некоторых больницах, конечно, их сжигают. Правда, сжигают "по-украински". "Например, в Херсоне возле одной из больниц поставили дорогой импортный сжигатель. Но они же экономят на газе: не дожигают, все чадит, люди пишут жалобы", - добавляет Куцевляк.

Некоторые медучреждения заключают договоры с лицензированными фирмами, которые обязуются безопасно утилизировать такие отходы. "Платятся деньги фирмам, которые находятся под Минэкологии и получили лицензии на якобы вывоз этих отходов. А по факту мы все видим новости: МВД нашли медицинские отходы в лесопосадке, нашли закопанные отходы еще где-то. А деньги берутся, как за вывоз биологически опасных отходов: от 27 до 120 гривен за килограмм. Это же огромные средства!", - говорит Сергей Куцевляк.

Так, например, в апреле СБУ выявила фирму, которая заключила с опорными больницами договоры на утилизацию инфицированных медицинских отходов, а по факту просто вывезла 4 тонны отходов на полигон в Киевской области.

"Фирмы отходы вывозят, а что они с ними потом делают: сжигают или утилизируют, это уже никто не проверяет", - сетует Куцевляк.

Впрочем, самая распространенная практика обезвреживания медицинских отходов в Украине – дезинфекцияю "В нашей системе здравоохранения все печально и проблема с отходами – самая большая проблема, - поясняет "Апострофу" исполнительный директор Национальной экспертной группы по инфекционному контролю Екатерина Сояк. – Дело в том, что большинству больниц недоступны физические методы утилизации, и мы пользуемся самым дорогим, но и самым небезопасным способом: обеззараживанием химическими дезинфицирующими средствами. И это создает риски для персонала".

Кроме того, это действительно дорого.

"Вес кубометра халатов – 150 килограмм. По регламенту дезинфекции, замачивание происходит путем погружения. То есть, нужно потратить тонну рабочего раствора дезинфицирующих средств", - добавляет Куцевляк.

"Печи для сжигания таких отходов есть в очень ограниченном количестве больниц: одна-две на весь регион. Чаще всего, они находятся в тубдиспансерах и сейчас очень многие больницы заключили договоры с тубдиспансерами, чтобы отдавать инфицированные отходы на обеззараживание. Но в любом случае это нарушение правил обращения с медицинскими отходами, так как перемещать их в другие учреждения для обеззараживания нельзя", - отмечает Екатерина Сояк.

Фото: Getty images

Дезинфекция

Дезинфекция улиц, согласно рекомендациям ВОЗ - неэффективна, как и установка дезинфицирующих палаток или рамок в общественных местах. "Орошение людей дезинфекционными средствами не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. Даже в случае обработки в дезинфекционном тоннеле или камере человек, зараженный COVID-19, может распространять вирус во время разговора, а также при кашле или чихании", - отмечают в ВОЗ.

Тем не менее, дезинфицирующие рамки устанавливали в общественных местах страны. Такое приспособление появилось, например, в столичном университете Шевченко, педуниверситете Тернополя и даже в инфекционной больнице Одессы.

В плане дезинфекции ВОЗ рекомендовал тщательно мыть руки. На первый взгляд - элементарный совет и все его знают, но дело тут не только в личной сознательности, но и в позиции государства.

"Услуги водоснабжения нельзя приостанавливать при невозможности их оплаты потребителем", - уверяют в ВОЗ. Украинские чиновники еще весной, в разгар жесткого локдауна, обещали, что во время карантина отключать коммунальные услуги за долги не будут, но в реальности все вышло.

"У нас ЖЭК за долги по квартплате отключал воду в квартирах, - жалуется "Апострофу" жительница села Софиевская Борщаговка Юлия. – Хотя услуги водоснабжения не имеют никакого отношения к квартплате и вообще предоставляются другим предприятием. Это незаконно! Тем не менее, сотрудники ЖЭКа это делали. Можно, конечно, обратиться в суд или в полицию, но пока это дело рассмотрят, пройдет несколько недель или даже месяцев, а сидеть столько времени без воды вообще не вариант".

Во-вторых, как уверяют в ВОЗ, "сокращение возможного риска распространения COVID-19 в гражданских зданиях, например, в жилых домах, офисных помещениях, учебных заведениях, спортивных сооружениях или ресторанах, по-прежнему остается актуальной задачей". В дебюте пандемии в Украине этим занимались: дезинфицировали общественный транспорт, остановки, подъезды жилых домов…

"Но сейчас никто ничего не делает", - сетует эпидемиолог Алексей Галимский, комментируя ситуацию "Апострофу".

По словам эксперта, все дело в отсутствии контроля. "Процесс дезинфекции должен кто-то контролировать. Например, что творится с санитайзерами для рук. Если зайти в обычный супермаркет, то там стоит на столе какая-то непонятная субстанция на воде непонятного состава и происхождения с легким запахом хлорки. Кто ее допустил к дезинфекции рук?" - добавляет Галимский.

Теоретически, контролировать качество антисептиков должна Госпродпотребслужба. Но чиновники этого ведомства могут пресечь только продажу фальсификата.

"Если будет обращение к нам о продаже недоброкачественного товара, то мы примем все необходимые меры и передадим информацию в Минздрав", - пояснил "Апострофу" начальник столичного управления Госпродпотребслужбы Олег Рубан.

А вот если фальсификат разлили в тару и предлагают им дезинфицировать руки, например, при входе в супермаркет, то проконтролировать качество антисептика… просто некому.

"Это вообще за гранью закона. Но мер, чтобы проконтролировать то, что используется в этой услуге, просто нет", - резюмировал Рубан.

Что говорить о магазинах, если в ловушку угодили даже в КГГА. Еще в мае Департамент соцполитики КГГА закупил у частного предприятия антисептиков на 19 миллионов гривен, а позже сотрудники Нацполиции выяснили, что столичные чиновники приобрели фальсификат непонятного происхождения и использовали его с мая по октябрь.

Читайте также