Ровно год назад, 8 января 2020 в 6:14 по иранскому времени, самолет Boeing 737-800, принадлежавший авиакомпании "Международные авиалинии Украины", осуществлял рейс в Киев и был сбит иранской зенитной ракетой при вылете из международного аэропорта Хомейни. "Апостроф" вспомнил подробности трагедии и решил узнать, что произошло за прошедший год и удалось ли нашей власти выбить с иранцев компенсацию.
Рейс PS752 должен был вылететь из аэропорта имени Имама Хомейни, пролететь над Черным морем, развернуться в западной части и приземлиться в аэропорту "Борисполь". Диспетчеры зафиксировали, что когда самолет поднялся на высоту 2416 м, связь с ним исчезла. После попадания ракеты загорелся двигатель, самолет упал в пригороде Тегерана Халаджабади.
Погибли все, кто находился на борту: 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все члены экипажа и двое пассажиров были гражданами Украины. Среди пассажиров было 24 несовершеннолетних, самому младшему было около 2 лет. По количеству жертв катастрофа вошла в пятьдесят крупнейших авиакатастроф в мире. Среди погибших оказались граждане разных стран: Ирана - 81, Канаді - 57, Украины - 2 и 9 членов экипажа, Швеции - 10, Афганистана - 13, Великобритании - 4.
Трагедия произошла через несколько часов после атаки иранских бойцов КСИР на американские военные объекты в Ираке. Организованная Тегераном операция "Мученик Сулеймани" стала ответом на гибель в Багдаде командующего спецназом "Аль-Кудс" генерала Касема Сулеймани. Именно обострение военной напряженности в Персидском заливе стало поводом для спекуляций с иранской стороны о реальных причинах падения гражданского самолета.
Буквально сразу после трагедии сотрудники аэропорта назвали причиной катастрофы возгорание двигателя. Такую же версию высказал и представитель Министерства дорог и городского развития Ирана. Сигнала о помощи от команды не поступало, заявили в Иране. МАУ объявила о прекращении полетов в Тегеран на неопределенный срок. Это же сделали азиатские и европейские страны.
В СНБО Украины рассматривали 7 версий катастрофы, среди которых: столкновение с БПЛА, разрушение или взрыв двигателя, взрыв самолета изнутри. Но затем в сети начали появляться видео, снятые иранскими гражданами, на которых было четко видно, что в самолет попадает ракета.
Человеческий фактор
Спецслужбы США заявили, что самолет был сбит иранской системой ПВО российского производства "Тор-М1". Эту же информацию подтвердили и британские специалисты. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо также заявил о ракетном ударе.
Сеть возмущало, что никаких конкретных заявлений не делают первые лица Украины. Владимир Зеленский, который в канун трагедии был то ли в отпуске, то ли с деловым визитом в Омане, выступил с официальным заявлением только после реакции западных партнеров. Сначала военные эксперты пытались найти причастность российских зенитчиков к сбитию самолета, поскольку ТОР - это российская боевая машина (согласно открытым источникам, на вооружении Ирана находятся не менее 29 ЗРК "Тор- М1", переданных из России). Но за прошедший год "рука Кремля" так и не была найдена..
Исламская республика Иран сначала всячески отказывалась признать свою причастность к атаке на самолет, обвиняла западных экспертов в участии в "психологической войне" на стороне США, но когда американская разведка показала инфракрасные снимки, сделанные спутниками, с запуском двух ракет класса "земля-воздух", Тегерану стало сопротивляться труднее. 11 января Генштаб вооруженных сил Ирана признал, что запуск таки состоялся.
Тегеран объяснил все человеческой ошибкой. Но что случилось с тем, кто нажал на кнопку, неизвестно. Сначала иранские чиновники заявляли, что виновника посадили в тюрьму. Потом вообще выдвигали странные версии: мол, самолет вел себя подозрительно, возможно вообще перешел на сторону США, поэтому военные просто хорошо выполнили свой долг и никого наказывать не будут. Затем заявили, что оператор установки действовал по собственному усмотрению, а не связавшись с командным центром. В конце концов, в июне 2020 заместитель министра МИД Украины Евгений Енин заявил, что Иран настаивает, что катастрофа произошла из-за человеческой ошибки, и поэтому не взял на себя международной ответственности за сбивание самолета. В январе 2021 посол Ирана в Украине Манучехр Моранди заявил, что причастных к катастрофе привлекли к ответственности.
Свой взгляд на ведение международного сотрудничества показал Тегеран и в деле бортовых самописцев. Иранские чиновники то заявляли о готовности передать их за границу компании Boeing в США, то отказывались от этого, то приглашали иностранных экспертов, скажем с Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, то собирались отдать "черные ящики" Украине, "если у нее есть соответствующая аппаратура", то приостанавливали работу из-за коронавируса. В конце концов, 24 июля был завершен анализ самописцев. Было подтверждено внешнее вмешательство в работу самолета. Власти Ирана официально подтвердили, что самолет получал разрешения на взлет от гражданской и военной администрации.
5 января 2021 Евгений Енин заявил, что Иран с пятой попытки передал Украине отчет о причинах катастрофы самолета МАУ. В течение двух месяцев Киев будет изучать документ.
Без компенсации
10 августа Глава Центральной страховой организации Ирана Голамреза Сулеймани заявил, что Иран не будет компенсировать МАУ стоимость сбитого лайнера, так как он был застрахован европейскими, а не иранскими компаниями. Тегеран согласился выплатить компенсацию семьям погибших: в октябре стало известно, что Иран готов обеспечить одинаковый размер компенсации родственникам всех жертв сбитого самолета компании "Международные авиалинии Украины" независимо от их гражданства. Но потом все сорвалось. В декабре 2020 года иранское правительство отозвало предложение о выделении из бюджета 200 млн евро на компенсации родственникам погибших во время авиакатастрофы. Мол, деньги должны были выделить из фонда национального развития, но это повлекло за собой серьезные внутренние дискуссии в иранском обществе. Удастся ли дипломатам стран, чьи граждане погибли в результате этой трагедии добиться от Ирана компенсаций, и в каком размере - пока сказать сложно. Ходили слухи о том, что сумма снизится до 150 тысяч долларов за одного погибшего, однако Канада уже заявила о том, что ее эта сумма не устраивает. Переговоры идут очень напряженно и могут продолжаться еще очень долго.