RU  UA  EN

среда, 20 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Случайность или начало новой эпохи: почему человечество ждут новые пандемии

Международному обществу нужно реагировать на новые вызовы

Международному обществу нужно реагировать на новые вызовы Фото: pixabay

О вреде жестких локдаунов и о том, как предотвратить появление новых эпидемий, "Апострофу" рассказали магистр наук о психическом здоровье ШАРЛОТТ ЛИБОВ, а также заслуженный профессор Университета Гуэлфа, ДЭВИД ВОЛТНЕР-ТОУЗ. Госпожа Либов на протяжении 15 лет пишет о медицине, отмечена престижной наградой Американской ассоциации авторов медицинских текстов; является колумнисткой New York Times и соавтором книги "Отпор: Как победить коронавирус". А Дэвид Волтнер-Тоуз является экспертом по вопросам влияния экосистем на здоровье человека, автором ряда учебников и книги "О пандемии: смертельные болезни от бубонной чумы до коронавируса".

Карантин - преступление против человечества?

Пандемия случается, когда вирусы или бактерии проходят три этапа. Первый - передаются человеку и адаптируются к размножению в его теле. Второй - мутируют чтобы получить возможность передаваться от человека к человеку. Третий - благодаря наличию социума, болезнь получает возможность развиваться и активно распространяться, делится Волтнер-Тоуз своими выводами. Они, по его словам, базируются на опыте десятилетнего наблюдения за различными вирусами в реальных условиях.

Для своего распространения вирус ищет подходящего человека или животное. Как только количество таких лиц уменьшится, вирус пойдет на спад, рассказывает Шарлотт Либов. Это произойдет, если достаточное количество людей получит иммунитет от коронавируса. Но сколько он продержится - неизвестно, на определение этого могут уйти несколько лет.

Вакцины если и не помогут стать вирусом таким же безобидным, как простая простуда, то хотя бы сведут его до уровня сезонного гриппа, который является значительно менее смертельным, продолжает она.

Но Волтнер-Тоуз говорит, что человечество уже потеряло большую часть возможностей в борьбе с эпидемиями - нынешней и будущими.

"Сейчас, в частности, все силы брошены на разработку вакцин. Главными двигателями является желание предприятий получить от этого большую прибыль и практически немедленный результат. Но человечество не думает о предупреждении эпидемий", - говорит Волтнер-Тоуз (выходец из Украины его родители эмигрировали из УССР в Канаду в 1926 году).

"Если посмотрим на историческое развитие, то и пандемия COVID-19, и вирусы Эбола, и "птичий грипп", которые имели препандемический статус, возникли из-за международной торговли, путешествий, социальных потрясений и изменения демографического ландшафта. Практически все эти изменения были спровоцированы и получили быстрое развитие благодаря изменениям в сельском хозяйстве, урбанизации и одновременному сокращении сельского населения, а также экономическому развитию", - продолжает он. Ученый считает, что социальное неравенство на планете, которое выросло за последнее столетие, является одной из причин пандемии.

"Начиная с ХХ века, эти изменения особенно быстро произошли из-за развития науки и технологий. Все эти положительные тренды сопровождались небывалым разломом в доступности для людей благополучия, пищи, услуг здравоохранения. Изменился также подход к рабочему процессу. Неравенство, которое заложено в этих процессах, вызывает пандемии и ухудшает их последствия", - продолжает ученый.

По его мнению, предоставление всем равного доступа к системе здравоохранения и к работе, которая обеспечивает чувство достоинства и имеет общественно полезное значение, распределение богатств и меры по сохранению почв в аграрных регионах является "фундаментом", на котором можно построить эффективный ответ болезням.

Шарлотт Либов, в свою очередь, отмечает, что "политизация вируса вообще забила всем баки", и люди часто подвергают себя опасности, пытаясь выразить приверженность к той или иной партии. В качестве примера она приводит США.

"За четыре года политики в США стали ужасно поляризованы. И поскольку президент Трамп относился к маскам в лучшем случае - "прохладно", а в худшем - вообще отказывался носить их, то маска стала символом - ты за Трампа или против него, и даже более глобально - ты - демократ или республиканец? Противники масок существовали и в 1918-1920-х во время "испанки", поэтому не удивительно, что они есть и сейчас, хотя их движение значительно усилилось", - говорит она.

Порабощения людей и "концлагерь"?

Абсолютно противоположного мнения придерживается популярная на Западе автор и спикер на тему здорового образа жизни, президент корпорации Wellness Forum Health, автор книги "Операция COVID" Памела Поппер. Она считает, что "корона" у большинства людей протекает, как обычная простуда, а все происходящее вокруг - это авантюра.

"Надо прекратить мучить граждан. Люди, которые ввели этот карантин и локдауны, убили уже больше людей, чем нацисты во время Второй мировой. А эти маски - это как оранжевые ромбики, которые нацисты нашивали на одежду евреев", - заявила она "Апострофу". Поппер убеждена, что под видом обычной болезни человечество пытаются поработить, создав концентрационный лагерь на всей планете и введя социализм со всеми его притеснениями. "А я хочу жить, я не хочу в "лагерь смерти!", - добавляет она.

Поппер также отмечает, что не верит в научные исследования по коронавирусу. "Они в своих исследованиях как-то писали, что курить полезно. Можно ли себе такое представить?!" - возмущается она. Речь идет, вероятно, об одном из исследований, которое утверждало, что табачный дым в легких препятствует проникновению коронавируса в организм.

Путаница с научной информацией действительно сейчас встречается довольно часто, объясняет Либов. Широкой общественности на глаза попадаются исследования, подлинность которых не доказана. До пандемии исследования публиковались в рецензируемых журналах и перед выходом статьи могло пройти несколько лет, и если выпускался пресс-релиз, то он выходил вместе с публикацией результатов этого исследования. Но ситуация изменилась.

"Нужно немедленно найти эффективные пути лечения вируса, и стало нормой публиковать краткие отчеты о результатах определенного исследования, а не всю научную работу. Разрешение на экстренные публикации ранее получали лишь считанные научные материалы, а сейчас это стало нормой. Потому что с одной стороны, чиновники могут утвердить какие-то лекарства, опираясь на эту публикацию, а с другой стороны, у них есть возможность для отступления, если надо отозвать рекомендации. Сейчас иногда выпускают только пресс-релизы - без результатов исследования, и они даже влияют на рынки ценных бумаг", - говорит Либов.

Мир после пандемии - каким он будет?

Прежде всего, очевидно, для того, чтобы не получить повторные эпидемии, должна быть введена международная координация и планирование, говорит Либов. Лучше справились некоторые азиатские стране и маленькие страны с централизованным руководством. В целом, жесткая вертикаль эффективна для борьбы с эпидемиями, подчеркивает она.

Фото: pixabay

"В США правление - децентрализованное. Власть - на федеральном уровне, уровне штатов и местных администраций. В результате чиновники разных уровней грызлись между собой. Например, они вводили разные сроки комендантского часа и мы не могли понять, какого из них следует придерживаться", - рассказывает Либов.

Даже после появления вакцин, на возвращение к нормальной жизни без всяких мер предосторожности, как это было раньше, понадобится определенное время, говорит писательница.

"Людям надо создать более стабильный мир. За этот год только в США произошло 25 мощных ураганов, которым дали имена. Кульминацией стал лесной "гига-пожар" в Калифорнии, которая выжег почти полмиллиона гектаров земли. Весь этот перечень невиданных природных катастроф напрямую связан с климатическими изменениями. Эти изменения увеличивают также риск пандемий. Например, вырубка лесов лишает животных их жилья, заставляет их мигрировать, в результате чего возбудители их болезней входят в контакт с организмом других животных и человека. К счастью, пандемия COVID-19 обратит внимание людей на климатические изменения", - говорит Либов.

"Одним из факторов, который способствовал распространению вируса, была возможность людей путешествовать по всему миру. И такая возможность не исчезнет, все будет становиться только хуже. Поэтому, мне кажется возможным, что мы будем сталкиваться с угрозой пандемии снова и снова. К счастью, мы уже изучили некоторые уроки, которые помогут нам лучше справиться с пандемиями, а то и предупреждать их", - заключает Либов.

"Мы потеряли периферийное зрение. Когда с человеком такое происходит, она постоянно на что-то натыкается и ставит себе синяки. Чтобы человечеству найти баланс, придется развивать наш периферийное зрение и держать в его поле несколько тенденций одновременно. Для этого надо налаживать стратегическое партнерство между большим количеством экспертов и обычных людей", - говорит Волтнер-Тоуз.

Прежде всего, считает эксперт, должен быть введен мониторинг пандемических угроз. В сфере здравоохранения мы должны отказаться от фокуса на одной лишь эффективности и подумать о скорости. Для этого придется разработать всемирную, региональную и государственную политику, которая обеспечит обмен ресурсами, специалистами и информацией через политические границы, говорит Волтнер-Тоуз.

Академическое образование нужно реструктурировать. Волтнер-Тоуз считает, что нужно больше возможностей для обмена информацией между учеными, учреждениями и странами. Надо, чтобы ученые работали вместе с социологами, экспертами по коммуникации, представителями гуманитарных наук, ответственными за здоровье в правительстве и частным бизнесом.

Что касается отношений человека с природой, то для предотвращения распространения зоогенных инфекций нужно тщательно регулировать торговлю дикими животными и рынки, где их сбывают, в том числе и так называемые "мокрые рынки", из которых вышел коронавирус, считает Волтнер-Тоуз. Надо декриминализировать торговлю дикими животными и ввести менеджмент и контроль над ней. Нужно наладить связи между природоохранными организациями.

И в конце концов, возникает вопрос глобальной экологии. Ведь сложно обезопасить себя от будущих пандемий, которые приходят к нам из диких джунглей. Ответ дает Волтнер-Тоуз: "Вместо того, чтобы фокусироваться на охране отдельных видов, например, летучих мышей - следует создать условия, при которых многие виды смогут существовать, не взаимодействуя с человеком".

Читайте также