Украинская власть провалила подготовку к вакцинации своих граждан от COVID-19. Мы проиграли заказ вакцин на 2021 год, и сейчас должны бороться за 2022-й, чтобы иметь возможность иммунизировать 90% украинцев и создать коллективный иммунитет. Об этом в эфире Апостроф Live на Апостроф TV заявил врач-инфекционист, стратег ВАДИМ АРИСТОВ.
- В мире уже полноценно начинается вакцинация от коронавируса, а как насчет Украины?
- Она начинается, но важно ее закончить. Самой эффективной страной сейчас является Израиль. Там сообщили, что они планируют вакцинировать большинство своих граждан уже до конца января. Израиль уже установил рекорды, о которых надо говорить, и изучать этот опыт, чтобы так же подготовиться.
Что важно, так это то, что по оценкам специалистов, для выработки коллективного иммунитета вакцинировать необходимо где-то 85%, если не 90%, граждан.
Сейчас у нас в стране, к сожалению, нет ни достаточного количества заказов, ни продуманной инфраструктуры для того, чтобы это распределить, а это очень важно. Например, в США еще с середины 2020 года планировали с военными логистическую операцию, чтобы развезти вакцины, но она потерпела крах. Они очень медленно развозят вакцины, потому что у них много административных единиц внутри страны. Такие же проблемы можно ожидать и в Украине. У нас также много административных единиц, поэтому нужно смотреть на опыт США и избежать таких ошибок.
- За чей счет проводится вакцинация за границей?
- За рубежом это финансирует государство. Граждане не платят за это. В Израиле даже не объявляют цену и говорят, что, возможно, они и переплатили, потому что первыми начинали договариваться. Однако там объясняют, что это не важно. Даже если на неделю раньше они выйдут из страха локдаунов и достигнут открытия экономики, то заработают на этом больше, чем могли переплатить.
- Министр Кабмина Олег Немчинов рассказал о перспективах вакцинации в Украине. По его словам, через международную инициативу COVAX Украина получит 16 млн доз вакцин для 8 млн граждан. Однако будут покупать вакцину и для того, чтобы та часть населения, которая не находится в первоочередных списках, могла вакцинироваться. Насколько это соответствует реальности?
- Вообще интересно, как с 8 млн доз вакцин, это количество подскочило до 16 млн доз. Скорее всего речь идет о том, что в первую волну вакцинации сделают половинную дозу. То есть дали 8 млн доз, которые разделят на две части. Это нормально. Однако есть вопросы по приоритетным категориям, которые объявил Центр общественного здоровья.
Например, во всем мире прежде всего акцент делается на людях пожилого возраста, находящихся в домах престарелых. Это категория номер один. У нас она вообще стоит на четвертом месте. Другими должны быть медики, у нас они первые. Это понятно, что медиков нужно вакцинировать, они важны. Однако люди в домах престарелых просто могут быть сплошным кладбищем. То же с работниками государственной безопасности, образования и тюрем. Они стоят значительно выше, чем люди с группами риска по здоровью.
Их нужно поставить на 6-е место с 9-го, на котором они сейчас находятся. Молодые полицейские или Нацгвардия не имеют рисков умереть. Их надо защитить, но человек с сердечной недостаточностью имеет больше шансов умереть в случае инфицирования.
Сотрудники полиции и Нацгвардии
- По словам врача-иммунолога Федора Лапия, вакцинация в Украине может начаться уже в феврале. Украина планирует закупить китайские вакцины, и с первой поставкой должно поступить 700 тыс доз препарата. Всего ожидается около 40 млн доз вакцины разных производителей. Что вы об этих планах можете сказать?
- Планы замечательные, но важно их выполнение. Здесь надо отметить, что все же COVAX не будет таким быстрым. То есть поставки вакцин планировались на февраль, а уже речь идет об апреле-мае, и будет очень хорошо, если тогда она будет. Соответственно, в феврале будет небольшое количество - эти 700 тыс доз - китайской вакцины, о которой еще недостаточно данных. То есть закончились исследования в Бразилии и Турции, однако в них участвовало не очень много людей - несколько тысяч, а не 40 тыс, как в испытаниях других вакцин. Я думаю, что все будет нормально, но пока достаточных данных нет.
Но не только в количестве вакцин проблема, проблема в неспособности подготовить систему иммунизации населения. Например, когда принимали во внимание, кого и по какому приоритету ставить на вакцинацию, то выбирали тех, к кому легко приехать — это медики и военные.
- Ну вот, а пожилые люди, пенсионеры. Как их вакцинировать?
- Скорее всего, пока нет таких реестров и понимания, кто за это будет отвечать. То, что сейчас делают ставку на мобильные бригады, которых еще даже не существует — это тоже, к сожалению, неспособность государства. Даже во время пандемии надо развивать правильные нормальные механизмы. Мы не можем все время быть на уровне спонтанной импровизации.
Это как у нас строили полевые госпитали. Полгода рассказывали, что они будут, а их пока нет. Те фотографии с палатками 50-х годов с кроватями, которые стоят прямо на земле — это просто безобразие. Китай это сделал еще в начале февраля прошлого года. Он развернул быстрые современные конструкции, которые там проработали.
- Вернемся к вакцине. Какая гарантия, что она будет эффективной?
- Во время клинических испытаний исследуют показатель "efikasi" (с индонезийской - эффективность). Хотя правильнее его переводить как результативность. То есть препарат должен дать результат, чтобы потом его можно было зарегистрировать и пользоваться им. А эффективность покажет себя уже после длительного времени, кто же на самом деле имел достаточный иммунитет, не заболел в течение определенного времени. Это все пока непонятно.
У нас сейчас будут результативные вакцины. Скорее всего, азиатские, китайские, которые не используются в "первом" мире, а будут использованы в других странах. Это неплохо. Китайская индустрия технологически очень развита, они были первопроходцами. Но нам лучше иметь свой надзор над этими клиническими испытаниями, чтобы иметь понимание, какие там результаты, как это делалось. Потому что, скорее всего, ни американская FDA, ни европейский регулятор EMA не проводили мониторинга этих исследований. Соответственно, эти данные не столь точные.
- А как насчет других вакцин? Говорят, что не только китайская к нам приедет.
- Пока не называлось, какими будут другие вакцины. Скорее всего, в COVAX будет AstraZeneca. Вполне вероятно, что могут быть и другие неожиданности. Теоретически это может быть и российская вакцина, и индийская, и какая-то другая китайская.
С российской вакциной, к сожалению, нормальных результатов мы не получим никогда, потому что они просто свернули третью фазу испытаний из-за своих политических особенностей. Люди, которые просто получали плацебо, не имели никаких барьеров и пошли получать вакцину. Соответственно, мы потеряли слепую группу плацебо. Мы не можем ничего сосчитать.
- ЕС уже проводит вакцинацию, а Украина говорит, что это будет за месяц или более. Почему так?
- Нам стоит усиливать способность и эффективность государственных органов, которые за это отвечают. Мы проиграли заказ на 2021 год, но это не конец. Сейчас разыгрываются контракты на 2022-й, и нам нужно их иметь уже, чтобы покрыть 90% своего населения вакцинами. Израиль говорит, что в январе они покроют большую часть своего населения. Может быть, что уже в феврале в Израиле будут те 90%, которых в Украине не будет даже в следующем году.
Читайте также: "Большая вакцинация": сумеют ли у Зеленского победить коронавирус в 2021 году
- Достаточное ли доверие к Минздраву у людей? Все ли согласятся вакцинироваться?
- У нас недостаточное доверие к Минздраву. У нас вообще недостаточное доверие к чему-либо правительственному. Это тоже провал работы.
- Это недоверие может повлиять на нежелание украинцев делать прививки?
- Мы уже получили оценку за предыдущие действия, и нам нужно делать следующие шаги. Но сейчас мы не слышим о том, что готовится какая-то эффективная программа коммуникаций. Опять же, тот же Израиль сделал очень много эффективных шагов. Там были ортодоксальные евреи, которые не хотели вакцинироваться. Правительство специально поработало с их религиозными лидерами, они обсудили это с учеными и сделали такой религиозный посыл. Проблема была решена, и ортодоксальные евреи прививаются на уровне со всеми остальными.
Была проблема с арабской общиной, которая в Израиле довольно многочисленная. Премьер-министр специально поехал в их города, пообщался с их лидерами и на арабском дал какой-то посыл. Там десятки тысяч сообщений с его голосом было записано им на телефоны. Они работают с различными спикерами, которые пользуются уважением, и демонстрируют, что и для чего они хотят сделать.