Заслуженный юрист Украины, трижды заместитель генерального прокурора (2000-2002, 2005-2007, 2014-2015 годы), адвокат Алексей Баганец в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал, поможет ли в делах по событиям на Майдане законопроект, который упрощает процедуру спецрасследований и осуждения людей, совершивших преступления и скрывающихся за пределами Украины.
- Рада поддержала законопроект, который упрощает процедуру спецрасследований и заочного осуждения людей, совершивших преступления и скрывающихся за пределами Украины. Насколько действенным будет этот механизм? Возможно, чего-то не хватает, или же этот документ облегчит работу судов и следствия?
- Этот законопроект дает шанс облегчить ситуацию с привлечением к уголовной ответственности лиц, которые проходят в качестве подозреваемых по уголовным производствам по событиям Майдана только в одной части. Теперь не нужно добиваться факта объявления лица в международный или межгосударственный розыск. Это всегда зависело не от Украины, а от позиции Интерпола. Как правило, они в случаях уголовного преследования многих бывших чиновников Украины заявляли, что оснований для объявления их в международный розыск нет. Мол, эти лица преследуются по политическим мотивам. Конечно, это усложняло работу органов досудебного расследования и прокуроров.
- Чего теперь ждать? Как много у нас будет заочных осуждений, ведь с 2014 года их практически нет?
- Вы сами ответили на свои вопросы. Потеряно очень много времени для того, чтобы сегодня установить истину тех происходивших на Майдане событий, в центре нашей столицы. Прошло время, потеряно много доказательств, которые можно было получить. Я не буду их перечислять. На сегодняшний день многое изменилось.
Многие следователи и прокуроры, которые занимались расследованием этих уголовных производств, ими уже не занимаются. Изменилась подследственность - теперь прокурор не занимается досудебным расследованием. Часть уголовных производств передали в НАБУ, а часть - в ГБР. Вы знаете, там тоже нет стабильности.
Поэтому на сегодняшний день ждать какие-то новые результаты доказательств виновности лиц, обоснованно подозреваемых в преступлениях на Майдане, лично у меня оснований нет. К сожалению.
- Господин Крулько в среду выступал в Верховной Раде. Он попросил разделить этот вопрос: заочное осуждение виновных по делам Майдана и заочное осуждение для других преступников. Если мы берем, например, заочное осуждение преступника, который совершил преступление и уехал за границу, это хорошо или плохо?
- Думаю, это облегчает реализацию органам досудебного расследования и прокурорам своей функции по привлечению виновных лиц в совершении уголовных преступлений к уголовной ответственности. Эту процедуру надо было вводить еще в 2014 году.
Я не хочу хвастаться, но я еще тогда ставил вопрос, что надо было облегчить процедуру проведения спецрасследования. Тогда, конечно, было бы больше результатов. Сегодня эта процедура облегчит органам досудебного расследования процессуальную деятельность с целью привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений на территории Украины.
- Может ли закон о заочном осуждении быть нивелирован, например, законом об амнистии?
- Закон об амнистии, как правило, не освобождает от привлечения к уголовной ответственности. Он освобождает от отбывания наказания. Это немножко разные вещи. Виновность человека все равно будет доказываться во время досудебного расследования. Единственное что, человек может быть затем освобожден от отбывания наказания из-за того, что в отношении него применили амнистию. По моему мнению, это лучший выход. Установить - виновное лицо или нет, а затем можно применять амнистию. Это право государства.